Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Реализация познавательных способностей учащихся через использование развивающих технологий
«Реализация познавательных способностей учащихся через использование развивающих технологий»
замдиректора по УВР начальных классов
ССШ№2 Утянова Р.Н.

Чтобы дать ученикам искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света.
В.А. Сухомлинский.

В настоящее время целью общеобразовательной школы Республики Казахстан является развитие личности «её социальное самоопределение на основе гармонического сочетания национальных и общечеловеческих духовных ценностей».
Ключевые черты, портрета идеального выпускника современной школы это самостоятельность, инициативность, поисковая активность.
Слово «технология» образовано от латинских слов «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. В производственном процессе – технология – это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет заранее намеченным результатам деятельности.
Развивающее обучение – это:
1. Такая парадигма (пример) образования, при которой во главу угла ставится развитие личности ребенка, его познавательных, физических, художественных и творческих способностей, а не просто достижение определённого уровня знаний, умений и навыков. При этом учитель выступает не только, как носитель знания, но и как помощник в становлении личности ученика; утверждается позиция сотрудничества неформального общения. Обеспечение развивающих личность условий достигается внедрением в практику психолого-педагогических технологий образования.
2. Новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу.
3. Ориентация образовательного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Компоненты - развивающего обучения:
1. Образование – ценность как формирование миропонимания (благо); система как обеспечение социального заказа социума на приобщение к культуре; процесс (деятельность) как изменение внутреннего образа; результат как позитивное изменение внутреннего образ; результат как позитивное изменение потребностей, внутренних норм, способностей к действию; услуга как обеспечение качества в процессе и результате.
2. Развитие – необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процесс развития среди других изменений.
3. Самообучение – как процесс это присвоение социокультурных норм общественного сознания: осознание необходимости – хочу; формирование убеждённости – как должно быть! Упражнение в способности овладеть – могу! Самообучение есть освоение социокультурными нормами общественного сознания.
4. Саморазвитие как процесс – самостоятельное владение новыми способами действий, приобретение новых способностей: осознание необходимости – хочу! Формирование убежденности – так должно быть! Упражнение, тренировка, погружение и актуализация – так должно быть! (Актуализация – это переход от возможности к действительности).
5. Саморегуляция – целесообразное функционирование новых систем разных уровней организации и сложностей; психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, включая рефлексии субъекта! Рефлексия – лат. Обращение назад – процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя.
6. Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно полную реализацию человеком себя как личность.
7. Самоопределение личности – сознательный акт заявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Формы самоопределения личности: коллективное и профессиональное самоопределение.
8. Сотрудничество – акт общения, в ходе которого его участник показывает свою неповторимость и человечность, самодвижение в условиях педагогического воздействия.
9. самоанализ – самостоятельное выявление учителями достинств и недостатков в действительности и определение путей её возможного улучшения.
10. Самооценка – компонент самосознания, показ способности личности оценивать себя и свои действия.
11. Самодиагностика – самостоятельная диагностика учителя (ученика) своей деятельности, самостоятельное ведение своих упущений, затруднений и умений преодолевать их через самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самокоррекцию.
Эти компоненты развивающего обучения помогут окунуться с головой в сам процесс познания ребенком мира вещей и людей, чтобы учителю (ученику) быть активным участником этого интеллектуального и нравственного развития.
В условиях гуманизации образования основными формами обучения являются групповая и индивидуальная. Фронтальная форма обучения используется преимущественно при ориентации, обсуждении и коррекции. Главная цель группового обучения – приобщение учащихся к совместной работе с небольшой группой сверстников. В такой группе он не теряет свою индивидуальность. В случае необходимости иногда даже по специальному замыслу педагога, ученики могут обращаться друг другу за помощью, решать общие задачи и т.д. В этой ситуации каждый ученик научится не только ценить свои собственные успехи или переживать неудачи, но видеть, как он влияет на общий результат.
Индивидуальная форма работы дает возможность ученику глубже сосредоточиться на отдельных заданиях, нести ответственность за результат их выполнения и перед самим собой и перед учителем.
Главное в этих формах – доверие к ученику, опора на его способность отвечать за себя, стимуляция чувств достоинства и самоуважения. Воспитание здоровой самооценки – главная задача учителя и всей школы. Важно умение учить себя воспринимать как способность человека преодолевать собственную ограниченность в любой сфере деятельности и доброе человеческое отношение и в то же время меняться, делать себя другим. Безотметочное обучение – это обучение, в котором отсутствует любая форма отметки как форма количественного выражения конечных реальных результатов оценочной деятельности. В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать качественный КРР, который определяется уровнем усвоения учеником знаний и уровнем его развития.
Принципы безотметочного обучения:
1. Критериальность: содержательный контроль и оценка строятся на основе, выработанной с учащимися. Критерии должны быть чёткими.
2. Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
3. Непрерывность: переход от оценки как фиксатора КРР к оценке процесса движения к нему. Имеет право на ошибку, впоследствии исправленную. Считается прогрессом в обучении.
4. Гибкость и вариативность инструментария оценки: разнообразие видов оценочных шкал, позволяющих гибко реагировать на прогресс или регресс в развитии учащихся.
5. Естественность процесса контроля и оценки: контроль и оценка должны рповодиться в естественных условиях, снижающих стресс и напряжение.
Виды контроля в системе развивающего обучения:
1) По месту: стартовый контроль с определением исходного уровня воспитанности, обученности и развития обучающегося; текущий – с определением уровня обучающихся и степени их продвижения в освоении; итоговый – определение уровня знаний по предметам и степени сформированности основных компонентов учебной деятельности детей;
2) По содержанию: прогностический (планирующий) контроль определяет последовательность выполнения операций учебного действия; пооперационный как управление правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; контроль по результату – сравнение фактического КРР или выполненной работы (операции) по образцам;
3) По субъектам контрольно-оценочной деятельности; внешний контроль: Взаимоконтроль и взаимооценка учителем, соклассником; внутренний (рефлексивный) обращён на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка). Основная функция самооценки и самоконтроля – определение границ своего знания и незнания, своих потенциальных возможностей, осознание тех проблем, которые предстоит решить. Конечная цель безотметочного обучения – перевод внешней оценки во внутреннюю самооценку и достижение в перспективе полной ответственности за КРР непрерывного самосовершенствования. Контроль и оценка развития в системе развивающего обучения:
1. Контроль и оценка в содержательном плане должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития обучающихся (по периодам) с учетом индивидуальных особенностей и их личных успехов.
2. Основные показатели развития обучающихся:
– сформированность учебно-познавательного интереса;
- развитие основных мыслительных действий: рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение как компоненты теоритческого мышления;
- Сформированность общих учебных умений и навыков;
- способность и склонность к преобразованию изученных способов действий на основе новых условий учебной задачи;
- способность определять границы знаний - незнаний;
- сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности;
- самостоятельность суждений, критчность по отношению к действиям (своим, чужим);
- способность согласованным действиям с учётом позиции другого;
- сформированность основных ценностных ориентиров. Которые определяют формирование мотивационно-потребностной основы личности и усвоение нравственных норм поведения.
3. Динамика развития обучающихся фиксируется учителем с участием педагога-психолога, педагога-организатора на основе итоговых проверочных работ, срезов, ЕНТ и конечных результатов психолого-педагогической диагностики и поддержки.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся в системе развивающего обучения:
1. Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком ЗУН по предметам и не допускают сравнения его с другими детьми.
2. Мониторинг отслеживания уровня усвоения ЗУН как ТУЗ (творческое усвоение знаний): стартовые и итоговые проверочные работы, срезы, задания; итоговые диагностические работы; ЕНТ; текущие проверочные работы; демонстрация-мониторинг достижений ученика о накопленными материалами.
3. Качественная характеристика ЗУН на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика с демонстрацией КРР (конечных реальных результатов) проверочных работ по предметам.
4. Промежуточные итоги ТУЗ и предмета на основе анализа пройденного программного материала (по итогам четверти).
5. Итоговый конечный результат ТУЗ и предмета на основании: оценочных суждений учителя по ТУЗ учащимся; показ мониторинга достижений обучающегося; результаты итоговых контрольных работ. Виды оценочных суждений: 1) хорошо знает и может применить на практике в данных и других предметных областях; 2) Знает … 3) Сомневается… 4) Не знает… Фиксация в классном журнале, в сводной таблице по классу; итоговые сведения – в личных делах детей.
6. По итогам учебного года учителем составляется содержательный анализ своей педагогической деятельности с учетом: динамики развития учащихся за учебный период; уровня усвоения учащимися ЗУН по основным темам; количество учащихся, способных применять сформированные ЗУН в нестандартных ситуациях; сведений о выполнении программы с указанием успешности и возникших затруднений; выводов о причинах неудач, отклонений от принятых норм, мерах по их преодолению.
7. Рекомендуется учащимся завести оценочную тетрадь для отслеживания динамики учения.
8. По итогам года руководство проводит педагогический анализ педколлектива (достижения, затруднения), определяются стратегические задачи на новый учебный год; материалы классифицируются для создания целостной картины эффективности реализации развивающего обучения в школе.
Концепция развивающего обучения утверждает: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Для того, чтобы достичь за минимальное время максимальных КРР развития, обучение должно идти впереди развития, а «воспитание – впереди обучении я» (по аль-Фараби), максимально используя генетические возрастные предпосылки и внеся в них существенные коррективы. Педагогические воздействия должны опережать, стимулировать, направлять и ускорять развитие наследственных данных личности. Это обеспечивается развивающими образвательными технологиями, в которых делается акцент на интеллектуальное развитие; учебная деятельность организуется как целенаправленная, включающая все психологические этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели, рефлексивный анализ КРР развития; обучение идёт в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя его.
Главное требование к развивающему подходу выразил Соловейчик С.Л. от имени учащихся в обращении к учителю:
Учителя! Прошу считать меня ЧЕЛОВЕКОМ и верить в меня, НАДЕЯТЬСЯ на меня, ПОНИМАТЬ меня, ЛЮБИТЬ меня, БЫТЬ ВЕЛИКОДУШНЫМ со мной, НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ мною в своих целях, НЕ БОЯТЬСЯ за меня как за маленького, ТЕРПЕТЬ меня!
И дополняем: ПОМОГАТЬ РАСТИТЬ и РАЗВИВАТЬ меня!
Категория: Начальная школа | Добавил: ДЖИЛ (2010-01-07) | Автор: Утянова Рая Нурсултановна E
Просмотров: 1758 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 2:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru