Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Безотметочная система оцениванияв 1 классе. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. В.А.Сухомлинский. Необходимость перехода на 12-летнее обучение обусловлена решением таких основных задач, как повышение конкурентоспособности казахстанского образования и уровня общего образования, обновление содержания, усиление личностно-ориентированного образования, сохранение здоровьесберегающей среды, влияние демографических и социально-экономических факторов. Переход на 12-летнее обучение требует новые подходы в образовании . Если в прошлом веке обучение было ориентировано на получение информации от учителя и из учебника, то школа XXI века акцентируется на исследовательскую работу, активную работу учеников. Сегодня актуален подход не «образование на всю жизнь», а «образование в течение всей жизни». Необходимо сформировать у учащихся психологическую готовность к дальнейшему образованию и переквалификации, они должны воспринимать это как жизненную необходимость. Главные принципы введения 12-летней системы образования рассмотрены в «Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года». В современном мире основными характеристиками образовательных систем являются повышение требований к уровню культуры, образованности и профессиональной квалификации населения. Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время неоспорим тот факт, что оценивание оказывают решающее влияние на процесс обучения. Оцениванию не должны подвергаться личные качества ребенка. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с достижениями других детей. Оценки не должны служить причиной наказания или поощрения ребенка со стороны учителя и родителей. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: стартовая диагностика; текущие проверочные работы; итоговые проверочные работы; демонстрация достижений учащихся (портфолио) Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. Стартовая работа позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний». Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода. Отметки не выставляются, а качество усвоения и уровень знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: - хорошо знает и может применить на практике полученное знание; - знает; - сомневается; - не знает; - не выявлено. Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, текущая, итоговая) по учебным предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям. Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями: - очень высокий уровень(ОВУ) - 95-100% выполнения; - высокий уровень(ВУ) - 75-94% выполнения; - средний уровень(СУ) - 50-74% выполнения; - ниже среднего уровень (НСУ)- 30-49% выполнения; - низкий уровень(НУ) - менее 30% выполнения. Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения родителей учащихся через дневник. Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений: • Волшебные линеечки • Словесное оценивание • Знаковая символика • «Лесенка» • «Солнышко» • «Подъём в гору» • «Древо» • «Радуга» • Карта достижений • Портфолио «Волшебные линеечки» «Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. На начальном этапе желательно задавать только один критерий Словесное оценивание В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами: Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением. Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение. Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком. Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением. Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно» Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение». Знаковая символика « ! » - отлично выполнил «+» - хорошо «?» - есть затруднения «-» - не справился с работой Оценочная лесенка Работа получилась! Получилась часть работы. Работа не получилась… «Солнышко» В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа. «Радуга» У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением: К – выполнил работу отлично О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты) Ж – выполнил работу, есть ошибки З – выполнил половину работы Г – выполнил меньше половины работы С – выполнил незначительную часть работы Ф – не справился с работой «Подъём в гору» Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий – скорочтение) используется график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось ординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин) Аналогично использование графика при проверке правильности чтения, где ось ординат – количество допущенных ошибок при чтении (чем выше – тем меньше, наивысшая точка – 0 ошибок) «Древо» У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать. Карта достижений «Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку и родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы и родители становятся помощниками учителю. Наблюдения должны быть доступными для родителей и детей, от этого интерес к учебе повышается. Портфолио Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами. Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной сомооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе подобрее». Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки? Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей. | |
Просмотров: 8871 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|