Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение

рабочая программа по краеведению
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа рассчитана для учащихся 5 классов. Основной упор в программе делается на изучение краеведения, изучение культуры, географии, истории, традиций своего народа, города и области.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения приводит к обогащению учащимися знаний о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию, навыки бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Практическая значимость создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Сегодня ни один предмет естественно-научного цикла в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, своего региона, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру с Арыкбалык.
Программа включает в себя теоретическую часть и практическую часть предполагающая проведение экскурсий краеведческого характера.
Цель программы - создание условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Главной целью программы «Мира не узнаешь, не зная края своего» является формирование мировоззренческого представления своей Малой Родины, воспитание человека, знающего и любящего свой город, область (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Обучающие- развитие познавательного интереса, приобретение теоретических знаний и практических навыков; включение в познавательную деятельность; приобщение к историческому и культурному наследию.
Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.; развитие личностного потенциала; развитие коммуникативных качеств личности.
Воспитательные- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме; воспитывать уважение к истории региона и местным традициям, любви к родному краю.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
1.Включение учащихся в активную деятельность.
2.Связь теории с практикой.
3.Системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 5 классах.
4.Научность.
5. Доступность.
6.Наглядность: использование наглядных пособий
7.Проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, межпредметных и предметных результатов освоения краеведческого курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках защиты исследовательской работы учащихся педагогом.
Особенности возрастных групп детей, которым адресована программа:
Психофизиологические особенности школьников 5 класса характеризуются умеренной экстраверсией, средним уровнем эмоциональной устойчивостью, умеренной общей тревожностью, низкой физиологической сопротивляемостью стрессам, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, страхом самовыражения в ситуации поверки знаний, преобладанием интровертированного чувствительного типа. Это объясняется наличием тревожных ожиданий у школьников в связи с переходом на новую ступень обучения.
Режим работы над программой:
Программа «Мира не узнаешь, не зная края своего» в 5 классе рассчитана на 34 часа в год по 1 часу в неделю.
Программа построена таким образом, что теоретические сведения связаны с практической деятельностью, это помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий; умение школьника находить нужный краеведческий материал. Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет учащимся с пользой провести своё свободное время.
Программа реализует первый и второй уровень воспитательных результатов
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителям, как значимым для него носителям положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов –получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь родного города.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь родного города.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты развитие интереса; действие нравственно-эстетического оценивания; формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу; формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; формирование желаний выполнять действия; использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, природа.
Межпредметные результаты заключаются в разных видах деятельности; формировании и развитии посредством краеведческих географических знаний: познавательных и интеллектуальных, творческих способностей; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, управлять своей познавательной деятельностью; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение; создание презентаций с помощью технических средств и информационных технологий, формирование умения слушать и вступать в диалог. Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести дискуссию.
Предметными результатами освоения является умение работать с разными источниками краеведческой информации; умение пользоваться картой (использовать карту с.Арыкбалык); умение рассказывать о важнейших событиях в истории города Самары; умение применять знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Ожидаемые результаты изучения «Мира не узнаешь, не зная края своего» направлены на организацию занятости учащихся в свободное от учёбы время. Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности. Повышение мотивации к участию в викторинах, предметных неделях, краеведческой олимпиады, внешкольных научно- исследовательских конференциях. Повышение уровня общей культуры школьников, повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников.
Требования направлены на реализацию культурологического, деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Программой предусмотрены экскурсии, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений о родном крае, установлению преемственности в изучении географии и краеведения, истории, биологии формированию и развитию общеучебных и специальных (предметных) умений. Предусмотрены различные формы учебных занятий: уроки - теории изложены самим учителем, викторины, уроки-практикумы, уроки-экскурсии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Мира не узнаешь, не зная края своего»

Раздел №1. Я живу в с .Арыкбалык (9 час.).
В этом разделе учащиеся знакомятся с историей Айыртауского района и с. Арыкбалык от станицы и до наших дней. Административном делении, Историей, особенностями и традициями в котором проживают. Этому способствует экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с многообразием культур народов ,что воспитывает толерантное отношение к любой национальности. Учащиеся знакомятся с наиболее выдающимися деятелями Арыкбалыка прошлого и настоящего времени. Учащиеся знакомятся с историей и традициями своего учебного заведения, которые помогают учащимся осознать свою причастность к большей школьной семье.

Раздел №2.Природа с.Арыкбалык (8 час.)
Во втором разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями природы: Айыртауского района и с.Арыкбалык ,рельефа, климата, внутренних водах, растительном и животном мире. В поэтической форме ребята воспевают красоту родных мест, что способствует не только накоплению краеведческой информации, но и эстетическому и культурному восприятию красоты своей Малой Родины.

Раздел №3.История региона (11 час.)
В третьем разделе курса учащиеся узнают об интересных исторических фактах, происходивших на территории района и села.Наибольший акцент материала раздела направлен на период Великой отечественной Войны. Что способствует развитию патриотизма у подрастающего поколения.

Раздел №4.Айыртауский район агропромышленный центр ( 6 час.)
В четвёртом разделе учащиеся знакомятся с особенностями агропромышленности и хозяйства с. Арыкбалык .Наиболее полно узнать о техническом процессе на производстве способствует экскурсия на одно из сельских предприятий. Современный Арыкбалык.
По программе «Мира не узнаешь, не зная края своего» предусмотрено экскурсии, которые позволят в полной мере закрепить полученные знания на уроках, зародить интерес к жизни региона, сформировать активную жизненную позицию учащихся, сформировать чувство гордости и патриотизма за свою Малую Родину.

Методическое обеспечение программы.

В первом разделе программы: «Я живу в Арыкбалыке» предусмотрены групповые занятия практические и теоретические. Формы организации занятий: беседы, экскурсии , викторины, защита мини проекта.
Во втором разделе: «Природа Айыртауского района и с. Арыкбалык» предусмотрены групповые занятия практические и теоретические. Формы организации занятий: беседы, экскурсии.
В третьем разделе: «История региона» предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, практические и теоретические. Формы организации занятий: работа с видеоматериалом , беседы, диалоги, экскурсии .
В четвертом разделе: «Арыкбалык агропромышленный центр» предусмотрены групповые занятия практические и теоретические. Формы организации занятий: беседы, экскурсии, составление буклетов, защита исследовательской работы.
Для достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса рекомендуется использовать следующие методы обучения: наглядный, словесный и практический.
Наглядный: просмотр фильмов, экскурсий.
Словесный : чтение, беседа, диалоги, рассказы, проведение викторин.
Практический: проведение конкурсов, составление буклетов, составление проектов.
Материально-технические средства :
- фото и видеоаппаратура ( фотоаппараты, телевизор, проектор)
- компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение.

Календарно-тематическое планирование курса
«Мира не узнаешь, не зная края своего» (5 класс, 34 час.)

№ урока Раздел, тема, урок Форма проведения Планируемый результат
Я живу в Арыкбалыке (9 час.).
1 Я живу в Арыкбалыке-вводный урок . теория Умение объяснять историю возникновения Айыртауского района,с .Арыкбалык.
Самостоятельно находить краеведческую информацию
2-5 История возникновения Арыкбалыка от станицы до наших дней экскурсия Познавательная
деятельность.
6 Промышленный район: история и культура. теория Умение называть основные улицы и архитектурные памятники Промышленного района, вести наблюдения.
7 Арыкбалык-
многонациональная территория урок- викторина Умение называть основные народы, проживающие на территории Айыртауского района и с.Арыкбалык
8 Я родился в Арыкбалыке.Традиции арыкбалыкских семей. защита мини проектов. Умение самостоятельно находить краеведческую информацию, знать историю своей семьи .

9 Известные арыкчане: космонавты, спортсмены. круглый стол (читальный зал школьной библиотеке) Умение называть
известных арыкчан
Природа с. Арыкбалык (8час.)
10 Природа округа Арыкбалык. Особенности рельефа, климата растительного и животного мира. теория Умение называть особенности рельефа, климата Арыкбалыкского сельского округа
11-16 Национальный парк ГНПП «Кокшетау» экскурсия Умение описывать особенности природы Национального парка

17 Озера и реки круглый стол (читальный зал школьной библиотеке) Умение объяснять особенности рек и озер Находить самостоятельно краеведческую информацию
История региона (11час.)
18 «Легенды и были». Видео-урок с (просмотр видеофильма). Умение объяснять историю Родного края в былинах и легендах.
19 Особенности культуры и быта. урок в читальном зале,презентации Умение объяснять историю в XVIII-XIX веках.
20-23 Предреволюционный период, революция, послереволюционный период экскурсия Умение описывать историю села в начале XX века.
24-28 Арыкбалык в годы ВОВ. экскурсия Умение описывать историю с . Арыкбалык во время ВОВ.
Арыкбалык агропромышленный центр( 6 час.)
29 АгроПромышленный центр.(сельские хозяйства) теория Умение объяснять особенности сельских хозяйств
30-33 Современный Арыкбалык экскурсия
34 Обобщающий урок по курсу «Мира не узнаешь, не зная края своего» защита исследовательских работ.
Категория: Краеведение | Добавил: lenusik_2810 (2015-10-06) E
Просмотров: 647 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru