Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение

Заочная экологическая экспедиция «Казахстан – земля предков»
Заочная экологическая экспедиция «Казахстан – земля предков»
Литвинова лилия Эльбрусовна,
учитель истории
Паевская Светлана Владимировна,
учитель физики
ГУ «Детский сад-школа-гимназия №46»

Цель:
- создание условий, способствующих формированию и воспитанию экологической культурыучащихся;
Задачи:
- ознакомление учащихся с экологическими проблемами окружающей среды Республики Казахстан;
- воспитание активной жизненной позиции в решении проблем экологии;
- овладение правилами грамотного поведения в природе, быту.
Место проведения: Этнографический комплекс «Карта Казахстана «Атамекен» г. Астана (возможно проведение мероприятия в библиотеке, школьном кабинете и т. п. при обязательном наличии физической, территориально-административной и экономической карт Казахстана)
Возраст участников: 12-17 лет
• Подготовительный период.
1. Исследовательская работа.
- обсуждение и утверждение перечня экспедиционных объектов экологической тревожности на карте «Атамекен» /г. Астана; Бурабай; Семипалатинский полигон; Аральское море /
2. Создание творческих групп по основным направлениям (5 - 8 человек):
- «Историки» - изучение, обработка исторических сведений о рассматриваемых объектах экспедиции;
- «Экологи» - исследование теоретического материала по экологической ситуации на выбранных объектах;
- «Эксперты» - предложение способов решения экологических проблем в данных регионах;
- «Просветители» - подбор и систематизация материала, освещенного в художественной литературе, затрагивающего вопросы по данной теме.
• Рекомендации для творческих групп по подготовке проведения
мероприятия:
- консультации с учителями, которые в процессе преподавания своего предмета рассматривают вопросы по данной проблеме;
- для получения дополнительной информации - сотрудничество с родителями, работающими в сфере защиты окружающей среды, коммунального хозяйства, ТЭЦ, СЭС;
- для расширения кругозора - использование научно-публицистической, художественной литературы по данной теме;
- разработка и подготовка тезисов «Экологического манифеста»
• План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово учителя – объяснение цели, задач заочной экспедиции и освещение работы каждой творческой группы.
2. Проведение экскурсии по выбранным объектам представителями творческих групп по своему направлению.
3. «Круглый стол»: обсуждение тезисов по теме «Сохраним землю предков»; выпуск плакатов и их презентация; выработка основных положений «Экологического манифеста» /работа в помещении/.
4. Рефлексия: «свободный микрофон».
5.Практический выход: домашнее задание - выставка фотографий, отражающая работу творческих групп; конкурс рисунков по проблемам экологии; подготовка портфолио по материалам заочной экологической экспедиции для дальнейшего применения его на уроках естественно-гуманитарного цикла.
6. Заключительное слово учителя – подведение результатов работы.
• Ход проведения мероприятия.

«Есть такое твердое правило. Встал поутру,
умылся, привел себя в порядок - и сразу же
приведи в порядок свою планету»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Вступительное слово учителя. Заочная экологическая экспедиция проходит в этнографическом комплексе «Карта Казахстана «Атамекен». В Конституции РК сказано: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни человека» (ст. 31). Н. А. Назарбаев, выделяя приоритетные цели и задачи развития Казахстана, большое внимание уделяет принципам обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с мировыми стандартами. Заключая контракты с иностранными партнерами, как отмечает президент, необходимо в первую очередь отстаивать интересы нашего государства в экологической сфере, в разумном использовании природных ресурсов. Цель нашей заочной экспедиции: знакомство с объектами экологической тревожности Казахстана и внесение предложений для решения экологических проблем в данных регионах. /Освещение работы каждой творческой группы/.
«Просветитель» 1. От южного Урала до Алтая,
Где рассветает в яблонях весна,
Лежит страна от солнца золотая,
И Казахстаном называется она.
Природа нашего края прекрасна и разнообразна - это величавые горы, со своими снежными шапками, озера с холодной водой, прозрачные ключи, многообразие растительного и животного мира.
Природа – сад, а люди в нем – цветы.
Не сбережешь ее, не будешь жив и ты.
«Просветитель» 2. На протяжении многих тысячелетий человечество пыталось приспособиться к окружающей среде и приспосабливало ее к своим нуждам. «Взаимоотношения человека и Природы, - как остроумно заметил Станислав Лемм, - чем-то напоминают взаимоотношения хозяина и паразита. Чрезвычайно эффективное использование паразитом ресурсов хозяина неизбежно приведет к гибели и хозяина – Природы, и его паразита - человечества».
Природа не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Сохранишь природу - сохранишь себя. Улучшишь природу - сделаешь свою жизнь лучше. Наш первый объект – столица Казахстана город Астана.
«Историк» 1. В 1830 г в урочище Карауткуль (правый берег р. Ишим) прибыл отряд из 200 казаков под командованием подполковника Ф. Шубина. Целью было открыть внешний округ при урочище Ак-Мола, названный так по белой известковой сопке, сохранившей на своей вершине следы погребения (белый мазар, белая святыня). В 1832 г поселение Акмолинск получило статус города. В 1997 г Акмола объявлена столицей. По Указу Президента 1998 г. Акмола получила название Астана, а в 2000 г было принято постановление «О генеральном плане развития города Астаны». Начинается экономическое и культурное развитие столицы.
«Эксперт» 1. Для сохранения экологического баланса была выработана программа защиты здоровья столицы «Здоровая окружающая среда». (Обращение к экскурсантам) Какие основные экологические проблемы можно выделить в Астане? (Обобщая предложения – делает вывод) Загрязнение воздуха, загрязнение воды в р. Ишим, проблема шума.
«Эколог» 1. Воздух в Астане очень загрязнен. Основная причина загрязнения - автомобильный транспорт. Исследования ученых показали, что состав вредных веществ в выхлопных газах зависит от рода применяемого топлива, режимов работы двигателя и его технического состояния. Сейчас медикам хорошо известно, какое пагубное влияние оказывают на организм человека различные компоненты пылегазовых выбросов. Окись углерода - оказывает вредное действие на эритроциты. В итоге может наступить кислородное голодание, влияющее на центральную нервную систему: возможны головокружения, тошнота, судороги, обмороки, сонливость. Окись азота - раздражающе действует на слизистые оболочки глаз, носа, рта. Формальдегид – поражает центральную нервную систему. Соединения свинца – яды, поражающие все живые ткани. Сажа – как и пыль, засоряет дыхательные пути.
«Эксперт» 1. (Обращение к экскурсантам) Какие меры и способы борьбы с загрязнением воздуха от автотранспорта можно использовать?
(Обобщая предложения – делает вывод) Способы борьбы с загрязнением воздуха от автотранспорта: регулировка двигателей; более полное сгорание топлива; разработка и внедрение экологически более «чистых» двигателей; электромобиль – он не токсичен и не огнеопасен.
«Эколог» 2. Другая причина загрязнения – это выбросы промышленных предприятий города. ТЭЦ 1 и ТЭЦ 2 г. Астаны выбрасывают в атмосферу около 46000 тонн вредных веществ. Эти газы содержат азот, диоксиды углерода и серы, тонны летучей золы, не «пойманной» электрофильтрами. Ливневые стоки с территорий ТЭЦ, загрязненные отходами и содержащие ванадий, никель, фтор, фенолы при попадании в р. Ишим влияют на качество воды. Таким образом, ТЭЦ существенно влияют на окружающую среду Астаны и на состояние биосферы в целом.
«Эксперт» 2. (Обращение к экскурсантам) Какие меры профилактики должны проводиться в городе? (Обобщая предложения – делает вывод) Меры профилактики: контроль за состоянием атмосферы; поиски и внедрение альтернативных видов топлива; посадка зеленых насаждений, применение электрофильтров; более усовершенствованные типы пылеуловителей; разработка проектов преобразования солнечной энергии в электрическую.
«Эколог» 3. Появление новых отраслей промышленности, использование различных химических средств в быту и в сельском хозяйстве, рост городского населения, развитие всех видов транспорта существенно увеличили и усложнили состав сточных вод. Вода в р. Ишим бурая, мутная с неприятным запахом и плывущими по поверхности бензиновыми пятнами. В основном реку загрязняют многочисленные стоки, которые сбрасывают предприятия, расположенные близ реки. А вот бензиновым пятнам Ишим обязан не только бензоколонкам, но и несознательным автовладельцам, которые моют свои машины в ее притоках. (Обращение к экскурсантам) А чем вредна бензиновая пленка для реки? (Обобщая ответы – делает вывод) Это не простой загрязнитель. Такая пленка нарушает газообмен между воздухом и водой, и водные организмы не получают достаточно кислорода. А рыбы? Здоровой рыбу обитающую в Ишиме назвать никак нельзя. Во время контрольных заловов ученым-экологам постоянно попадаются рыбы с различными уродствами – опухоль, слепота, телескопия, рыбы с нарушениями окраски. Так что пугающие рассказы о рыбах-мутантах имеют вполне реальные основания.
«Эксперт» 3. (Обращение к экскурсантам) Какие меры и способы борьбы с загрязнением р. Ишим можно применить? (Обобщая предложения – делает вывод). Повышение культурного уровня людей; создание добровольных отрядов экологической полиции; улучшение очистительных сооружений.
«Эколог» 4. Еще одна экологическая проблема – шумовое загрязнение окружающей среды. Шум - это всякий мешающий звук. Основные источники шума в городе - автотранспорт, рельсовый транспорт, шум машин на стройках. Воздействие сильного шума отрицательно влияет на слух и оказывает глубокое раздражающее действие на весь организм, вызывая головную боль, повышение усталости. Шум становится причиной преждевременного старения в 30 случаях из 100 и сокращает жизнь людей в крупных городах на 8 - 10 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного и психического истощения. Шум мешает людям работать и отдыхать. Шумовое загрязнение окружающей среды считается не менее важной проблемой, чем загрязнение воздуха.
«Эксперт» 4. (Обращение к экскурсантам) Как можно снизить уровень шума в городе? (Обобщая предложения – делает вывод) Для защиты людей от влияния городского шума необходимо регламентировать его интенсивность и время действия. В целях борьбы осуществляется: размещение промышленных сооружений и аэропорта на необходимом расстоянии; улучшение конструкций транспортных средств; внедрение малошумных технологических процессов. Снижают уровень шума полосы зеленых насаждений. Проблема снижения шума – это комплексная программа, которая проводится в нашем городе.
«Историк» 2. «Казахская Швейцария», "Жемчужина Казахстана", «Синегорье - край синих гор» называют Боровое (Бурабай) за красоту, обилие озёр, богатый растительный и животный мир (Экскурсанты подходят к объекту Боровое).
«Просветитель» 3. Когда Аллах создавал мир, то одним народам он дал озера, другим - высокие горы, третьим - тучные поля и дремучие леса, а казахам -только степи. Казахи стали просить Аллаха уделить им хоть частицу великолепия природы. Но всемогущий не захотел отдавать то, что осталось у него в мешке. Тогда на помощь казахам поспешил сказочный герой, весельчак Алдар-Косе. Он предложил Аллаху поиграть в прятки. Чтобы было, где прятаться в голой степи, попросил Алдар-Косе у Аллаха хоть маленькую горку, и тот насыпал посреди степи холмы. В разгар игры Алдар-Косе незаметно проделал в мешке дырку, и оттуда посыпались на степь горы, озера, изумрудные луга, ключи со студеной водой. Горы покрылись лесом, лес населился зверями и птицами, озера - рыбой, луга - насекомыми и бабочками.
«Эколог» 5. Мы привыкли называть этот уголок «жемчужиной». Но озеро Боровое уже давно окрестили «цветным» за его зеленовато-болотистый цвет. Илистое дно засасывает моментально, а о прозрачности воды и говорить не приходится. Другая проблема - проблема мусора, который бросают отдыхающие. А для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового мешка - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - около 1000 лет.
«Эксперт» 5. (Обращение к экскурсантам) Какие способы избавления от мусора вы бы предложили в курортных зонах? (Обобщая предложения – делает вывод). Устройство специально оборудованных мест для отходов; в дальнейшем утилизация на мусороперерабатывающих заводах; специальный контроль и штрафные санкции за нарушение чистоты; отряды добровольцев-экологов, организующих экологические субботники.
Тогда мы сохраним для потомков эти уникальные места.
«Просветитель» 3. «Первыми улетают птицы… Последней уходит надежда» (народная мудрость). Следующий наш объект - Семипалатинский полигон.
