Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Русский язык 2 класс. Учитель: Баран Людмила Николаевна ОСШ № 11 г. Караганда Тема урока: Суффикс как часть слова. Цели: - создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова; - способствовать развитию умения находить суффиксы в слове, дать определение суффикса; -обогащать словарный запас; - развивать память, мышление, речь; -воспитывать прилежание и активность; Оборудование: схемы, карточки для парной и групповой работы. 1. Организационный момент. Готовность к уроку. Посадка за партой. Знаете, что произошло сегодня утром? Я шла в школу и собирала улыбки. Я по улице шагала, и улыбки собирала: Вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка почтальона – гордость нашего села, Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица, Вот весёлый смех ребят – для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась – получается менялась. 2. Чистописание Оформление тетрадей. Дата. - ребята, чтобы буква получилась красивой, какие правила нужно соблюдать? (осанка, ручка, наклон, высота, правильность) Ок, ек, ик Словарный диктант. Осень, народ, девочка, тропинка, ветерок, страна, медведь, деревья, роток, котёнок. 2. Проверка знаний, умений и навыков учащихся. Фронтальный опрос. Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей. -мы познакомились с некоторыми частями слова. Итак, внимание! - какие части слова мы знаем? (после ответов детей на доске появляются слова: корень, приставка, окончание) - что же такое корень слова: что вы о нем знаете? - а если к слову «корень» подставить «ОК», стало «корешок». - что же такое «ОК»? - как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? 3. Сообщение темы и цели урока. Тема урока: знакомство с новой частью слова «Суффикс», наблюдение за ролью суффикса в слове, определение суффикса. Цели урока: сегодня на уроке мы с вами узнаем о роли суффикса в слове, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять, и обогащать свой словарный запас. 4. Работа над новой темой. 1) работа у доски. - запишите слова. Выделите корень и суффикс. - как изменилось значение слова? Зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб) Дёд-ледок (тонкий лёд) Глаз – глазок (маленький глаз) Мёд –медок (ласково о мёде) 2) работа по карточке - сравните пары слов. Это одно и то же слово или разные слова? Почему? ДУБ-ДУБОК ЛОСЬ - ЛОСЁНОК ПРУТ – ПРУТИК МЫШЬ – МЫШОНОК 3) игра «Побудь волшебником» У меня волшебная палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. Кому я дам волшебную палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. 4) попробуйте сформулировать, что же такое суффикс. - сравните с правилом в учебнике. - 1-ое предложение. О чём оно? (что такое суффикс) - на что указывает 2 –ое предложение? (на место суффикса в слове) - а что мы узнали из 3-его предложения? (о «работе» суффикса) Приведите свои примеры. ФИЗМИНУТКА. На улице мороз, Ну-ка взялись все за нос! Ни к чему нам бить баклуши, Ну-ка взялись все за уши! Покрутились, повертелись, Вот и уши отогрели. По коленкам постучали, Головою покачали, По плечам похлопали, И чуть-чуть потопали. Вот и отогрелись. 5)помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы. Во – первых: они из одних слов могут сделать другие. Например: из слова УЧИТЬ могут сделать УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА, УЧИЛИЩЕ, УЧЕНИЕ. Во – вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например: показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный. 6) работа в парах. (роль суффиксов в словах) А) допишите суффиксы –ОНОК-, или – ЁНОК- Медвеж___________ тигр_________________ Барсуч_____________ порос________________ Галч_______________ льв__________________ Зайч_______________ жереб________________ Б) подберите к данным словам однокоренные слова с суффиксом – ик, - чик. Стол - _______________________ обход - __________________________ Гвоздь -______________________ стакан - __________________________ Карандаш -___________________ перевод - __________________________ -Суффиксов в рус.яз. очень много-ник, чик, ов, н, нн, енок, ушк, ов, ин, еньк, оньк, ищ, ят, и другие. - выполните следующее задание: В) выделите в словах корень и суффикс. Домик, звонок, дедушка, горошина, чайник, беленький, девонька, рощица, дочка. Проверка. - ребята, чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы Дополнительное задание. стр. 139 упр. 393 образовать слова с помощью суффиксов. 7. Рефлексия. - чему мы научились на уроке? -что такое суффикс? -какую роль играют суффиксы в словообразовании? -кто остался доволен своей работой? -за что вы можете себя похвалить? 8. Домашнее задание . Правило на стр.136 наизусть, стр 138 упр. 389 1) допишите суффиксы –ОНОК-, или – ЁНОК- Медвеж___________________ тигр___________________________ Барсуч____________________ порос__________________________ Галч______________________ льв____________________________ Зайч______________________ жереб__________________________ 2) подберите к данным словам однокоренные слова с суффиксом – ик, - чик. Стол - ________________________ обход - ______________________ Гвоздь -_______________________ стакан - _____________________ Карандаш -____________________ перевод - _____________________ -Суффиксов в рус.яз. очень много-ник, чик, ов, н, нн, енок, ушк, ов, ин, еньк, оньк, ищ, ят, и другие. - выполните следующее задание: 3) выделите в словах корень и суффикс. Домик, звонок, дедушка, горошина, чайник, беленький, девонька, рощица, дочка. | |
Просмотров: 1556 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|