Дидактические игры и задания, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся. 1. Назовите свой звук. На столе вперемешку лежат предметы или картинки (рисунки). Разделившись на несколько команд, ученики подходят к столу. Им дается задание как можно быстрее отобрать предметы и рисунки, названия которых начинаются на один и тот же звук. 2. Кто больше? Ученики делятся на команды. Ведущий на доске записывает слово. Например, мягкий. Участники игры должны записать с ним как можно больше словосочетаний или коротких предложений. 3. Найдите больше слов. Подобрать и записать синонимы и антонимы к словам веселый, огромный, мужественный и др. Выигрывает та команда, которая без ошибок выполнит работу. Дополнительное очко засчитывается за аккуратность. 4. 10 фразеологизмов В рассказе нужно найти 10 выражений, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл. Побеждает команда, которая выполнит задание без ошибок (особое внимание необходимо обратить на объяснение смысла данных слов и на работу всех членов команды). Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь! Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке. - Он нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы. – Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь голову морочит. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки, успокоил нас дед, - со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать ни пером описать. Только ружья нам дед не дал. Малы еще. 5.Рассуждалки. (Эта игра может быть использована на любом уроке. Для этого необходимо изменить вопросы и сделать к ним соответствующие рисунки. Я приведу пример игры для урока познание мира). Каждой команде предлагается лист бумаги, на котором нарисованы животные (корова, кот, лиса, медведь) и написаны высказывания. За 2 минуты необходимо определить какие из высказываний верны , а какие нет и поставить соответственно знаки «+» и «-«. Примерные высказывания: 1.Все животные, нарисованные на картинке, домашние. 2.Все животные, нарисованные на картинке, любят мед. 3.Все животные, нарисованные на картинке, имеют хвост. 4.Все животные, нарисованные на картинке, имеют усы. 5.Все животные, нарисованные на картинке, едят траву. 6.Любое животное, нарисованное на картинке, любит кур. 7.Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в лесу. 8.Каждое животное, нарисованное на картинке, охотиться за мышами. 9.Некоторые животные, нарисованные на картинке, впадают в зимнюю спячку. 10.Некоторые животные, нарисованные на картинке, имеют четыре лапы. 6. Кто больше? Каждая команда должна записать на листах бумаги как можно больше слов на заданную тему : названия спортивных игр, животные, цвета и т.д. 7. Рассказ по рисунку. Ученики работают в парах. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. 8. Самый интересный рассказ. Каждая команда составляет рассказ на заданную тему (тема для всех одинаковая). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше орфографических ошибок. 9. Изображение действия. Ученики образуют пары. Один изображает действие (мимическое или пантомимическое) , другой должен прокомментировать его, употребляя глаголы. 10. Животные Учитель дает задание командам или парам: - Представьте, что вы превратились в какого-нибудь зверя или птицу, рыбу, насекомое. Расскажите, какой был бы у вас характер, чем бы вы занимались, с кем бы вы общались и т.д. необходимо отразить повадки животного.
|