«Природу нужно любить, но не надо ее покорять и подчинять. Это не возможно. Природа жестоко мстит человеку за вмешательство». Р. Сейсенбаев
«Историк» 2. Официально Семипалатинск родился в 1718 г., с основанием российской крепости. Раньше здесь находился джунгарский город Доржинкит, в котором было семь «палат»-дворцов. Особый памятный скорбный день 29 августа - день первого взрыва на ядерном полигоне, созданном в 1947 г. Ранним утром 1949 г. казахская земля пробудилась от оглушительного взрыва. Люди смотрели в небо на огромный воздушный «гриб» – это было началом трагедии всего народа Казахстана, последствия которой ощущаются и сейчас.
Горы Делеген и Маржик, где расположен Семипалатинск, являются продолжением Сары-Арки - колыбели уникальной степной культуры. Здесь проводились подземные ядерные испытания.
«Просветитель» 3. Ролан Сейсембаев в произведении «День, когда рухнул мир…» писал: "…И - тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она - вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу - в ноги, в грудь, в лицо; …земля вздымалась, как необъезженный конь; …Я видел… - огромный гриб заполонил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветием красок. Страх и удивление в единственный миг сковали мою душу… Стонали горы, с грохотом катились огромные камни, скрипели, гнулись деревья… Земля вновь задрожала, теперь еще сильнее, она билась, как в падучей, и сердце мое билось - вниз-вверх, вниз-вверх, и душа замерла… На меня рухнул мир, и сейчас я погибну под его обломками … И казалось, что наступил конец света…
Город Семей - Семипалатинск! Родной, пыльный, малоприметный, с этого дня ты стал известен во всем мире! Семипалатинск… Семей… Невада… Полигон… Атом… Испытания… воскликну: "Это чудовищно! Не дай бог, если это когда-нибудь применяет против людей. Нельзя такого допустить…»
«Историк» 3. С 1949 по 1990 гг в семипалатинских степях было произведено 465 ядерных взрывов, в. ч. 116 – в атмосфере, в процессе которых было произведено 607 ядерных взрывов. В 1955 г. на полигоне прошли испытания первой водородной бомбы. В 1989 году поэт и трибун О. Сулейменов возглавил антиядерное движение "Невада - Семипалатинск". В 1991 г. Указом Президента Н. Назарбаева Семипалатинский полигон был закрыт.
«Эколог» 6. Последствия радиационного облучения отразились и на третьем поколении. Смертность от заболеваний возросла в 7 раз, наблюдались снижение деторождаемости, рост психических заболеваний. И сейчас среди жителей распространены: анемия, туберкулез, аллергия, кожные поражения. Ученые ставят диагнозы тяжелейших заболеваний - онкологических, сердечно-сосудистых, умственной и физической неполноценности.
«Эксперт» 6. Сейчас проводятся меры по ликвидации последствий ядерных взрывов: жителям, нуждающимся в медицинской помощи, оказывается бесплатное лечение и снабжение необходимыми лекарственными средствами.
«Просветитель» 1. Крупнейшие водоемы Казахстана – Арал, Каспий, Балхаш столкнулись с серьезными экологическими проблемами по вине человека. За два десятилетия планета Земля лишилась Аральского моря, которое просуществовало 132 млн. лет (Экскурсанты подходят к объекту).
«Историк» 4. Аральским (с тюркского – «остров») море стали называть при Петре 1. По сведениям персидских путешественников это море раньше называлось Хорезмским. Залежи соли на побережье привлекали к себе внимание русских купцов и промышленников – соль называли «белым золотом». На первой русской карте Арал был назван «Синим морем».
«Эколог» 6. Но с начала 60-х гг уровень воды в море сильно падает в связи с интенсивным забором вод Амударьи и Сырдарьи для сельского хозяйства. Площадь высохшего дна моря свыше 26 тыс. кв. км; 2/3 – солончаки. Ежегодно горячий ветер выносит около 26 млн. тонн солей, разнося их до полутора тысяч километров. Теперь соль не «белое золото», а «белая смерть». Высыхающий водоем оказывает отрицательное влияние на природные и социально-экономические условия окружающих территорий.
«Эколог» 7. (Обращение к экскурсантам) Какие проблемы возникли с обмелением Арала? (Обобщая ответы - делает вывод) За эти годы уникальный, ценнейший в экологическом и экономическом отношении Арал обмелел и утратил свое рыбохозяйственное и транспортное значение. Странная картина - корабли среди солевой пустыни. Фактически погибли все виды рыб, гибнут тугайные леса, гибнет один из уникальнейших заповедников на острове Барсакельмес. Из гнездившихся в начале века 131 вида птиц в настоящее время сохранилось не более 30. Идет сокращение пастбищ и пахотных земель. Города пустеют, села исчезают, работы нет…. Возникли проблемы со снабжением жителей питьевой водой (Обращение к экскурсантам) К чему могут привести такие социальные условия населения? (Обобщая ответы– делает вывод) Безработица; нищета; значительный рост заболеваемости жителей, особенно инфекционными и онкологическими заболеваниями.
«Эксперт» 6. Проблема Арала уже 30 лет находится в центре внимания. Восстановить Аральское море в прежнем виде невозможно. В настоящее время возможно лишь сохранение нынешней водной территории.
«Эколог» 8. Остров Возрождения. Что известно о нем? Здесь с 1936 г. испытывалось биологическое оружие. Чума, сибирская язва, оспа, туляремия - вот неполный перечень болезней, которые культивировались на маленьком островке. Тогда же остров исчез с географических карт. Тем временем на острове отстроили небольшой город - Аральск-7, морской порт, аэродром. И все - по соседству с крупнейшим в мире полигоном бактериологического оружия, где в лабораторных и полевых условиях испытывали на животных особо устойчивые штаммы чумы и сибирской язвы, созданные методом генной инженерии. Это самая опасная форма наступательного биологического оружия, от которого практически нет защиты.
«Историк» 5. Полигон был закрыт в апреле 1992 года, и началась его новейшая история. Бесхозный полигон стал не лучшим приобретением двух молодых стран. Его большая, южная часть принадлежит Узбекистану, а северная – Казахстану. Все тревожнее проблемы острова. В связи с обмелением Арала о. Возрождения увеличился в несколько раз и фактически стал полуостровом. На казахстанскую часть острова сегодня приходится около 700 кв. км, где сохранились захоронения биологического оружия. Что будет, если остров Возрождения соединиться с сушей? Вопрос до сих пор остается открытым…
«Эксперт» 6. Проанализировав ситуацию, можно прийти к неутешительному выводу – сегодня район Аральского моря – район экологической катастрофы.
«Просветитель» 4. «Тревога о природе никогда не исчезнет, а если исчезнет - так вместе с природой». Завершена заочная экологическая экспедиция. Стихи, которые прозвучат как напоминание о том, что человек частица Природы, написаны Сердюковой Любовью Григорьевной, внучка которой является участницей данного мероприятия.
«Земля моя! Цвети всегда!
Для нас и наших поколений.
И счастье солнечным лучом
Наполнит узы вдохновенья.
Прислушайтесь, как плачет мать-Земля,
Прося защиты от беды т горя.
Иначе взбудоражится она ,
И мы окажемся в ковчеге Ноя.
От нас зависит наша жизнь
На этой солнечной планете.
И пусть не гаснет наш очаг,
И радостно смеются дети»
• «Круглый стол» - групповая работа, презентация результатов работы.
• Рефлексия - высказывание своего мнения о работе заочной экспедиции; пожелания и рекомендации о проведении подобных мероприятий.
• Практический выход: домашнее задание
• Заключение. Учитель подводит результаты работы.
• Приложение. «Экологический манифест»
«Тысячелетиями мы боролись с нею, покоряли ее, преобразовывали, нещадно уничтожали. Брошенный бумеранг возвращается. Мы сами занесли меч над собственной головой. А потому - не навреди! Созидай! Но созидай осторожно и разумно, с оглядкой на мир людей и мир природы. Мы – за науку и технику здоровья и жизни. Мы – против науки и техники разрушения. Наше «НЕТ»: войнам; любым битвам с Природой! Наше «ДА»: миру и спокойствию; сохранению биосферы; экологической культуре! Мы заявляем: люди обязаны знать правду о состоянии своего вечного дома. Его сохранение – в их интересах. Впереди огни благополучия. Путь к ним нелегок, борьба тяжела. Объединимся же под знаком мудрости экологического гуманизма!»
(По материалам работы эколога Н. Ф.Реймерса)

Источник: http://Литература. 1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995. 2. Алексеев С. В., Андреева Н. Д. Ученые в области наук
Категория: Краеведение | Добавил: likalika (2013-01-11) | Автор: Литвинова Лилия эльбрусовна E
Просмотров: 1311 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 2:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru