Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок по познанию мира
Четверова Марина Витальевна
учитель начальных классов
КГУ «Первый городской общеобразовательный лицей»
Северо-Казахстанская область, г.Петропавловск

Урок по познанию мира в 4 классе
Тема: Семья – маленькое общество.
Тип урока: комбинированный, урок-диалог.
Инновационные технологии: технология информационно-коммуникативного обучении с проблемно-диалогическими приёмами.
Цели урока:
- формирование убеждения о важности и роли семьи в обществе и жизни человека;
- воспитание духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семье;
- познакомить с распределением денег в семейном бюджете.
Оборудование: презентация к уроку, стихотворение И. Молчанова «Семь главных правил», карточки с домиками, карточки: лист №1, лист №2, сердечки из бумаги, учебник «Познание мира», тетрадь.
Оформление: плакат с высказыванием: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой, дерево «Счастья и любви», выставка генеалогических древ семей учащихся класса.
Ход урока
План
• Что такое семья?
• Взаимоотношения в семье.
• Что объединяет членов семьи?
• Семейный бюджет.
• Семья и государство.

1. Организационный момент.
У.: Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Заслушиваются ответы детей.)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Звучит песня «Родительский дом» (слова М. Рябинина, музыка В. Шаинского).
У.: Каждая семья – это очаг – тёплый и уютный, и для каждого семья – это, прежде всего родительский дом. Посмотрим на образы букв, из которых состоит это слово.
Вывод по вступительной беседе: Это слово знакомо всем с детства. Дом – это семья, в которой нас всегда ждут и любят. (Учитель объявляет тему урока.)

3. Усвоение новых знаний.
Фронтальная работа.
1) Знакомство с понятием «семья».
У.: Что же такое семья? (Учащиеся выражают своё мнение.) А какие объяснения понятию «семья» вы нашли в словарях?
Учащиеся зачитывают определения к слову семья:
• Этимологический словарь. Макс Фасмер. Москва «Прогресс» 1987 год
• Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. Москва, Астрель АСТ 2000 год
• «Словарь русского языка». С. И. Ожегов. Москва, «Русский язык», 1990 год
• Учебник «Познание мира»под редакцией К. Жунусовой, А. Бирмагамбетова и др. Алматы, «Атамура», 2004 год стр. 122 (2 абзац).
Вывод: Семья – это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью друг за друга.
У.: Какие два слова спрятались в слове семь-я? (СЕМЬ, Я) Вспомните, где мы его встречаем число 7?
У.: Какие пословицы и выражения вы знаете, где встречается число семь?
(Учащиеся выражают своё мнение.)
Вывод: Слово обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей.

2) Взаимоотношения в семье.
Индивидуальная работа по карточкам.
А) У.: Что необходимо для того, чтобы было тепло и уютно не только в доме, но и в семье? (Учащиеся выражают своё мнение.) Построим «Дом моей мечты».
Дети читают по 1 четверостишью стихотворения И. Молчанова «7 главных правил». Во время чтения на доме в брёвнах записываются слова. В результате выстраивается дом.

Вывод: Дом и семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если там царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее семейное счастье.
Б) Конфликты в семье.
Просмотр сюжета из мультфильма «Дядя Фёдор, пёс и кот».
У.: Почему в этой семье возникали конфликты? Учитель рассказывает легенду.
У.: Что хотел этим сказать глава семьи? Какие обязанности у главы семьи?
Чтение отрывка в учебнике на стр. 122 (3 абзац)
Групповая работа.
Учитель даёт задание для групповой работы: найти выход из создавшейся ситуации. Каждая группа обсуждает свою ситуацию и предлагает пути решения конфликта.
Вывод: Проблемные ситуации в семье можно разрешить. Нужно выслушивать мнение каждой стороны. Идти навстречу друг другу, понимать друг друга.

3) Физкультминутка. С музыкальным сопровождением.

4) Что объединяет членов семьи?
У.: Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 19 семей, в которых воспитываются 36 детей. Давайте подумаем и скажем, что объединяет членов семьи. ( Заслушиваются ответы детей.)
Отличительные черты семьи от других коллективов:
• Живут в одном доме (квартире).
• Родители растят и воспитывают детей.
• Вместе проводят свободное время.
• Члены семьи ведут общее хозяйство.
• Имеют общий бюджет.
5)Семейный бюджет.
А) У.: У каждой семьи есть свой бюджет. Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит?
Представление результатов беседы в виде рисунка:

У.: Из чего складываются доходы и расходы?
Представление результатов беседы в виде таблицы:
Доходы Расходы
Зарплата Оплата жилья
Пенсия Питание
Стипендия Образование
Пособия Медицинское обслуживание
Прибыль Отдых, путешествие

Б) Распределение семейного бюджета. Работа в парах.
Учитель раздает лист № 1.
Каждая пара учащихся получает лист №1, на котором написаны названия това¬ров. Задание: выбрать те товары, которые учащиеся посчитают необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в списке галочкой.
Учитель раздает лист № 2.
В листе №2 проставлены цены товаров и услуг в «шустриках». Задание: проставить цены рядом с выбранными товарами или услугами. Сложить все шустрики.
Учитель объявляет, что бюджет каждой семьи рассчитан на 1000 шустриков и месяц.
Вывод: У кого сумма больше этой цифры – в семейном бюджете образовался дефицит. У кого сумма меньше 1000 шустриков – может отложить сбережения.
Чтение отрывка о семейном бюджете в учебнике на стр. 122 (4 абзац).

6) Роль семьи в обществе.
У.: Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по её благосостоянию судят о процветании общества. Семья – обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под защитой государства. В Казахстане приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ей главные обязанности – Семейный кодекс. «Брак, семья, материнство, отцовство находятся под защитой государства» (Статья 2).
Чтение отрывка из статьи учебника стр. 122 (последний абзац)
4. Домашнее задание. Учебник стр. 122, задание 4. Мини-сочинение на тему: «Ваша помощь семье».
5. Итог урока. Рефлексия.
У.: Зачем люди создают семьи?
Главное предназначение семьи:
• Продолжение рода.
• Появление новых поколений.
• Развитие общества.
У.: Родословную своей семьи вы изображали в виде дерева. А наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви».
Перед учащимися лежат сердечки. Ребята записывают пожелание на сердечке и прикрепляют к дереву , получается «Дерево счастья и любви».
У.: Семья – это самое дорогое, что у нас есть. Я желаю вашим семьям: мира, добра, верности, любви, терпения, уважения, взаимопонимания, достатка.
Категория: Начальная школа | Добавил: Chetverova (2014-09-07) | Автор: Четверова Марина Витальевна E
Просмотров: 662 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 5:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru