г. Аксу, Павлодарской области, СШ №8 Литература Тема: А.П.Платонов «Разноцветная бабочка». Цели: - познакомить с творчеством А.П.Платонова; - способствовать усвоению содержания; - формирование беглого и выразительного чтения; - развивать навык работы с информацией, умение работать в группе; - развивать способы мыслительной деятельности; - воспитывать чувство долга перед родными и близкими. Тип урока: Урок изучения нового материала Методика критического мышления, информационные технологии. Формы: индивидуальная, парная, групповая I. Операционно-мотивационный этап. 1. Психологический настрой. Закройте глазки, поблагодарите всех своих родных за заботу, любовь, которую они вам дарят, пожелайте им здоровья и добра. 2. Литературная разминка «Назови одним словом». - сказка о коллективном труде («Репка»); - бесплатное такси в сказках (Волк); - главный сказочный ветеринар (Айболит); - Рикки-Тикки-Тави – кто это? (мангуст); - в какой сказке овощ стал транспортным средством ,а потом опять овощем? («Золушка»). II. Операционно-исполнительный этап. - Сегодня на уроке вашими помощниками будут листы с планом работы. 1. Знакомство с биографией Платонова А.П. А) - Сейчас я предлагаю вам познакомиться с творчеством Платонова. Ребята, какие цели мы поставим на этот урок? (запишите их на листах) (дети зачитывают вслух свои цели) (На доске портрет писателя, годы жизни) - Как вы думаете, почему на доске две фамилии? - Какое отношение они имеют друг к другу? -Зачем Климентов взял себе псевдоним? - Чтобы ответить на эти вопросы, надо узнать его биографию. Б) Работа с учебником и дополнительной литературой (2 учащихся). - Выписать главное из биографии писателя. (проверка выполнения задания) - Прочитайте написанное на доске и сравните со своими записями. Дополните свой ответ. - Оцените свою работу. 2. Путешествие по произведениям Платонова. (чтение отрывков на доске, указать соответствие с названием) 1) «В этот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера» 2) «На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг.» 3) «Бабочка пролетела мимо лица ,он почувствовал тёплое дуновение её крыльев.» «Неизвестный цветок» «Сухой хлеб» «Разноцветная бабочка» (дети работают на интерактивной доске) Выставка книг 3. Знакомство с произведением «Разноцветная бабочка». - Сегодня на уроке мы прочитаем легенду А.П.Платонова «Разноцветная бабочка». (на доске – название произведения) А)- Какие ассоциации у вас возникают? (дети на ИАД записывают свои ассоциации) - Как вы думаете, о чём будет рассказ? (высказывания детей) Б) Чтение 1 части хорошо-читающими учащимися. - Что мы узнали из прочитанного? - Озаглавим эту часть (сам-пара-группа). Озвучить. - Оцените своё чтение. В) Чтение 2 части в группе по очереди. - Предлагаю следующую часть прочитать в группе. (дети читают и оценивают чтение друг друга) - Почему он упал в пропасть? (ответы детей) - Озаглавим эту часть (сам-пара-группа). Озвучить. Г) Творческая работа. 1.- Какие события могли произойти дальше с Тимошей? - Подумайте, обсудите в группе, расскажите. - Оцените свой рассказ. 2. – Составьте рассказ о том, что могло случиться с Тимошей, по опорным словам. на ИАД слова: дно пропасти работал голые стены долбил наточил трудился (спросить 2-3 человека) - Оцените рассказы детей. 3. – А что же на самом деле произошло с мальчиком вам покажут дети. Они приготовили сюрприз (инсценировка 3 части) - Оцените выступление детей. - Озаглавить 3 часть. Д) Чтение 4 части учителем. - Какое чувство возникло после прочтения этой части? 1. Составление цветограммы. покой мрак тревога равнодушие грусть сомнение радость любовь (дети работают на доске, выбирают слова, характеризующие настроение этой части) - Почему эти цвета не соответствуют? III. Рефлексивно-оценочный этап. - Так о чём эта легенда? - Какова главная мысль? - Что вы взяли полезного для себя? Дополнительный материал – экспресс-опрос: -Тимоша с матерью жил у реки; - Он всё время бегал в горы за бабочками; - Мать Анисья очень любила сына и переживала за него: - Тимоша быстро выбрался из пропасти; - Матери всё время казалось, что его маленький сын бежит среди звёзд; - Счастливая ли умерла старая мать? ( собрать листы-помощники) Д/З (по выбору учащихся): 1) перечитайте 1 часть 2) напишите краткое сочинение о том, что случилось с Тимошей. 3) перечитайте 3 часть и выделите волнующие моменты. 4) подготовить пересказ встречи сына с матерью. Высказывания, стихи о матери (учитель, дети) Мама- это самое красивое слово, произнесенное человеком. (Кайл Гибран). Нет того, чего бы не выдержала любовь матери.(Паддок) Р.Гамзатов Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют. Среди забот, влюбленности и книг Не забывайте с ними быть добрее - Этими прекрасными словами я хотела бы закончить сегодняшний урок. Всем большое спасибо за работу.
|