Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Панорамный урок
Использование эффективных методов и приёмов для развития коммуникативной и информационной компетенций на уроках литературного чтения
Проект панорамного урока

Выполнила: Моравец О.Г. учитель
начальных классов сш № 28 с. Акбулак
Осакаровского р-на
Карагандинской обл.

Актуальность

В настоящее время в Республике Казахстан осуществляется переход к новой модели компетентно - ориентированного образования. Новая модель характеризуется 12- летним сроком обучения, профилизацией и профессионализацией, компетентностно – деятельностным, личностно- ориентированным характером обучения. Одной из общих целей обучения по образовательной области «Язык и литература» является формирование полеязычной личности, освоившей базовые ценности национальной и мировой литературы, готовой к социокультурному взаимодействию и самореализации. Содержание образования направлено на овладение учащимися разными видами речевой деятельности (слушание, говорение, письмо) и диалогическими формами общения, на развитие умения осознанно и выразительно читать и пересказывать.
Литература сегодня и как факт существования духовно- нравственной жизни общества, и как школьный предмет остаётся, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически- нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, м особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а значит и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала.
Ученики должны с помощью воображения войти в « нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и наслоиться его умением владеть словом.
Хотелось бы подчеркнуть прежде всего, что образование- это не заучивание кем-то сформулированных моральных заповедей, а взращивание их в себе. И чтобы этот процесс «запустить», чтобы в итоге возникли нравственные убеждения человека, основанные на общечеловеческих нравственных ценностях, нужно, чтобы дети не только знали эти нравственные нормы, но и осмыслили их, убедились в их правильности и начали следовать им в своей жизни. В процессе этой деятельности, субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно- нравственное развитие ребёнка, которое и есть воспитание.

Анализ ситуации.

Но длительное время в начальной школе складывается односторонний поход к художественному произведению. С одной стороны художественное произведение рассматривается как источник конкретных знаний, где дети обсуждают лишь внешнюю, событийную сторону произведения. С другой стороны стремятся насытить уроки литературы литературоведческими терминами, для осмысления которых литературное произведение становится только иллюстрацией. Очень часто при чтении художественного произведения недооценивается природный детский дар непосредственно целостного восприятия произведения, недооценивается воздействие литературы на читателя на глубинном, подсознательном уровне.
Основная задача школы сегодня -вооружить детей прочными знаниями. На этом основании строится любая дидактическая система, в том числе и развивающая. Поэтому репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя,- хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний. Но для решения задач образования личности, её развития этого недостаточно.
Задачи нового образования требуют коренного изменения работы школы, и на наших глазах происходит смена обучающей парадигмы на образовательную. Сегодня, исходя из задач образования, должно быть изменено, во-первых соотношение между знаниями и работой по их самостоятельному освоению учениками, во-вторых, знаниями и умениями и, наконец, что особенно важно, знаниями и нравственными ценностями и работой по их освоению и присвоению ученикам. Эта часть педагогической работы сегодня по причинам нравственного, а вернее, безнравственного состояния общества особенно важна.

Если во всём идём вперёд,
А в нравственности нет,
То значит, мы идём назад-
Вот истинный ответ.

( автор неизвестен )

Противоречие
Поэтому налицо противоречие между целью уроков литературы и их содержанием.
Проблема
Выбор эффективного содержания, способствующего формированию понятия «точка зрения» и воспитанию сопереживания и душевного отклика в процессе анализа художественного произведения.
Цель проекта
Разработать эффективное содержание урока литературы для формирования понятия «точка зрения».
Тема урока
«Ромашка» Г.Х.Андерсен.
Цель урока
Формирование понятия «точка зрения» и воспитание сопереживания и душевного отклика в процессе анализа художественного произведения.
Учебные задачи
1. Вызвать интерес к изучению произведения и подвести детей к определению
целей урока.
2. Раскрыть жизненную позицию автора и формировать умение высказывать
свое отношение к его позиции.
3. Развивать умение анализировать художественное произведение

3.1. Формировать умение выделять цепочку событий и на ее основе
проводить словарную работу.
3.2. Формировать умение выявлять скрытую мысль (подтекст)
4. Формировать умение соотносить результат своей работы с поставленной
целью
Гипотеза - если разработать содержание урока литературы для формирования понятия «точка зрения», то научим детей понимать точку зрения и душевное состояние других в процессе анализа художественного произведения.

Ход урока
Задача1 - вызвать интерес к изучению произведения и подвести детей к определению целей урока.

Содержание урока
1) Подбор музыки уч-ся к данному произведению ( к началу рассказа).»Чайковский –Времена года».

2) Обсуждение произведения
3) Постановка целей урока

Научное обоснование
Эта форма работы поможет вызвать эмоциональный отклик, обострит произвольное внимание, повысит мотивацию учащихся, потому что в ходе обсуждения музыкального произведения были использованы неожиданные вопросы.

Задача2 - раскрыть жизненную позицию автора и формировать умение высказывать свое отношение к его позиции.

Содержание урока
1) Диалог по биографии писателя о
его мечтах, надеждах, об их
реализации в своих произведениях
2) Чтение произведения учащимися
вслух no-цепочке с целью первичного
восприятия

Научное обоснование
Данная форма работы подводит к осмысленному, полному восприятию произведения, формирует информационную компетентность, умение абстрагироваться, развивает эмоциональную сферу, потому что побуждает учащихся к свободному высказыванию своих мыслей.


Задача3 - развивать умение анализировать художественное произведение
3.1.Формировать умение выделять цепочку событий и на ее основе проводить словарную работу.

Содержание урока
1) Выделение ключевых слов
необходимых для понимания сюжета
2) Пересказ с опорой на ключевые
слова
3) Словарная работа в парах

Научное обоснование
Данная форма работы способствует развитию умения анализировать, помогает целостному восприятию текста, способствует формированию коммуникативной и информационной компетентности


3.2. Формировать умение выявлять скрытую мысль (подтекст)


Содержание урока
1) Перечитывание текста
2) Фиксирование вопросов, которые
.возникли
3)Распределение вопросов по
группам и выделение самого
значимого.
4)Организация краткого обсуждения в
группах.
5)Работа в группах над образами
героев (см. приложение 1)
6) Выборочное чтение
7) Составление кластера (см. прил. 2)

Научное обоснование
Данная форма работы позволяет осознать авторскую оценку;
- позволяет погрузить в сознание
читателя позиции автора и в то же
время выстроить свое понимание тех
проблем, которые поднимаются
автором;
- способствует умению
анализировать, классифицировать,
конкретизировать;
- развивает исследовательские
умения
Работа в группах помогает перейти от подсознательного понимания через анализ текста к открытию нравственно-духовного смысла произведения;
- помогает делать умозаключения;
- способствует формированию
умения соотносить позицию автора с
личной позицией.


Задача4 - формировать умение соотносить результат своей работы с поставленной целью

Содержание урока
1) Рефлексия. Беседа о том, что обозначает «любовь и счастье» в понимании писателя и каждого героя
Научное обоснование
Данная форма работы помогает формировать компетентность «самоменеджмент»

Приложение 1
Работа в группах над образами героев
Задание для группы № 1 - работа над образом ромашки
- выпишите словосочетания существительное + прилагательное о ромашке из
1 главы (начало главы)
Задание для группы № 2 - работа над образом ромашки
- выпишите словосочетания существительное + прилагательное о ромашке из
1 главы (окончание главы)
Задание для группы № 3 - работа над образом ромашки
- выпишите словосочетания глагол + существительное о ромашке из 1 главы
(начало главы)
Задание для группы № 4 - работа над образом ромашки
- выпишите словосочетания глагол + существительное о ромашке из 1 главы
(окончание главы)
Задание для группы № 5 - работа над образом цветов
- выпишите словосочетания глагол + существительное, существительное +
прилагательное о цветах из 1 главы
Задание для группы № 6 - работа над образом жаворонка
- выпишите словосочетания глагол + существительное, существительное +
прилагательное о жаворонке из 1 главы

Приложение 2

Составление кластера: что такое счастье в понимании ромашки, жаворонка и других цветов.

Категория: Начальная школа | Добавил: Оксана (2009-11-27) | Автор: Моравец Оксана Геннадьевна E
Просмотров: 7967 | Теги: Оксана | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 5:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru