Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

проект " Метод проектирования в начальной школе "
Министерство науки и образования Республики Казахстан

Метод проектирования
в начальной школе

проект

Составила: Моравец О.Г.
учитель начальных классов
сш № 28 с. Акбулак
Осакаровского р-на
Карагандинской обл.

2009 год
Актуальность

Основная и самая важная задача современного казахстанского образования на данном этапе- это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности.
1. компетентность разрешения проблем (самоменеджмент).
2. информационная компетентность.
3. коммуникативная компетентность.
Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимание учащихся, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектирования всегда предлагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование значит, умений в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться а информационном пространстве, развитие критического мышления. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностны качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Занятия методом проектирования- это удел не только учителей- новаторов, но и всех творческих людей. Особо важно заниматься творческой, научно поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идёт активное формирование процессов детей и их личностное и социальное становление.
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Анализ ситуации.

Современный этап развития начального образования характеризуется появлением альтернативных педагогических проектов и систем, сменой образовательных парадигм, переходом от массово- репродуктивных к личностно развивающихся педагогическим технологиям. В общем характере и стиле педагогического процесса, всё большее распространение приобретают вариативные программы, модель обучения. Вместе с тем результаты исследований профессиональной деятельности учителей начальной школы свидетельствует о недостаточной психолога- педагогической и методической подготовленности многих педагогов к решению встающих перед ним задач.
Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Поэтому в современной начальной школе метод проектирования находится в “ дальней папке”.
Многие школы не применяя метод проектирования, или применяя его элементы, ссылаются на проблемы социализации детей, месторасположения школы, что дети, приходящие в первые классы не посещали детские сады. Многие педагоги ссылаются на то, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще сижком малы для проектирования . Я считаю, что каждый учитель начальной школы должен понимать, что проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации но и так же обеспечить процедуру учёта вне учебных достижений обучающихся.

Противоречие.
Между необходимостью и важностью метода проектирования в начальной школе и недостаточным пониманием значительности данного метода в начальной школе.

Проблема.
Заключается в решении вопроса теоретической разработки и практической реализации метода проектирования в начальной школе.

Цель.
Разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в младших классах.

Задачи.
-дать характеристику проектной деятельности младших школьников.
-рассмотреть особенности учебных проектов младших школьников.
-определить этапы и содержание работы над проектом в начальной школе.
-определить методику выполнения проектов начальной школы.
-разработать критерии оценки, проектов младших школьников.

Гипотеза.
Если начальная школа будет продуктивно работать в режиме проектной деятельности это будет способствовать развитию ключевых компетентностей на более высоком уровне.

Объект.
Процесс формирования ключевых компетенций в современной школе.
Предмет.
Методические условия проектирования в начальной школе.

Типы проектов.

1. Исследовательский – учатся ставить проблемы, определять их значения, проводить и описывать эксперименты, составлять рефераты, электронные презентации и практически всё это осуществлять. Данный проект выполняют сильные учащиеся с высоким интеллектуальным уровнем развития и глубокие знания по предметам.
2. Ролево - игровой ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

3. Информационно –практико-ориентированный:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн класса, витражи и др.).

4.Творческий ( оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели постановка спектаклей или шоу, создание видео и мультфильмов, объясняющих какой- либо процесс или явление.). Такая работа под силу хорошим ученикам с достаточным уровнем знаний по предмету.

5. Макетный – создание макетов различных приборов и механизмов, изготовление наглядных пособий для школы, организация коллекций методических пособий. В таком типе проектов, как правело, принимают участие слабые ученики.


По составу участников проекты могут быть:
1. индивидуальный.
2. парный.
3. групповой.
Этапы проекта.

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью:- в каких источниках можно найти информацию:- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование):- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта- практическая часть.

4. Подведение итогов- определение задач для новых проектов.


Технологическая карта
Организации проектной деятельности учащихся.

Этапы Педагогические
задачи Средства
обучения Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Результаты,
Оформление
результатов
подготовительный Создание мотивации,
Определение темы, и
Целей проекта. Видео- материалы,
Иллюстрации. Знакомит со смыслом
проектного подхода,
помогает в постановке
целей. Обсуждают предмет с учителем, получают
дополнительную информацию, формулируют цели. Создан положительный настрой на предстоящую деятельность, определены темы и цели проекта.
Планирование Научить планированию работы над проектом:
- определять источники информации,
- способам сбора и анализа информации,
- способом представления результатов в различных формах: реферата, статьи, выступления, альманаха, спектакля, сценария игры, справочника и т.д.
- установлению процедур оценки и критериев оценки процесса и результата,
- распределять обязанности в группе. Предлагает идеи, высказывает предположения. Вырабатывают план действия, формулируют задачи каждого участника проекта. План работы над проектом, выбор формы отчёта, определение оптимальных способов сбора и анализа информации.

Исследование Научить проведению исследования:
- формулированию, проблемы,
- выдвижению гипотезы решения проблемы,
- выбору методов исследования и процедуре использования методов,
- способом анализа информации, формулированию выводов. Учебная литература, дополнительная литература ( хрестоматия, энциклопедии, научная и научно-популярная литература), интернет- ресурсы, медиатеки. Наблюдает, советует, консультирует, косвенно руководит деятельностью, осуществляет контроль над промежуточными результатами работы ученика. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Отчёт о выполнении индивидуальных и групповых заданий: список литературы по проблеме исследования. Аннотации. План прочитанного. Тезисы, конспекты прочитанного; представление результатов анкетирование, спросов, наблюдения, интервьюирования, опыта, эксперимента.
Результаты или выводы. Научить алгоритму анализа информации и формулированию выводов. Подготовлены исследовательские материалы. Наблюдет, советует, возглавляет экспертную группу учащихся. Анализирует материалы выполненного исследования, обрабатывают их. Представления подготовленных материалов в письменной или устной форме. Сценарий защиты проекта.
Представление или проект. Сформировать умения презентации материалов. Слушает, задаёт вопросы в роли рядового ученика. Отчитываются, обсуждают, отвечают на вопросы оппонентов. Устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт.
Оценка результатов и процесса. Организовать рефлексию, самооценку, взаимооценку, оценить процесс и результат. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности качество отчёта. Участвует в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Оценка в баллах, качественная оценка, рейтинговая оценка, самооценка, взаимооценка, процесса и результата.


Список использованной литературы

1. Голицына Н. С. , Сенновская И. Б. Проектный метод.
2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое
проектирование. М. 2005
3. Журнал Педагогическая мастерская – 2004 г
4. Журнал Современный урок – 2008 г
5. www.obrazpress.ru

Категория: Начальная школа | Добавил: Оксана (2009-11-06) | Автор: Моравец Оксана Геннадьевна E W
Просмотров: 11050 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru