Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение

Мой родной край
Бакалкина Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
вторая категория
средняя общеобразовательная школа №20
город Уральск
Кружок «Мой, родной край»

«Трудно любить Родину,
не любя свою школу, свой
район, свою область, свой край;
также трудно любить народ,
не любя человека…»
Ильяс Омаров

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников
«Мой родной край»
Пояснительная записка
«Мой родной край» - вспомогательная историческая дисциплина. Этот предмет формирует целостное представление об истории, культурном наследии, природных богатствах края, способствует формированию национального самосознания, мировоззрения учащихся.
Изучению краеведения способствуют разделы, включающие общую характеристику края – природы, населения, дающих представление об исторических событиях прошлого, знакомит с историческими личностями и историческими памятниками различных эпох.
Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках познания мира, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Западно-Казахстанской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с культурными учреждениями области, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теорер=тические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитываиъть у детей культуру труда и этику общения; воспитывать ю\бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, прктические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм.
Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов, тестовые контрольные работы.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю, 34 часа

Тематическое планирование
1 час в неделю (34 часа за год)

Четверть Часы
1 9
2 7
3 10
4 8
Всего за год 34

Тема занятия:
1.Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники

2.Мой край на карте Родины

3.Мой край на карте Родины

4.“Дом, в котором я живу или хотел бы жить”

5.“Дом, в котором я живу или хотел бы жить”

6.Моя улица

7.Посещение музея «Старый Уральск»

8.На Яике городок – Пугачевский бунт

9.Посещение музея Е.Пугачева

2 четверть (7 ч)

10.Водные ресурсы Западно-Казахстанской области

11.Растительный мир Приуралья

12.Животный мир Приуралья

13.Помогите птицам. Зимующие птицы Приуралья

14.Основные экологические проблемы. Карачаганак

15.Охрана окружающей среды

16.Экскурсия на станцию «Юных натуралистов»

3 четверть (10 ч)

17.Посещение историко – краеведческого музея

18.Устное слово – душа народа. (Казахский фольклор)

19.Русский фольклор

20.Устное поэтическое творчество Уральских (Яицких казаков)

21.Посещение музея Г.Тукая

22.А.С.Пушкин в Уральске

23.Посещение музея А.С.Пушкина

24.Великий составитель словаря В.И.Даль

25.«На Дону – казак, на Урале – казах»

26.Посещение музея М.А.Шолохова

4 четверть (8 ч)

27.Наши современники – Н.Корсунов, Э.Габбасов

28.Родная земля в изображении С.Гумарова

29.Экскурсия на водно-спасательную службу

30.Уральск – Западные ворота Казахстана

31.У Победы женское лицо

32.Экскурсия в музей Маншук Маметовой

33.В парке старинном…

34.Обзорная экскурсия по городу. Обобщение материала

Литература:

1.«Животный мир Западно – Казахстанской области». Байбулова Л.А., Булатова К.Б., Карагайшин Ж.М.; Уральск-2002
2. «Растительный мир – Западно – Казахстанской области». ДарбаеваТ., Утаубаева А., Цыганкова Т.; Уральск - 2002
3.«Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан: Западно- Казахстанской области». Редакционная коллегия: Сдыков М.Н., Гуцалов С.Ю., Бисембаев А.А.; издательство «Аруна» - 2010, Алматы
4.«На Яике – городок, на Урале – город». Составители: Белый А.И., Букаткин П.Р., Щербанов Н.М.;Уральск – 1988
5.«Мастера словесности в уральском крае». Умарова Г.С., Опря О.В.; Уральск – 2008
6.«Туристско – краеведческая экспедиция «Жайык-Урал», как форма экологического воспитания учащихся». Фомин В.П., Невзоров Г.Г.; Уральск – 2000
7.«Герои приуралья». Чесноков Н.Г.; Уральск – 1965
Категория: Краеведение | Добавил: Бакалкина (2014-11-03) | Автор: Бакалкина Татьяна Ивановна E
Просмотров: 2034 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 1:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru