Учебно-воспитательные задачи урока: -познакомить с историей кукольных театров, со сказочными персонажами уличных передвижных театров; -научить экономно изготавливать детали персонажей; -научить умело работать колющими и режущими инструментами(ножницами, шилом, иглой); -учить собирать изделия с подвижными (шарнирными) соединениями; -развивать вкус, фантазию, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие. Оборудование: Шаблоны игрушек с подвижными соединениями, проволока, цветная бумага, клей с кисточкой, игла, ножницы, нитки, плотный картон, таблица методической последовательности, иллюстрации со сказочными персонажами, куклы-петрушки или куклы-дергунчики. Ход урока: 1.Организационный момент А) Проверка готовности учащихся к уроку, наведение рабочего порядка. Б) Объявление темы, целей и задач урока. 2. Объяснение нового материала А) Словарная работа: Петрушка, шарнир, персонаж, шаблон, дергунчик, актер, театр, скоморох. Б) Вводная беседа: Кукольный театр имеет многовековую традицию. Бродячие кукольники давали представления на ярмарках, площадях, перебираясь из города в город, из страны в страну. Эти представления нередко носили сатирический характер, в них высмеивались людские пороки. -Ребята, вы, наверное , уже были в театре? Там, как только поднимается занавес, начинается особая жизнь, и мы переживаем радости и печали, наблюдая ее. -А как называются люди, играющие в спектаклях? (актеры) -А кто еще может играть в спектаклях? (животные, куклы) - Как называется театр, где артисты – куклы? (кукольный театр) - Вам, ребята, наверное, интересно узнать, когда и в какой стране возник кукольный театр? Но этого никто не знает, потому что куклы появились в незапамятные времена у всех , народов мира. Кукол делали из глины, дерева, соломы, ниток или хлопчатобумажных тканей. Все дети играют с куклами, а ведь это тоже своего рода кукольный театр Взрослые в древние времена делали фигурки, изображающие богов – Солнца, воды, охоты и даже петушиного пения, и поклонялись им. Но постепенно с куклами стали разыгрывать сказки, басни, разные смешные истории. - Ребята, а кто был главным героем сатирических сценок в кукольном театре? (Петрушка) Верно, а в Германии этого героя звали Ганс Вурст, но до наших дней эта игрушка не сохранилась. Зато мы можем видеть его потомка – КАСПЕРЛЕ., а в Англии – ПАНЧ, во Франции – ПОЛИШИНЕЛЬ, в Италии – ПУЛЬЧИНЕЛЛО, в Чехии – КАШПАРЕК.Вот видите, кукольный театр существовал давно и во всех странах. В кукольных театрах теперь работают настоящие актеры, играет оркестр. Кукол же делают в специальных мастерских. И мы с вами сегодня будем мастерами кукол. В России народ издавна любил веселые представления бродячих актеров – скоморохов и кукольный театр Петрушки. Представьте себе, что мы с вами на ярмарке. Звучит веселая музыка, кругом улыбчивые лица, шутки, смех, кружится карусель… Слышите? Нас зовут куда – то! Это кукольный театр Петрушки зовет нас на представление! Скорее туда! Появляются дети с игрушками – дергунчиками: Петрушка, цыган и лошадь, можно использовать игрушки из кукольного театра. - Начинается представление! П очтеннейшая публика, вам всем на удивление! Как Петрушка купил лошадь! П. : Эй, продается животное? Ц. : Смотря какое! П. : Да вот эта кляча! Ц. : Какая тебе кляча? Отличный конь! Чего стоишь тут, коня закрываешь от покупателей? Иди- иди! П. : Я бы постыдился такую клячу . как эта, людям предлагать! Ай-яй-яй! Да ее даром не возьмут…Сколько просишь – то? Ц.: Двести! П.: Да ты что, цыган?! Я ее и за 100 не возьму! Ее, бедную, ноги еле держат, кожа да кости! Ц.: Ты, рыжий, уйди отсюда лучше, не зли меня… П. : Да ладно, ладно, так уж и быть – возьму твоего коня- старичка, за 100. Ц.: Нет, 180! П. : 110! Ц.: 170! П.: Нет, 120! Ц.: 160! Не меньше! П. : Только за 150! Ц.: Я сказал! (Бац! Петрушку в глаз) П. : Эй, ребята! Наших бьют! 155! (Бац! Цыгана) Ц. : (Бац! Петрушку в ухо). 160! П. : Ой-ой-ой! Ну ладно! Бери свои 155 тысяч! Ц. : (Погрозив Петрушке, уходит) Петрушка остался с лошадью, садится верхом да подпрыгивает: «Иго-го!». Бьет копытами ..П адает на сцену. Все артисты выходят на сцену, выводят своих кукол и кланяются. - Ну-ка, покажите, что умеют ваши куклы? (По очереди артисты показывают, какие движения умеют ваши делать куклы). - Спасибо за представление. Нам пора на урок. Итак, ребята, мы с вами сегодня изготовим игрушку – дергунчика – лошадь. Объяснение последовательности изготовления игрушки- дергунчика – лошади. Таблица методической последовательности (ТМП) изготовления игрушки – лошади. а) Изготавливаем деталь туловища игрушки (рис. 1), оформляем цветной бумагой или раскрашиваем, прокалываем отверстия в намеченных местах (рис. 4) б) Изготавливаем детали передних (рис.2) и задних (рис.3) ног. Раскрасить детали. в) Монтаж игрушки проводим по рис. 5. Детали передних и задних ног совмещаем с позицией – 4 и закрепляем их при помощи проволоки «улиткой». Детали должны свободно передвигатьсяю г) Вдеть нитки в иголку и закрепить их по рис. 5. 3.Практическая работа учащихся 1. Заготавливаем детали по таблице методической последовательности, вырезаем, проводим оформление и сборку. 2. При выполнении работы обратить внимание на экономное и рациональное использование материала, аккуратность, эстетическое оформление работы. 3. Провести физминутку. Самооценка. Ученики образуют круг. У всех в руках зеркальце. Каждый выходит в центр круга и громко говорит следующие слова: Свет мой, зеркальце, скажи, Правды путь мне укажи: Кто на свете всех дороже, Всех милее и пригоже? Вижу в зеркальце ответ: «Пред тобою меркнет свет! Каждый встречный и прохожий Для себя он всех дороже. Любим мы и пап имам, Но дороже всех – я сам, я сам!» Дети объясняют, почему. 4. Итог урока. 1.Проверка и оценка работ учащихся. 2. Проверка работ в действии. 3. Обобщающая беседа. - Кто из вас был в кукольном театре? - Какие куклы вам понравились? - Как называется способ соединения деталей в изделиях с подвижными соединениями? 4. Уборка класса.
|