Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение

«История Костаная глазами современников».
ПРОГРАММА КУРСА
«История Костаная глазами современников».
Для среднего звена основной школы
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Средняя школа №5 города Костанай.
Авторы-составители учителя истории:
Аллахвердиева И.К.
Садриева И.П.

Пояснительная записка.
В Концепции двенадцатилетнего общего среднего образования РК поставлены задачи: воспитание казахстанского патриотизма и активной гражданской позиции, формирование общечеловеческих ценностей и толерантного сознания, сохранение национальной культуры и традиций народов Казахстана, создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала нового поколения казахстанцев. Одним из способов реализации поставленных задач является внедрение в образовательную систему регионального компонента, ведущим элементом которого является историческое краеведение.
В Концепции формирования исторического сознания в РК отмечено, что ведущим принципом современного исторического образования является принцип гуманизации, который заключается в культурологической и социальной направленности преподавания истории, в обращении к региональной тематике. Региональное историческое образование является связующим звеном между мировой и национальной историей. Оно позволяет решить задачу формирования региональной идентификации личности, без чего невозможна интеграция любого региона в современный мир.
Книга Н. Назарбаева « Напороге XXI века» открывается словами: «Есть такой афоризм: «Каждое поколение заново переписывает историю». В нём большая доля истины, и всё же не хотелось бы впадать в соблазн описать события нашей недавней истории с некоторых временных позиций». Нами это мысль глубоко осознанна.
В связи с этим актуальной представляется разработка вариативных образовательных программ по краеведению, возможно на основе интеграции с предметами гуманитарного цикла.
Актуальность состоит и в том, что Костанайская область является родиной многих из нас, и мы должны знать о своем крае больше. Это долг всех людей, которым не безразлична судьба города и области. Отношение к прошлому, к памятникам истории и культуры - это показатель уровня развития нашего общества.
Отличительными чертами программы по курсу ««Костанай: прошлое и настоящее». является:
- программа основывается на изучение местного компонента;
- основное внимание сконцентрировано на изучение истории общества, жизни людей, их традиции, тем самым способствует принятию личностью идеалов гуманизма в качестве жизненной концепции;
- в программе правильно подобран исторический материал, качественное обучение и правильная подготовка учителя и учащихся формирует у школьников высокие нравственные качества: благородство, сознательность, гуманность, трудолюбие, независимость;
- в программе учтены теоретические занятия (лекции), тематику и вопросы практических занятий, темы рефератов. Выбор тем для практических занятий определён наличием источников, использование которых существенно поднимет интерес учащихся.
- Процесс подготовки тем это длительная, кропотливая работа учителя и учащихся, которые должны чувствовать себя в роли архивариуса, исследователя, краеведа;
- У учащихся проявляется интерес к знаниям по истории «Малой Родины».
Программа курса «Костанай: прошлое и настоящее», разработана для
учащихся среднего звена в объёме 34 часа. Тематика курса охватывает исторический период со второй половины XIX - начала XXI вв.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Содержание (темы) Кол-во часов Формы, методы, приемы работы
1.Введение в курс «Костанай прошлое и настоящее».Викторина с элементами беседы.
Раздел 1. Николаевский (Костанайский) уезд – 3 ч.
2.Легенды родного города Костаная. Конференция (выступления учащихся с докладами и сообщениями, блиц -опрос).
3.Этапы большого пути.Конференция (выступления учащихся с докладами и сообщениями, блиц -опрос, просмотр фрагмента учебного видеофильма).
4.Купеческое наследство Костаная. Построение дидактического многомерного инструмента Другой вариант: экскурсия в историко-краеведческий музей, составление учащимися конспекта (кластера, дневника, очерка и др.)
Раздел 2. «В моей судьбе ты стала главной…..» - 4 ч.
5.Путешествие в прошлое улиц Костаная. Конференция (выступления учащихся с докладами и сообщениями, блиц -опрос).
6.«Улицы заговорили….» 1 час Составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;оформление выставок, плакатов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
7. «Моя улица». Проект
8. Пройду по Губернаторской, сверну на Наримановку.Экскурсия
Раздел 3. Костанай в годы революции и гражданской войны – 3 ч.
9.Тревожные дни Кустаная.
Контрреволюция в Кустанае
18 Марта 1918 года. Урок-лекция, беседа, экскурсия в музей. Работа с документами, газетами, публикациями.
10.«Красный» реванш.
Раздел 4. Великая война в истории страны и города Костаная – 3 ч.
11.«Так у нас начиналась война".Работа по теме: «Мои близкие на фронтах Великой Отечественной войны», «Как ковалась Победа в тылу». Анкетирование, интервьюирование, поисковая работа, обработка собранного материала.
12. Труженики тыла
13. Мои близкие на фронтах войны
Раздел 5. Костанай целинный край – 2 ч.
14. Целина подвиг поколений.Анкетирование, интервьюирование, поисковая работа, обработка собранного материала.
15. Целина победы и поражения .
Раздел 6. Моя семья – 3 ч.
16. История моей семьи в истории города.
1 час Беседа с местными старожилами составление и оформление фотоальбомов.
17. История моей школы. Работа с документами архивами. Проектная деятельность
18.Сердца, отданные на благо людям. Викторина с элементами беседы. Построение дидактического многомерного инструмента. Другой вариант: экскурсия в историко-краеведческий музей, составление учащимися конспекта (кластера, дневника, очерка и др.)
Раздел 7. Архитектурный стиль города Костаная – 7 ч.
19-20.Памятники конца 19 века.Работа с документами, архивами, периодической печатью. Экскурсия в краеведческий музей, интервьюирование сторожил. Тематическая фотовыставка.
21-22. Памятники и памятные места серидины 20 века.Работа с документами, газетами, публикациями, выполнение проектных заданий, их презентация.
23-24. Современный Костанай. Урок-лекция, беседа, экскурсия в музей. Работа с документами, газетами, публикациями.
25. Перспективный туристический маршрут: «Город степной - всюду со мной….» 1 час Работа с историческими источниками (архивными материалами). Исследовательская работа.
Раздел 8. Заповедные места – 3 ч
26. Природа Костанайской области 1 час Исследования на основе специальной литературы.
27. Жемчужина Костаная. 1 час Устный журнал.
28. Экологические проблемы.Конференция (выступления учащихся с докладами и сообщениями, блиц -опрос, просмотр фрагмента учебного видеофильма).
Раздел 9. Костанай 21 веке – 5 ч.
29. Градообразующие предприятия города Костанай 1 час Презентация творческих работ учащихся по исследуемой теме.
30. Агромашхолдинг - гордость нашего машиностроения 1 час Работа с документами, газетами, публикациями, выполнение проектных заданий, их презентация.
31. Костанай – аграрная столица Казахстана 1 час Анкетирование, интервьюирование, поисковая работа, обработка собранного материала.
32. «Роль города в экономике страны» 1 час Работа с документами, архивами, периодической печатью. Экскурсия в краеведческий музей, интервьюирование сторожил. Тематическая фотовыставка.
33. Даты и числа из истории городаКкостаная. Интегрированный урок.
34. Повторение, обобщение и контроль знаний «Я и мой город»

Содержание программы.
Введение (1 час)
Ознакомление с целями, задачами и формой ведения курса.
Раздел I. Николаевский (Костанайский) уезд. ( 3 часа).
Основание Николаевского (Костанайского) уезда.
Социально –экономические и политические предпосылки создания российским царизмом Николаевского уезда на территории Торгайской области. Основание Костаная, легенды родного города Костаная. Первое упоминание о Костанае в письменных источниках.
Разные точки зрения на происхождение названия Костанай. Символика и атрибутика. Общий обзор истории города. Развитие торговли и промышленности. Федор Петрович Кияткин, Тимофей Андреевич Каргин, Антон Петрович Лорец, Лев Афанасьевич (Аронович) Кроль, купцы Стахеевы.Развитие капиталистических отношении в экономике края в конце XIX – начала XX века. Ремесло и промышленность
Раздел 2. «В моей судьбе ты стала главной…..» - 4 ч.
«Бородин – это целая эпоха» Изменения в названии улиц города. Вехи биографии. Бородин А.М. в истории Костанайской области и памяти народной.
Беимбет Майлин – гордость национальной культуры, наш земляк,
Раздел 3. Костанай в годы революции и гражданской войны – 2 ч.
Работа с материалами документов, воспоминаний участников событий революции и гражданской войны.
Раздел 4. Великая война в истории страны и города Костаная (3 час).
Исторический портрет героя. Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные годы. Героизм тружеников тыла. Работа по теме «Мои близкие на фронтах Великой Отечественной войны», «Как ковалась Победа в тылу». Анкетирование, интервьюирование, поисковая работа, обработка собранного материала.
Раздел 5. Костанай целинный край – 2 ч.
Экономическое развитие города в годы целины.
Раздел 6. Моя семья – 3 ч.
Тематика и методика проведения беседы со старожилами города.
Тематический поиск: «История семьи в истории города». Беседы со старожилами села.
Работа с материалами школьного музея, сбор и исследование материалов о жизненном пути земляков, связанных с родной школой. Оформление стендов, альбомов «Династии учителей», «Они учились в нашей школы».
Жизнь и творчество видных деятелей культуры, науки, образования, народного хозяйства, спорта.
Раздел 7. Архитектурный стиль города Костаная. – 7 часов.
Памятники конца ХIХ века: Здания религиозного культа. Жилые дома и предприятия.
Памятники и памятные места конца ХХ века: Памятники образования и культуры. «Кирпичный стиль» Костанайской архитектуры. Памятники, которые не сохранились.
Раздел 8. Заповедные места – 3 ч
Богатство Костанайской земли.
Богатство подземных кладовых. «Зеленое богатство» Костанайской земли; Водные артерии области; В храме природы. Экологические проблемы.
Раздел 9 . Костанай в XXI веке. ( 2 часа)
Экономика. Образование. Культура. Религия. Спорт.

Сравнительный анализ наиболее ярких сторон и особенностей города Костаная на основе материалов местной печати. Интегрированный урок "Даты и числа из истории Костаная".
Повторение, обобщение и контроль знаний «Я и мой город» - 1
На усмотрение учителя создаются творческие проекты учащихся.

Цели курса: через активную интеллектуально - творческую деятельность обеспечить изучение учащимися наиболее значимых страниц истории родного города.
Задачи курса:
Образовательные:
- учащиеся расширяют свои знания по истории родного края;
- раскроют его роль в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности края;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
Развивающие задачи:
- развивать аналитические способности (умения сравнивать, обобщать и творчески перерабатывать изучаемый материал);
- совершенствовать навыки работы с историческими источниками, научной литературой;
- развивать навыки конструктивного общения и умения публично выступления.
Ожидаемые результаты:
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико- ориентированного подходов; овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе, учебной и практической деятельностью, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- хорошо знать историю родного города;
- уметь использовать различные источники информации, анализировать и классифицировать их;
- самостоятельно и аргументировано давать оценку изученным событиям, деятельности изучаемых лиц;
- выполнять творческие работы, проектные задания по избранной теме, проводить их презентацию;
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.
Основные принципы проведения курса:
- создание особой среды развития, способствующей эффективному приобретению образовательных компетенций, повышению интереса к изучению истории родного края, воспитанию необходимых установок в деятельности ученика по осознанию им ценности обретения творческого опыта втинтеллектуальной деятельности;
- предоставление свободы каждой личности в проявлении своих способностей;
- уважение достоинства каждого ученика.
Методические рекомендации к организации занятий:
Реализация гуманистической парадигмы в историческом краеведении предъявляет определённые требования не только к содержанию, но и методам обучения на занятиях по изучению истории региона.
Изложение учителем краеведческого материала, несущего ценностные отношения, предполагает использование личностно - ориентированных технологий обучения: проектный метод, разноуровневое обучение, интерактивное обучение и др. Целесообразно большую часть занятий проводить в музеях, библиотеке, архиве, мультимедийном классе.
Для организации самостоятельной работы можно привлекать творческие и исследовательские работы учащихся, представленные на различных конференциях и конкурсах (если они соответствуют содержанию программы и предъявляемым требованиям).
Политика и процедура курса.
1. На учащихся лежит ответственность за проявление активности на занятиях, современное предоставление результатов самостоятельной работы.
2. Учащиеся должны:
- читать дополнительную литературу;
- высказывать собственное мнение, делать оценочные выводы;
- выполнять устные и письменные задания учителя на занятиях;
- оценивать достигнутый уровень самообразования;
- стремиться быть самокритичными и объективными;
- не нарушать дисциплину на уроке;
- уважительно относиться к мнению окружающих.
Основные методы работы:
- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;
- беседы, обсуждения;
- интервью;
- метод коллекционирования (собирание газетных статей о Костанае);
- сбор материала, отражающих историю города, школы для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции;
- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению;
- работа с историческим источником с целью получения необходимой информации;
- обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов);
- подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала;
- организация встреч с интересными людьми;
- проведение пеших экскурсий, походов, прогулок по родному краю, отражающих историю улиц, памятных мест;
- подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям;
- участие в городских и республиканских конкурсах, посвященных изучению истории родного края;
Категория: Краеведение | Добавил: Индира2013 (2013-09-11) | Автор: Аллахвердиева Индира Казимовна E
Просмотров: 3519 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 2:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru