Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок познания мира. Тема: "Леса и тугаи".
УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА
ТЕМА: Леса и тугаи.

ЦЕЛЬ: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и
растительным миром; расширить представление о природных богатствах ле-
сов и тугаёв.
2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать
выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к
природе.
Тип урока – урок формирования новых зунов.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации
растений и животных, лесов и тугаёв, карточки с заданиями, мозаи-
ка, жетоны, значки с обозначениями леса, диск с записью фильма о
Боровом, использование интерактивной доски для просмотра филь-
ма.
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.
- Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная )
- Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока?
- Почему? А какая сегодня погода?
- А соответствует ли погода нашему настроению?
- Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш
урок. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.

2. Объявление цели и задач урока.

Беспредельна, необъятна, широка
Степь привольная Сары-Арка.
Открытая полынным ветрам,
Раскинулась на сотни километров.
Всюду простор и ковыльные степи
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!

- Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о
лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с живот-
ным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.

- Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп
учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4 группы)
географы
ботаники
зоологи
экологи
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?

3.Формирование новых знаний и умений.

- Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь, пусты-
ни, полупустыни, горные районы.)
- А в какой природной зоне живём мы?
-Как ещё называется это место? (Сары-Арка)
- Что такое степь? Когда она особенно красива?
- Итак начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду.
Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и
глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежны-
ми шапками, третьих одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам
оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть
маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в мешке. Но не откликнул-
ся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник Алдар-косе, решил пере-
хитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот согласился, но где можно спря-
таться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним и
спрятался. А хитрый Алдар-косе незаметно проделал в мешке дырку, из которой
высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились прозрач-
ные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда.
- И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где природа создала удивитель-
ный мир красок, форм и звуков.
- А кто знает, где в Казахстане есть леса?
- Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боро-
вое.
- В Карагандинской области – Каркаралинск.
- В Павлодарской области – Баян-аул.
- В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. ( поставить на карте значки)
- А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?
- Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и
теперь расскажут нам о них.
1 географ – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казах-
стана до Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и
пустынной зон много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в
речных долинах степей и пустынь. (пояснение учителя)
2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены боль-
шие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их назы-
вают ленточными борами.
- Что такое бор?
- Как вы понимаете «ленточный бор»?
3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это
известный лес Наурзум-карагай.
4 географ – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них так-
же встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными бора-
ми.
- Как понимаете выражение «гранитный бор»?
- А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчу-
жин Казахстана – Боровом. Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите , ска-
жите, что вы увидели из того, о чём вам рассказали географы.
- Что такое тугай?
-- Где в Казахстане встречаются леса?

- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений,
плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует
росту растений в лесах и тугаях?
- Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны?

1этаж – травы, цветы
2этаж – кустарники
3этаж – деревья

- Слово ботаникам. Они раздают задание группам.
Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья:
берёза, осина, сосна, дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску.
Рядом гербарий. (прикреп. на доску)
- Что можете сказать о берёзе?

1ботаник - Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –
светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой
бахромой. Кора берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой,
кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Живёт бе-
рёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи
называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт мно-
го низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина,
малина.
2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина-
стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом
растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и
сочными красными плодами, земляника.

3 ботаник-В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и
красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна-
хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, пря-
мые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть раз –
ветвление, образующее крону.

4 ботаник-Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб
шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель,
паркет .Кору- применяют в кожевенном деле. Справка: Самый старый дуб
(2000л.) на земле, находится в Литве.
- На какие группы можно разделить эти деревья?
- Чем они отличаются?

- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.
- Из какого дерева делают спички?(осина)
- Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза)
- У каких деревьев осенью листья красные?(рябина)
- Из какого дерева делают пианино?(ель)
- Какое дерево даёт сок?(берёза)
- Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)

- Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных.

Слово зоологам. Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы должны
отгадать - кто прислал эти телеграммы.

1 зоолог- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего
этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу.
Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у
меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад.
Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер-
теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой де-
ревьев. (заяц-картинка)

2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись,
то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь.
Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью
скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды
и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди .Но если этой пищи
нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь-
картинка)

3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы-
соты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми:
рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, сви-
сающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древес-
ные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но
очень мы и соль любим.(лось-картинка)

- А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике. Стр.96 (чтение вслух)
- Какие животные обитают в лесах и тугаях?
- Какие птицы там водятся?
- Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников?

Слово экологам.

1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле
кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь
кислородом.

2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес –
это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, поды-
шать полной грудью живительным воздухом. Прогулка в лес – источник ра-
дости и здоровья.

3 эколог - Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в
своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины
делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое. Однако с каж-
дым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что
бездумно истребляется.

Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие
правила они нарушили?

1 ситуация.
Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и
пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусо-
ром под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по
два букета цветов. Довольные они отправились домой.

Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.

2 ситуация.
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в
весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы
увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в
живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.

3 ситуация.
Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы уви-
дели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и
стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой.
Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.

4 ситуация.
Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита!
Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разо-
жгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Доволь-
ные ребята отправились домой.

- Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.

-В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», кото-
рый записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна.
Долг каждого гражданина беречь и охранять природу.
4. Закрепление.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что такое тугаи? Бор?
- Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?
- Какие деревья растут в лесах и тугаях?
- А какие ещё растения?
- Какие животные водятся в лесах и тугаях?
- Почему мы должны охранять лес?
- Что даёт нам лес?
- Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
- Что требуется от каждого человека?
- Был ли полезен для вас этот урок?
- Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?
- Я бы хотела закончить наш урок словами:

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

5. Подведение итогов, оценки. Домашнее задание. Стр.94-99


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА


Разработала учитель
учитель начальных классов
СОШ № 85 Туркина Т.В.

Караганда 2009г.

Категория: Начальная школа | Добавил: tatka (2010-01-31) | Автор: Туркина Татьяна Владимировна E
Просмотров: 11778 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 10:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru