Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа рассчитана для учащихся 5 классов. Основной упор в программе делается на изучение краеведения, изучение культуры, географии, истории, традиций своего народа, города и области. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения приводит к обогащению учащимися знаний о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию, навыки бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Практическая значимость создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Сегодня ни один предмет естественно-научного цикла в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, своего региона, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру с Арыкбалык. Программа включает в себя теоретическую часть и практическую часть предполагающая проведение экскурсий краеведческого характера. Цель программы - создание условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Главной целью программы «Мира не узнаешь, не зная края своего» является формирование мировоззренческого представления своей Малой Родины, воспитание человека, знающего и любящего свой город, область (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Задачи: Обучающие- развитие познавательного интереса, приобретение теоретических знаний и практических навыков; включение в познавательную деятельность; приобщение к историческому и культурному наследию. Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.; развитие личностного потенциала; развитие коммуникативных качеств личности. Воспитательные- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме; воспитывать уважение к истории региона и местным традициям, любви к родному краю. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов: 1.Включение учащихся в активную деятельность. 2.Связь теории с практикой. 3.Системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 5 классах. 4.Научность. 5. Доступность. 6.Наглядность: использование наглядных пособий 7.Проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, межпредметных и предметных результатов освоения краеведческого курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках защиты исследовательской работы учащихся педагогом. Особенности возрастных групп детей, которым адресована программа: Психофизиологические особенности школьников 5 класса характеризуются умеренной экстраверсией, средним уровнем эмоциональной устойчивостью, умеренной общей тревожностью, низкой физиологической сопротивляемостью стрессам, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, страхом самовыражения в ситуации поверки знаний, преобладанием интровертированного чувствительного типа. Это объясняется наличием тревожных ожиданий у школьников в связи с переходом на новую ступень обучения. Режим работы над программой: Программа «Мира не узнаешь, не зная края своего» в 5 классе рассчитана на 34 часа в год по 1 часу в неделю. Программа построена таким образом, что теоретические сведения связаны с практической деятельностью, это помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий; умение школьника находить нужный краеведческий материал. Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет учащимся с пользой провести своё свободное время. Программа реализует первый и второй уровень воспитательных результатов Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителям, как значимым для него носителям положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов –получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь родного города. 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь родного города. Планируемые результаты обучения Личностные результаты развитие интереса; действие нравственно-эстетического оценивания; формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу; формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; формирование желаний выполнять действия; использование фантазии, воображения при выполнении задания. Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, природа. Межпредметные результаты заключаются в разных видах деятельности; формировании и развитии посредством краеведческих географических знаний: познавательных и интеллектуальных, творческих способностей; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, управлять своей познавательной деятельностью; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение; создание презентаций с помощью технических средств и информационных технологий, формирование умения слушать и вступать в диалог. Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести дискуссию. Предметными результатами освоения является умение работать с разными источниками краеведческой информации; умение пользоваться картой (использовать карту с.Арыкбалык); умение рассказывать о важнейших событиях в истории города Самары; умение применять знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. Ожидаемые результаты изучения «Мира не узнаешь, не зная края своего» направлены на организацию занятости учащихся в свободное от учёбы время. Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности. Повышение мотивации к участию в викторинах, предметных неделях, краеведческой олимпиады, внешкольных научно- исследовательских конференциях. Повышение уровня общей культуры школьников, повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников. Требования направлены на реализацию культурологического, деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Программой предусмотрены экскурсии, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений о родном крае, установлению преемственности в изучении географии и краеведения, истории, биологии формированию и развитию общеучебных и специальных (предметных) умений. Предусмотрены различные формы учебных занятий: уроки - теории изложены самим учителем, викторины, уроки-практикумы, уроки-экскурсии. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Мира не узнаешь, не зная края своего» Раздел №1. Я живу в с .Арыкбалык (9 час.). В этом разделе учащиеся знакомятся с историей Айыртауского района и с. Арыкбалык от станицы и до наших дней. Административном делении, Историей, особенностями и традициями в котором проживают. Этому способствует экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с многообразием культур народов ,что воспитывает толерантное отношение к любой национальности. Учащиеся знакомятся с наиболее выдающимися деятелями Арыкбалыка прошлого и настоящего времени. Учащиеся знакомятся с историей и традициями своего учебного заведения, которые помогают учащимся осознать свою причастность к большей школьной семье. Раздел №2.Природа с.Арыкбалык (8 час.) Во втором разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями природы: Айыртауского района и с.Арыкбалык ,рельефа, климата, внутренних водах, растительном и животном мире. В поэтической форме ребята воспевают красоту родных мест, что способствует не только накоплению краеведческой информации, но и эстетическому и культурному восприятию красоты своей Малой Родины. Раздел №3.История региона (11 час.) В третьем разделе курса учащиеся узнают об интересных исторических фактах, происходивших на территории района и села.Наибольший акцент материала раздела направлен на период Великой отечественной Войны. Что способствует развитию патриотизма у подрастающего поколения. Раздел №4.Айыртауский район агропромышленный центр ( 6 час.) В четвёртом разделе учащиеся знакомятся с особенностями агропромышленности и хозяйства с. Арыкбалык .Наиболее полно узнать о техническом процессе на производстве способствует экскурсия на одно из сельских предприятий. Современный Арыкбалык. По программе «Мира не узнаешь, не зная края своего» предусмотрено экскурсии, которые позволят в полной мере закрепить полученные знания на уроках, зародить интерес к жизни региона, сформировать активную жизненную позицию учащихся, сформировать чувство гордости и патриотизма за свою Малую Родину. Методическое обеспечение программы. В первом разделе программы: «Я живу в Арыкбалыке» предусмотрены групповые занятия практические и теоретические. Формы организации занятий: беседы, экскурсии , викторины, защита мини проекта. Во втором разделе: «Природа Айыртауского района и с. Арыкбалык» предусмотрены групповые занятия практические и теоретические. Формы организации занятий: беседы, экскурсии. В третьем разделе: «История региона» предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, практические и теоретические. Формы организации занятий: работа с видеоматериалом , беседы, диалоги, экскурсии . В четвертом разделе: «Арыкбалык агропромышленный центр» предусмотрены групповые занятия практические и теоретические. Формы организации занятий: беседы, экскурсии, составление буклетов, защита исследовательской работы. Для достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса рекомендуется использовать следующие методы обучения: наглядный, словесный и практический. Наглядный: просмотр фильмов, экскурсий. Словесный : чтение, беседа, диалоги, рассказы, проведение викторин. Практический: проведение конкурсов, составление буклетов, составление проектов. Материально-технические средства : - фото и видеоаппаратура ( фотоаппараты, телевизор, проектор) - компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение. Календарно-тематическое планирование курса «Мира не узнаешь, не зная края своего» (5 класс, 34 час.) № урока Раздел, тема, урок Форма проведения Планируемый результат Я живу в Арыкбалыке (9 час.). 1 Я живу в Арыкбалыке-вводный урок . теория Умение объяснять историю возникновения Айыртауского района,с .Арыкбалык. Самостоятельно находить краеведческую информацию 2-5 История возникновения Арыкбалыка от станицы до наших дней экскурсия Познавательная деятельность. 6 Промышленный район: история и культура. теория Умение называть основные улицы и архитектурные памятники Промышленного района, вести наблюдения. 7 Арыкбалык- многонациональная территория урок- викторина Умение называть основные народы, проживающие на территории Айыртауского района и с.Арыкбалык 8 Я родился в Арыкбалыке.Традиции арыкбалыкских семей. защита мини проектов. Умение самостоятельно находить краеведческую информацию, знать историю своей семьи . 9 Известные арыкчане: космонавты, спортсмены. круглый стол (читальный зал школьной библиотеке) Умение называть известных арыкчан Природа с. Арыкбалык (8час.) 10 Природа округа Арыкбалык. Особенности рельефа, климата растительного и животного мира. теория Умение называть особенности рельефа, климата Арыкбалыкского сельского округа 11-16 Национальный парк ГНПП «Кокшетау» экскурсия Умение описывать особенности природы Национального парка 17 Озера и реки круглый стол (читальный зал школьной библиотеке) Умение объяснять особенности рек и озер Находить самостоятельно краеведческую информацию История региона (11час.) 18 «Легенды и были». Видео-урок с (просмотр видеофильма). Умение объяснять историю Родного края в былинах и легендах. 19 Особенности культуры и быта. урок в читальном зале,презентации Умение объяснять историю в XVIII-XIX веках. 20-23 Предреволюционный период, революция, послереволюционный период экскурсия Умение описывать историю села в начале XX века. 24-28 Арыкбалык в годы ВОВ. экскурсия Умение описывать историю с . Арыкбалык во время ВОВ. Арыкбалык агропромышленный центр( 6 час.) 29 АгроПромышленный центр.(сельские хозяйства) теория Умение объяснять особенности сельских хозяйств 30-33 Современный Арыкбалык экскурсия 34 Обобщающий урок по курсу «Мира не узнаешь, не зная края своего» защита исследовательских работ. | |
Просмотров: 1538 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|