Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Работа с текстом

/Несколько рекомендаций/.

М. Кудабаева, учитель  казахского языка

ГУ «СШ № 6 г. Лисаковска»

 

Главная цель работы с текстом на уроках казахского языка – привитие учащимся речевых умений и навыков.

Порождение нового речевого высказывания основывается на восприятии информации, и без нее практически невозможна. Поэтому в работе над текстом, проводимой в целях формирования речевых умений и навыков, выделяются 2 этапа, каждый из которых имеет свою задачу:

Первый - восприятие готовой информации

Второй - подготовка и выдача готовой информации.

Вначале лучше провести работу с готовым текстом, который будет образцом для подражания, затем выполняются задания по его смысловой и языковой обработке. Здесь немаловажную роль играет правильное произношение специфических звуков, ибо неправильное произношение ведет к совершенно к противоположному содержанию текста. Например, если слово «КҮЗ» (осень) с мягким гласным прочитать как твердый гласный, то слово получается твердое, «ҚҰЗ», что означает скала.

В содержание этой работы входит: извлечение информации из текста, усвоение его содержания и основной мысли, усвоение потребляемых в тексте языковых средств.

На втором этапе проводится подготовительная работа по созданию нового речевого продукта с опорой на содержание и языковой материал проработанного готового текста: создается коммуникативно-речевая ситуация и ставится  коммуникативная задача, выполнение которой приводит к появлению нового текста (имеется в виду любое связанное высказывание в устной или письменной форме, выражающее определенную мысль).

Содержание готового текста и нового, создаваемого с опорой на него, как правило, не совпадает: это тексты близкие по теме, но разные.

Таким образом, система обучения речи организуется, как пример одного продукта речи (1 этап) и выдача на его основе другого (2 этап) и представляет собой законченный  цикл: он начинается с восприятия готового (исходного) текста и завершается порождением нового (текст детей).

Своеобразным связующим звеном между ними выступает система промежуточных заданий по усвоению языковых средств и по выявлению смысла, воспринимаемого и порождаемого текстов.

Эффективность работы зависит от характера выполняемых упражнений и заданий по усвоению содержания текста и использованных в нем языковых средств. Поэтому очень важен подбор заданий к тексту и выполнение их в определенной системе. В течение всего процесса работы над текстом необходимо создать условия речевого общения. Поэтому задания над исходным текстом лучше давать в разные моменты: до восприятия его, в момент восприятия и после. Таким образом, по времени выполнения задания можно делить на 3 группы:1) предтекстовые 2) внутритекстовые 3) послетекстовые. Выполняемые в такой последовательности, все вместе они образуют систему заданий в работе над текстом.

1.Предтекстовые задания готовят учащихся к восприятию содержания готового текста. Цель их - создание настроения,  снятие языковых трудностей, которые препятствуют правильному восприятию его содержания.

К предтекстовым заданиям относятся: выяснение лексического значения незнакомых слов, прослушивание музыкальных вставок (если есть возможность), создающих эмоциональный настрой к восприятию, чтение стихотворения, созвучного тексту по содержанию; ответы на вопросы по проблеме, которая поднимается в тексте.

Предтекстовым заданием может быть вводная беседа учителя, сообщение темы, цели, идеи, проблемы текста. Если это отрывок из художественного произведения, то указывается, из какого; если произведение знакомо учащимся из курса русской литературы или русского языка, то предлагается вспомнить его содержание или сам учитель может кратко сообщить, о чем идет речь.

2.Внутритекстовые задания составляют основное содержание работы. Это извлечение из текста информации, осмысление его содержания, преодоление языковых трудностей, усвоение языковых средств.

В зависимости от цели можно выделить несколько групп внутритекстовых заданий.

Задания по усвоению содержания:

чтение (прослушивание текста);

ответы на вопросы по содержанию прочитанного (прослушанного) текста;

составление вопросов по его содержанию;

деление текста на части, придумывание заголовка к каждой части (составление плана, пересказ);

пересказ текста (подробно или кратко);

составление диалога;

выделение интересных деталей.

Задания по смысловой обработке текста:

обоснование заголовка (почему так  назван, соответствует ли содержанию), как можно назвать по другому ;

определение основной мысли текста;

оценка поступков героев;

характеристика героев;

определение отношения автора к написанному;

описание обстановки, места, времени действия;

свое мнение по проблеме, поднятой в тексте.

Задания по преодолению языковых трудностей и усвоению языкового материала:

лексическое значение новых слов, фраз, словосочетаний;

грамматические (составление по содержанию предложений, анализ языковых средств, использованных для связи предложений). 

Названные задания выполняются выборочно в зависимости от характера текста и сформированнности речевых навыков учащихся.

3.К послетекстовым можно отнести: задания, основанные на подражании образцам (т.е. по образцу данного текста ученик может рассказать о подобном случае); задания, основанные на размышлении по содержанию исходного текста (здесь ребята могут рассказывать, как бы поступили на месте героя и т.д; задания по определению коммуникативной обстановки для создания речевого высказывания, определение коммуникативной ситуации, мотивов речевой деятельности.

Послетекстовые задания, будучи творческими, способствуют формированию коммуникативных умений.

Очень результативны вышеописанные виды работы в связи с изучением грамматической темы. Лично я в работе использую элементы модульного обучения (программа Жанпеисовой, Сариевой).

Коммуникативная направленность этой работы очевидна. Она позволяет учащимся прививать навыки создания связных высказываний.

Категория: Казахский язык и литература | Добавил: collegy (2007-04-13)
Просмотров: 3993 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2020-05-26, 4:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru