Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Безотметочная система оценивания в 1 классе
Безотметочная система оцениванияв 1 классе.

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. В.А.Сухомлинский.
Необходимость перехода на 12-летнее обучение обусловлена решением таких основных задач, как повышение конкурентоспособности казахстанского образования и уровня общего образования, обновление содержания, усиление личностно-ориентированного образования, сохранение здоровьесберегающей среды, влияние демографических и социально-экономических факторов.
Переход на 12-летнее обучение требует новые подходы в образовании . Если в прошлом веке обучение было ориентировано на получение информации от учителя и из учебника, то школа XXI века акцентируется на исследовательскую работу, активную работу учеников.
Сегодня актуален подход не «образование на всю жизнь», а «образование в течение всей жизни». Необходимо сформировать у учащихся психологическую готовность к дальнейшему образованию и переквалификации, они должны воспринимать это как жизненную необходимость.
Главные принципы введения 12-летней системы образования рассмотрены в «Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года». В современном мире основными характеристиками образовательных систем являются повышение требований к уровню культуры, образованности и профессиональной квалификации населения.
Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний.
Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время неоспорим тот факт, что оценивание оказывают решающее влияние на процесс обучения.
Оцениванию не должны подвергаться личные качества ребенка. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с достижениями других детей. Оценки не должны служить причиной наказания или поощрения ребенка со стороны учителя и родителей.
Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.
Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.
Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает
качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития.
Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовая диагностика;
текущие проверочные работы;
итоговые проверочные работы;
демонстрация достижений учащихся (портфолио)
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.
Стартовая работа позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода.
Отметки не выставляются, а качество усвоения и уровень знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
- хорошо знает и может применить на практике полученное знание;
- знает;
- сомневается;
- не знает;
- не выявлено.
Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, текущая, итоговая) по учебным
предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:
- очень высокий уровень(ОВУ) - 95-100% выполнения;
- высокий уровень(ВУ) - 75-94% выполнения;
- средний уровень(СУ) - 50-74% выполнения;
- ниже среднего уровень (НСУ)- 30-49% выполнения;
- низкий уровень(НУ) - менее 30% выполнения.
Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения
родителей учащихся через дневник.

Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:
• Волшебные линеечки
• Словесное оценивание
• Знаковая символика
• «Лесенка»
• «Солнышко»
• «Подъём в гору»
• «Древо»
• «Радуга»
• Карта достижений
• Портфолио
«Волшебные линеечки»
«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться.
На начальном этапе желательно задавать только один критерий

Словесное оценивание
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.
Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.
Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.
Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!»
Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно»

Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».
Знаковая символика
« ! » - отлично выполнил
«+» - хорошо
«?» - есть затруднения
«-» - не справился с работой

Оценочная лесенка

Работа получилась!

Получилась часть работы.

Работа не получилась…

«Солнышко»
В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

«Радуга»
У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:
К – выполнил работу отлично
О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)
Ж – выполнил работу, есть ошибки
З – выполнил половину работы
Г – выполнил меньше половины работы
С – выполнил незначительную часть работы
Ф – не справился с работой

«Подъём в гору»
Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий – скорочтение) используется график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось ординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин)


Аналогично использование графика при проверке правильности чтения, где ось ординат – количество допущенных ошибок при чтении (чем выше – тем меньше, наивысшая точка – 0 ошибок)

«Древо»
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:
плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо;
зеленый листик – не все получилось, но я старался;
желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать.

Карта достижений
«Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика.
Это позволяет ребенку и родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы и родители становятся помощниками учителю. Наблюдения должны быть доступными для родителей и детей, от этого интерес к учебе повышается.

Портфолио
Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности

Самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами.
Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной сомооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе подобрее».
Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки?
Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.
Категория: Начальная школа | Добавил: З@уре (2014-08-06) | Автор: Терекбаева Зауре Габдуахатовна E
Просмотров: 8871 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.5/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-11-21, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru