Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Сотворчество - путь повышения компетенции выпускника начальной школы.
В настоящее время начальному этапу обучения школьников, призванному заложить подходы к воспитанию способных, творческих, мыслящих людей, ориентированных на созидательную деятельность, отводится особая роль. В качестве главных задач начальной школы определяется развитие умения организации учебной деятельности, выделение и целостное развитие способностей школьников, овладение ими элементами творческого мышления, культурой речи и поведения, сохранение и приумножение стремления и желания учиться.
На первый план выдвигается развивающая функция обучения, которая в наибольшей степени обеспечивает раскрытие индивидуальных способностей школьников, развитие их интеллекта и творчества. Поэтому с первых шагов обучения детей важно создать условия, при которых они получают возможность эффективно работать как индивидуально, так и при активном взаимодействии с одноклассниками и учителем, т.е. включаются в отношения сотворчества.
Известно, что возникающие трудности на начальном этапе обучения больше всего связаны с разным уровнем подготовки детей к школе. Все первоклассники без исключения идут в школу с желанием, проявляют интерес к учению, но часто уже к концу двух-трех недель у многих проявляется нежелание учиться. Возникает, по мнению учёных «явление выученной беспомощности», связанное с применением педагогами негативных санкций, которому младшие школьники сами не могут противостоять, а вместе с этим возникает апатия, нежелание что-либо предпринимать, чтобы повлиять на ситуацию, пассивность и временную необучаемость школьника. В этой непростой педагогической ситуации учитель начальной школы должен руководствоваться основными принципами профессиональной деятельности. Одним из главных является принцип успешности каждого школьника в учебном труде. Он означает, что независимо от стартовых условий необходимо находить средства создания каждому школьнику ситуации успеха в учёбе. При этом педагог должен уметь ярко и выразительно демонстрировать как индивидуальные успехи ребёнка, так и успехи всего класса или группы ребят, поскольку успех без признания приводит к разочарованию.
Следующим важным принципом деятельности педагога начальной школы является поддержание в процессе учения позитивного, эмоционально-привлекательного фона, повышающего эффективность обучения. Негативная реакция педагога на результат деятельности школьника не только не гуманна, но и не эффективна. Она отнюдь не вызывает у него страстного желания усерднее учиться, и вообще ученик редко соглашается со справедливостью наказания. А вот благоприятная оценка проделанной работы повышает самооценку школьника, мотивирует его активность в учёбе, усиливает творческую инициативу, стимулирует определённо развивать свои способности, овладеть новыми знаниями и умениями. Это всё проявляется в ходе данных видов деятельности учителя и учащихся.
Учитель должен не забывать, а активно использовать различные способы положительного подкрепления учащихся начальной школы повзрослевший ученик переходит на 3 ступень.
Известно, что положительные подкрепления похвала, поощрения, ситуации успеха стимулируют активность школьника, часто вызывают у них рвение в процессе постижения знаний, что может привести их к переутомлению, усталости, вызвать целый блок негативных реакций. Поэтому, чрезвычайно значимым при совместной деятельности учителя и учащихся является принцип недопущения перегрузок в учебном труде. Учитель имеет право самостоятельно дозировать учебную нагрузку учащихся с учётом их возможностей на данный момент обучения. «Одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности», это из исследований учёных, говорит Г.Ю.Ксензова. Поэтому на данной ступени обучения важным оценочным средством учащихся является самоконтроль и самооценка учебных достижений. В целом оценочный механизм складывается из самооценки, взаимооценки и оценки учителя. Ученики получают от учителя эталоны самооценки, с которыми и сопоставляют результат. Эти и другие виды совместной деятельности на моих уроках дают возможность детям развивать умение делать самопроверку, самооценку и взаимопроверку, взаимооценку. Индивидуальное развитие каждого ребёнка в отдельности можно определить с помощью индивидуальных эталонов, предполагающих гибкую оценку способов организации школьниками учебной деятельности, подлинного прироста знаний, способов их усвоения. Основным критерием, которым я пользуюсь, является личностный, когда человек сравнивается с «самим собой вчерашним», что и позволяет увидеть его индивидуальные успехи или же их отсутствие. Анализируя накопленный рабочий материал учащиеся наглядно видят где у них есть пробелы и отставания , а где торжествует успех.
Категория: Начальная школа | Добавил: ДЖИЛ (2010-01-31) | Автор: Машихина Татьяна Васильевна E
Просмотров: 1734 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 7:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru