Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Разработка внеклассного мероприятия
Мероприятие, посвящённое празднованию
Дня Земли – 22 апреля,
учитель казахского языка и литературы: Мыспаева Гульмира Сапақызы.

План проведения
Цели: Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к природе родного края, непримиримое отношение к вандализму, к расточительному, жестокому отношению к богатствам окружающей среды.
Оборудование: 1. Видеофильм «Природа Восточного Казахстана»
2. буклет «Времена года в городе Риддере»
3. выставка книг о природе Родного края
4. плакат со словами президента Н.А.Назарбаева
- «Иесіз жер - жетім»
«Земля без хозяина - сирота»
- «Восточный Казахстан – это самый крупный бриллиант в алмазной короне
Казахстана»
5. Выставка детских рисунков «Менің Отаным»
Ход мероприятий
(Звучит кюй Курмангазы «Сары-Арка»)
-Вступительное слово - 22 апреля Всемирный день Земли. Этот праздник зародился в 1872году в С.Ш.А. и его главной темой было озеленение. Своё нынешнее название Всемирный день Земли получил в 1970 году.
С 1990 года его лейтмотивом становятся национальные парки, занимающие 10% суши. В Казахстане Марш парков под лозунгом «Спасём земную красоту!» проводится с 18-21 апреля. В эти дни люди всей земли начинают убирать наш общий Дом. Люди планеты стремятся сохранить всё, что осталось или приумножить. Предъявляют требования к правительству, говорят о закрытии заводов , фабрик которые губят атмосферу, природу.
А сейчас дети прочитают стихотворения о нашей Родине, о нашем крае – Восточном Казахстане.
Туған жер. (сл. народ.)
Атқұлақты ат қылып.
Асыр салған осы жер.
Ақ батпаққа аүнасып.
Жарыс салған осы жер.
Айналайын туған жер,
Кіндік қанын жуған жер.

Отан. (Мариям Хакімжанова)
Отан – жерім
Отан – суым
Отан – қүат, нәр береді
Отан – ұран, Отан – туым,
Отан – мәңгі гүлденеді.
Туған жерім тамаша!(Мұзафар Әлімбаев)
О, алақай, түған жер!
Жақсы – ау, бақша – бауларың!
Көзге ыстық көрінер.
Сенің асқар тауларың.
Сенің асқар тауларың.
Туған жердің жырларын.
Қызғалдақтай терейік,
Қең Өлкенің қырларын
Жүр, аралап келейік!
Жур, аралап келейік!
Отан. (Ермек Өтетілеу)
Отанды біз атамекен.
Деп аялап атаймыз.
Өйткені оны мекен еткен.
Бабамыз бен атамыз
Отанды жас, кәріміз де
Туып, өмір сүреміз
Отанды әркім анасындай
Қастерлейді, бағалап.
Отан деген - атамекен,
Отан деген – туған жер.
Отан – ана! Отан – үлкен!
Қазақстан – туған ел!

Шыңғыстау ( Тайыр Жомартбаев)
Шыңғыстау, Сарыарқа- жерің биік,
Ойың балық болғанда, қырың – киік.
Аруақты ақын туып, сері өсірғен
Өзіңді тартар жүрек, жаным сүйіп.

А теперь посмотрите на стену, где мы продемонстрировали ваши рисунки. Оцените, обсудите, выделите самые лучшие по сюжету, по оформлению.
Вам было дано домашнее здание составить рассказ на казахском языке о речках, которые протекают по нашей местности.
Хотелось бы зачитать один такой рассказ учащейся нашего класса Павиной Евгении «Мен өзеннің жағасында тұрамын. Ол Филипповка деп аталады. Ол таза емес. Ол бүгін сары, ертең көк.»
- Ребята, какие реки протекают по нашей местности. (Быструха, Тихая, Журавлиха, Громотуха, Белая, Уба).
Сейчас мы проведём конкурс пословиц и поговорок о земле, воде на казахском и русском языках.
• Сыйласқанның суын іш / Сүға кеткен тал қармайды. (В воду ушедший иву хватает / в гостях у друга и воду подают – пей.)
• Қайнаған қара суда қасиет бар (И кипяток силы прибавляет)
Академик Фельцман сказал – «Вода – самый дорогой минерал на земле.» Подумайте и скажите почему?
Обратите внимание на доску, где вывешен плакат с пословицами и поговорками о земле.
• Судың да сұрауы бар. / У воды есть спрос.
• Су алтыннан да қымбат. / Вода дороже золота.
• Судың басында тұрғандар бал ішеді. / Кто живёт у истоков-пьёт мед.
- Я хотела бы рассказать притчу из Корана: - Наступит время, когда на земле исчезнет вода. Путник будет брести по пустыне, томимый жаждой, вдруг он видит, что впереди что-то ярко блестит, обрадованный, что наконец нашёл воду он спотыкаясь бежит вперёд и вместо воды он увидел огромный кусок золота, в отчаянии он пинает его ногой и идёт дальше.
Какой вы думаете смысл заложен в этой библейской притче? Да, действительно люди в погоне за золотом сами привели нашу землю к порогу катастрофы. Если мы сейчас всем Миром не будем защищать природу, то мы придем к этой притче.
Сейчас мы посмотрим инсценировку рассказа «Чистый родник» И.Алтынсарина.
Действующие лица: 1 путник - 2 путник - 3 путник - А: Три путника встретились у родного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная как лёд и блестела как стекло. У самого истока кто-то положил камень, с котёл величиной, просверлил его и обтесал, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник.» Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец сказал:
1-й путник – Умные слова здесь высечены. Ручеёк от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже не переставая работай никогда не останавливайся и не предавайся лени: если будешь поступать так, то в конце концов станешь великим и достигнешь цели.» Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею. А: второй путник был бедным муллой, он, качая головой сказал: 2-й путник-Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов всякого; кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу и душе усладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, - и за всё это он ни от кого не ждёт награды. А если так, то смысл этой надписи таков: если даёшь кому добро, то не возлагай на него обязанности ответить тем же. Вот о чём говорит эта надпись. А: Третий путник, очень стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил 3-й путник: Я думаю иначе. Если бы вода в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в неё замутили и загрязнили её; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так ка родник течёт беспрерывно днём и ночью, то он очищается, и за это его любят все. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо когда смотришь в него, то видишь, как в нём отражается блеск солнца и травы, если они глядятся в него; поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех – пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит надпись. Вывод: Ребята, вы сейчас прослушали (учитель) замечательного казахского просветителя, учёного-писателя. И Алтынсарина, который ещё в XIX веке писал стихи и рассказы о родной природе, о бережном отношении к воде, земле, сейчас вы послушаете его стихотворение «Река».

С громом с гор низвергаясь в глубокий провал,
Огибая последние выступы скал,
Затихает река- и в долине блестит
Гладь ее как поверхность спокойных зеркал.

Сердце радо реке. От объятий ее
Хворь оставит недужное тело твое.
Скот, измученный зноем, в прохладной воде
Отдыхая, находит блаженство свое.

Безъязычные рощи, дойдя до воды,
Вдруг начнут говорить с ветерком молодым,
И любая песчинка долиной земли
Сохраняет живительные влаги следы.

Сочным травам расти помогает вода.
Вдоль реки по долине пасутся стада,
В светлых струях под берегом рыба идет
Косяками- готовь для нее невода.

Сотни стад не сумеют реки замутить!
И ничем невозможно ей путь преградить!
Лев придет отдохнуть к ней- и возле, резвясь,
Рыбы станут за шкуру его теребить.


Вот это проведённое мероприятие пусть не оставит вас равнодушными. Любите природу, охраняйте природу, приумножайте её. Хочется верить, что мы будем придерживаться таких слов «Чисто не там, где метут и чисто убирают, а там, где не сорят». Впереди нас ожидают еженедельные субботники, где вы примите непосредственное участие по уборке территории школы, во дворах и подъездах.
А теперь вас ожидают призы за активное участие в нашем мероприятии.
(в заключении учителя и учащиеся исполняют вместе песню «Пусть всегда будет солнце» на казахском языке)
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: ruki (2015-02-08) | Автор: Мыспаева Гульмира Сапакызы E
Просмотров: 311 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 4:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru