Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение

Урок по теме:Коллективизация сельского хозяйства.
Слайд№1
Тема урока: Коллективизация сельского хозяйства и её влияние на социально – экономический уклад Булаевского района Северо-Казахстанской области.
«…Хотелось бы, чтобы нынешние
поколения казахов (грамотного и возрожденного народа) не забывало об умиравших от голода людях, детях, стариках и вымерших, и покинутых кишлаках и аулах, и замерзших в степи и больных… »
Т. Г. Невадовская

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о процессе коллективизации сельского хозяйства и её влиянии на социально – экономический уклад Булаевского района Северо-Казахстанской области.
Задачи урока:
1.Развивающая- создать условия для формирования умений быстро переключаться с одной мыслительной операции на другую, а так же отработки навыков по выявлению причинно-следственных связей, классификаций учебного материала и выделения главного.
2.Образовательная – обобщить пройденный материал, пополнить знания учащихся по данной теме, используя краеведческий материал.
3.Воспитательная – создать условия для воспитания потребностей в научной организации труда и умения самостоятельно на практике использовать знания и мыслительные навыки. Воспитывать гражданскую позицию по отношению к указанным событиям.
Сверхзадача: - формирование мыслительных навыков и умений, создание условий для развития интеллекта и творческого потенциала.
Форма урока: круглый стол
Тип урока: обобщение в форме беседы
Оборудование: интерактивная доска, учебники тетради, иллюстрации.

План урока:
1.Вводная часть
2.Задания на проверку знаний по теме «Коллективизация сельского хозяйства»
3.Коллективизация сельского хозяйства в Северном Казахстане (Выступление первой группы ребят)
4.Процесс коллективизации в Булаевском районе (Выступление второй группы ребят)

Ход урока:
Ι.Организационный этап урока
ΙΙ.Задания учащимся на проверку знаний по теме «Коллективизация сельского хозяйства»
Слайд№2
• Что такое коллективизация?
• На каком съезде и когда был взят курс на коллективизацию? Назовите причины перехода к коллективизации?

Слайд№3
• Заполните таблицу.
Этапы коллективизации

№ Дата Название этапа
1
2
3
4
Ученики заполняют таблицу на доске

Слайд№4
Принципы коллективизации
Основные принципы коллективизации Фактические методы


Слайд№5
• Назовите основные формы колхозного строительства в Казахстане
В зерновых районах - ?
В животноводческих районах - ?
• Почему советская власть нанесла удар в первую очередь по крепким кулацким хозяйствам?

Слайд№6
• Проанализируйте схему


Слайд№7-8
• Что вы знаете о советизации аула?
Стихотворение Татьяны Невадовской
Демонстрация слайдов №9-20 под музыкальное сопровождение «Реквием по мечте» Клинтона Мэнселла

В природе март - пришла весна хмельная…
А все забыть – не помнить не могу…
Уж травка первая, а я припоминаю
Замерзшие фигуры на снегу.

Убожество и грязь – я их не замечаю,
Не замечаю ни заплат ,не вшей,
И беспредельно , искренне страдаю
За этих обездоленных людей.

Не содрогаюсь я от отвращения,
Но и смотреть спокойно не могу,
Как люди, падая от истощенья,
Перебирают колоски в стогу.

Под проливным дождем, под ветром, под снегами
Стога соломы здесь в степи стоят.
Колосья прелые, изъедены мышами,
Покрыты плесенью… содержат яд.

Беспомощные детские ручонки
Находят полусгнивший колосок,
И слышится надтреснутый и тонкий
Болезненный ребячий голосок.

Так в чем же их вина? За что такие муки?
Здесь, на своей земле, в краю родном?
Ах ,эти худенькие пальчики и руки,
И девочка больная под стогом.

Под кожей ребра и торчат лопатки…
Раздутые ребячьи животы…
Нет оправдания и нет разгадки
Причины этой жуткой нищеты.

Без шерсти и кошмы – казах совсем раздетый ,
Без дичи и без шкур он будет необут.
Откуда ему знать, что в Подмосковье где-то
В колхозах на полях сажают, сеют, жнут.

Я не умею с этим примириться,
Мне тяжело на это все смотреть.
На небе радостно поют ,трепещут птицы,
А на земле страданья ,голод, смерть

Мерещатся мне детские ручонки
У прошлогодней и гнилой скирды,
И небо ясное, и жаворонок звонкий,
Смесь зла, добра, нужды и красоты.

Опережающее домашнее задание:
Слайд№21
Составьте кластер: «Последствия коллективизации сельского хозяйства в Казахстане»(группы обмениваются кластером друг с другом, делают анализ дополняя и усовершенствуя его)
Кластер первой группы ребят Слайд№22
Кластер первой группы ребят Слайд№23

Работа с архивными материалами
Слайд№24
ΙΙΙ. Коллективизация сельского хозяйства в Северном Казахстане (Выступление первой группы ребят)
Слайд№25
Уже на исходе первого десятилетия Советской власти курс политического руководства страны обнаружил стремительный отход. Такой отход имел свои причины. Жесткие установки для развертывание классовой борьбы в деревне, ограничение и разгром кулачества дополнялись атаками на научную инженерно-техническую, гуманитарную интеллигенцию.
Слайд№26
Правительство, стремясь удержать ситуацию под контролем, не сумело найти правильного решения и перенесло все издержки на крестьян, осуществив снижение закупочных цен на зерно, введение налога на кулаков, ремесленников. Торговцев, удорожание для частников железнодорожных перевозок. Но чрезвычайные меры еще больше сократили хлебопоставки.
Слайд№27
Аграрный сектор в сталинской системе структурной перестройки страны занимал важнейшее место. Он должен был стать главным звеном того преобразования, которое сравнилось бы по своему воздействию на общество с Октябрьской революции 1917г.
Сталин избрал путь качественно иной. Он предложил создать коллективные хозяйства с широким охватом обобществления. Этим сразу упрощалась сложная социальная структура деревни.
Крупное коллективное хозяйство имело свои заметные преимущества. Оно позволяло массировано принимать новую сельхозтехнику, новые формы и методы земледелия, агрономические знания, плановый характер ведения хозяйства. Это достигалось простотой и жесткостью схемы – все общее, все единое. Но такая простота и жесткость имели и весьма серьезные минусы.
Слайд№28
Прежде всего многократно возрастала степень риска, ошибки, не очень удачного решения. Во-вторых жизнь всегда была богаче плана. К тому же тогда еще не было понимания наших дней, что в план можно заложить стремление предпочтительности, логику самоисправления.
Процесс массового обобществления крестьянских хозяйств начался в Северном Казахстане с ревизии уже существовавших колхозов. В ходе их проверки уже существовавших колхозов. В ходе их проверки и перерегистрации в 1628 году из 464 крестьянских объединений Петропавловского и Кокчетавского уездов – 339 определены были как лжеколхозы, т.е. как простейшие объединения без обобществления средств производства, без неделимых капиталов. Их организаторами были кулаки, или собственники тракторов, которые держали объединения в своих руках, получали льготы и кредиты от государства. Эти лжеколхозы были немедленно распущены.
Слайд№29
Таким образом, на 200 тыс крестьянских хозяйств огромной губернии в начале 1928 г. Было 125 колхозов включавших немногим больше тысячи хозяйств. И вот уже с лета 1928 г. Начался быстрый рост
Слайд№30
В 1929 г. в колхозном движении произошел резкий «скачок». До этого процесс производственной кооперации крестьян шел в рамках разумного, как и предусматривалось первым пятилетним планом, т.е. к 1933 г. вовлечь в колхозы до 20% крестьянских хозяйств. Процесс объединения крестьян в ТОЗы, артели, коммуны, проходил до осени 1929 г. в основном на добровольной основе. Губернский комитет партии отмечал на своем пленуме в апреле 1928 г.: «К коллективному объединению имеется грандиозная тяга со стороны бедноты и середняков. Это коллективное движение растет стихийно и им никто не руководит…»
Слайд№31
В 1928 г.в Северном Казахстане работала правительственная экспедиция с целью изучения опыта работы совхозов и выявления возможностей организации крупных хозяйств. Уже в следующем году Совнарком Казахской АССР принял постановление об организации в годы первой пятилетки в Петропавловском округе 15 крупных совхозов Киялинского, Чаглинского, Возвышенского, Чистовского, Тарангульского, С тановского, Октябрьского, Кызыл-Аскерского, Пресновского и др. Для них было отведено 350 тыс.гектаров земли .Работы проводились как особо важные и первоочередные.
Слайд№32
Первым из пятнадцати стал строиться совхоз-гигант «Чаглинский» на землях Бейнеткорского района, в неоглядной степи на целинной земле. Совхозу вначале отвели огромную площадь – 500 тыс. гектаров. Маломощной и малочисленной техникой надо было распахать огромные площади ковыльной степи.
Весной 1930 г. 120 тракторов совхоза засеяли в трех районах области. Помощь совхозов была большим подспорьем для крестьян, столкнувшихся в конце 20-х годов с неурожаем, а затем и голодом.
В начале 30-х годов развернулось строительство еще четырех крупных зерносовхозов Чистовский, Возвышенский, Киялинский, Колутонский.
Коллективные хозяйства в 1928-1929 гг. опираясь на помощь государства и совхозов, в ряде случаев оправдали себя. Эта положительная сторона могла быть упрочена и приобрести устойчивую тенденцию к развитию, если бы не общеполитическая установка форсирования коллективизации. За 1929 г. В Петропавловском округе было создано более 1160 колхозов, к маю 1930 г. Более 40 % хозяйств округа вступили в колхозы.
Слайд№33
Дело коллективизации приобрело остроту и противоречивость в основном на исходе 1929 г. И вот под сильнейшим нажимом сверху в Петропавловском и других районах Северного Казахстана, как и повсюду в стране, партийные, советские, комсомольские органы и организации были тонально мобилизованы на массовую кампанию по созданию колхозов и раскулачиванию зажиточных крестьян. Во всех районах проводились конференции, слеты.
В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. Вскоре «Правда» опубликовала передовую статью «Ликвидация кулачества как класса становится в порядок дня», где прозвучал призыв «объявить войну не на жизнь, а на смерть кулаку и в конце концов смести его с лица земли…»
Слайд№34
О произволе и насилии в ходе этой кампании свидетельствуют оперативные донесения окружного отдела ОГПУ. В одном из них говорится: «Петропавловский пункт 6 марта 1930 гогда доставлено из Ворошиловского района 42 семьи 210 человек, из Боголюбовского 2 женщины после родов, из станции Новоникольской семья: 2 девочки 12-16 лет, мальчик одиночка, Дружевицкий 16 лет и т.д.»
Слайд№35
Возвращение домой неправильно раскулаченных было далеко не радостным событием. Пострадавшим приходилось силой освобождать свои дома, отнимать своих коров у новых хозяев, со слезами разыскивать остатки своего имущества.
Как свидетельствует документы из 5367 хозяйств раскулаченных в Петропавловском округе, 1544 оказались хозяйствами середняков или бедняков. А в Трудовом и Ворошиловском районах из 1266 раскулаченных хозяйств 576 оказались бедняцкими или середняцкими.
Борьба с капиталистическими элементами и изъятие их из экономики продолжались до конца первой пятилетки, а в ряде районов и позже. Эта кампания охватило и городское население: ликвидировались частные кустарные мастерские, магазины и лавки, а также индивидуальная розничная торговля. Дела рассматривались форсированным темпом с последующим выселением «классого-враждебных элементов» спецпереселенческие поселки.

Слайд№37
ΙV. Процесс коллективизации в Булаевском районе (Выступление второй группы ребят)
Слайд№38
В 1928 – 1929 гг. район состоял из 19 селстансоветов, 131 населенного пкнкта, дворов по району 6375. Состав и численностьнаселения показан на доске.
Правительство в период коллективизации проводило работу с беднотой и батрачеством. Работа с бедными людьми велась в основном через группы бедноты, организованные при советах, кооперативах и других общественных организациях.
Слайд№39
Особенно нужно отметить положительную роль бедноты проводимых государственных компаниях, ведь как видно в таблице представленной на доске половиной членов советов Булаевского района было бедное население. Компания проходила под знаком усиленного наступления на кулацко-зажиточную верхушку и усиленной работы с беднотой и батрачеством.
Слайд№40
Раскулачивание принимало порой самые уродливые формы. В директивах, доведенных до местных органов определялось что число ликвидируемых кулацких дворов до местных органов должно быть в пределах от 3-5% но во многих районах такого количества не набиралось. Однако под нажимом «сверху»эта цифра, как правило, перекрывалась за счет раскулачивания середняков. Достаточно было иметь дверь или дом под железной крышей ,чтобы попасть в разряд кулаков. Погоня за перевыполнением разнарядки углубляла допускавшиеся «перегибы».Например, в с.Надежке (бывший Булаевский район, ныне район М.Жумабаева)комитет бедноты с большим трудом после изнурительных собраний составил список десяти хозяйств, подлежащих раскулачивания.
Слайд№41
Правительство в период коллективизации проводило работу с беднотой и батрачеством. Работа с беднотой и батрачеством велась в основном через группы бедноты, организованных при советах, кооперативах и других общественных организациях. Особенно нужно отметить положительную роль бедноты и батрачества в проводимых государственных кампаниях. Кампания проходила под знаком усиленного наступления на кулацко-зажиточную верхушку деревни и усиленной работы с беднотой и батрачеством.
Через год Булаевский райком вновь обратился к батракам, середнякам, беднякам, единоличникам Булаевского района. В этом обращение гиперболизировались успехи, достигнутые в области сельского хозяйства. Звучал призыв «догнать и перегнать капиталистические страны!»
По всем советам рассылались технические инструкции по кормлению, содержанию, уходу, контрактованным молодняком. В зимнее и летнее время данная инструкция должна была безукоризненно выполняться.
Особое внимание в период коллективизации уделялось борьбе с кулачеством.
Слайд№42
Председатель РИКа Скляренко отдал приказ разослать по всем сельским советам правила для коменданта кулацкого поселка. Данные правила говорят о том, что все кулаки должны были трудиться в обязательном порядке, а вся сумма заработка должна была поступить в распоряжение коменданта. Рабочее время не нормировалось. За не исполнение заданных правил, человек подвергался аресту, либо поддавался под суд.
Слайд№43
Очень много в архивных документах директив с грифом «Секретно» . Чаще всего в данных директивах речь идет о выселке кулаков. Листая страницу за страницей пожелтевшие от времени директивы, постановления, отчеты приходишь в ужас от того, сколько было разрушено семей и погублено судеб.
Налоги и трудовые повинности тяжелым бременем легли на плечи крестьян. Труд повинностей выполняло все трудоспособное население, хотя и здесь допускались значительные перегибы. Так в одном из объяснительных Артюховой (Надеженский сельский совет), речь идет о том, что она поясняет: «Почему не выполнены трудодни и не заплатили все налоги». Она приводит доказательства того, что налоги выплачены, и что работать не позволяет ей возраст. Ей было уже 86 лет. В архиве мы находим чертежи инвентаря предстоящим дорожным работам на 1 апреля 1930 года для несения трудовой повинности граждан.
У граждан, которые не имели возможность выплатить всю сумму налога, конфисковывался сельхозинвентарь
Слайд№44
Изучив данные РИКа, в которых указаны списки кулаков, даются сведения об их социальном положении, состоянии здоровья, места жительства, материального положения, а последняя графа указывает на те меры, которые были допущены в период коллективизации. Семья Ратушных состоит из 10 человек. Из них 6 взрослых сыновей имеют 5 лошадей, 2 коровы, избу, признанных кулаками, подлежат выселке. Отсюда следует вывод: «Разве могла прокормить себя столь большая семья, имея меньшее хозяйство?». На первый взгляд кажется смешными доводами, которым подвергаются репрессиями люди: кулака Иванова обвиняют в особых издевательствах над батраками. В том, что он якобы глумился над своими работниками, одевал из в праздничные одежды и выгонял из на мороз. За эксплуатацию он подвергся выселке и раскулачиванию. Такие доводы естественно являлись сфабрикованными и неправдоподобными. А вот еще одна судьба Жакупов Жармакобей (аул Шандак) раскулачен, лишен права голоса, как сын мулы и как бая.
Булаевский районный комитет ВКПб обратился к беднякам, батракам и середнякам Булаевского района с призывом поддержать весеннюю кампанию текущего года. В этом обращении красной нитью были отмечены успехи, достигнутые в области сельского хозяйства. Указывалось на борьбу с кулачеством. В нем явно слышался призыв уничтожения кулачества, как класса.
К сожаления, масштабы раскулачивания в Казахстане пока не поддаются точной оценке, так как репрезентативность выявленных материалов еще не вызывает удовлетворения. На сегодня историография располагает лишь фрагментарными сведениями на этот счет. Тем не менее, даже имеющиеся отрывочные данные позволяют констатировать беспрецедентную массовость этого печального явления.

Стихотворение Сабины Оспановой
Коллективизация, а что это такое?
Мероприятие большое?
А вот и нет, это «Великий прелом»,
Где раскулачивали, забирая дом.
Граждане должны были платить налог,
Иначе сельхозинвентарь конфисковаться мог.
А как они без сельхозинвентаря?
Ты знаешь? Нет? Сама не знаю я!
В тысяча девятьсот двадцать девятом году,
«ПРАВДА» опубликовала передовую статью,
Где прозвучал призыв «объявить войну,
Не на жизнь, а насмерть самому кулаку».
А чтобы попасть в разряд кулаков,
И не нужно было десятков коров,
Лишь бы дом под железной крышей имел,
Вот и все, оглянуться ты даже не успел.
У тебя нет ни дома, ни коров, ни баранов,
Сидишь ты один, хоть ты не кулак.
Из пяти тысяч хозяйств, подсчитанных нами
29 процентов был хозяин – бедняк.
Множество сведений есть в архивах района,
Сходи, не ленись, ты узнаешь там много.
Будешь знать обо всем, что было тогда,
Это лишним не будет, поверь, никогда!

V. Подведение итогов урока.
Категория: Краеведение | Добавил: Галина1961 (2013-05-22) | Автор: Астанина Галина Николаевна E
Просмотров: 3008 | Теги: урок, тема, Булаевский район., Коллективизация | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 1:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru