Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Четверова Марина Витальевна учитель начальных классов КГУ «Первый городской общеобразовательный лицей» Северо-Казахстанская область, г.Петропавловск Урок по познанию мира в 4 классе Тема: Семья – маленькое общество. Тип урока: комбинированный, урок-диалог. Инновационные технологии: технология информационно-коммуникативного обучении с проблемно-диалогическими приёмами. Цели урока: - формирование убеждения о важности и роли семьи в обществе и жизни человека; - воспитание духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семье; - познакомить с распределением денег в семейном бюджете. Оборудование: презентация к уроку, стихотворение И. Молчанова «Семь главных правил», карточки с домиками, карточки: лист №1, лист №2, сердечки из бумаги, учебник «Познание мира», тетрадь. Оформление: плакат с высказыванием: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой, дерево «Счастья и любви», выставка генеалогических древ семей учащихся класса. Ход урока План • Что такое семья? • Взаимоотношения в семье. • Что объединяет членов семьи? • Семейный бюджет. • Семья и государство. 1. Организационный момент. У.: Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Заслушиваются ответы детей.) 2. Актуализация знаний и постановка проблемы. Звучит песня «Родительский дом» (слова М. Рябинина, музыка В. Шаинского). У.: Каждая семья – это очаг – тёплый и уютный, и для каждого семья – это, прежде всего родительский дом. Посмотрим на образы букв, из которых состоит это слово. Вывод по вступительной беседе: Это слово знакомо всем с детства. Дом – это семья, в которой нас всегда ждут и любят. (Учитель объявляет тему урока.) 3. Усвоение новых знаний. Фронтальная работа. 1) Знакомство с понятием «семья». У.: Что же такое семья? (Учащиеся выражают своё мнение.) А какие объяснения понятию «семья» вы нашли в словарях? Учащиеся зачитывают определения к слову семья: • Этимологический словарь. Макс Фасмер. Москва «Прогресс» 1987 год • Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. Москва, Астрель АСТ 2000 год • «Словарь русского языка». С. И. Ожегов. Москва, «Русский язык», 1990 год • Учебник «Познание мира»под редакцией К. Жунусовой, А. Бирмагамбетова и др. Алматы, «Атамура», 2004 год стр. 122 (2 абзац). Вывод: Семья – это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью друг за друга. У.: Какие два слова спрятались в слове семь-я? (СЕМЬ, Я) Вспомните, где мы его встречаем число 7? У.: Какие пословицы и выражения вы знаете, где встречается число семь? (Учащиеся выражают своё мнение.) Вывод: Слово обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. 2) Взаимоотношения в семье. Индивидуальная работа по карточкам. А) У.: Что необходимо для того, чтобы было тепло и уютно не только в доме, но и в семье? (Учащиеся выражают своё мнение.) Построим «Дом моей мечты». Дети читают по 1 четверостишью стихотворения И. Молчанова «7 главных правил». Во время чтения на доме в брёвнах записываются слова. В результате выстраивается дом. Вывод: Дом и семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если там царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее семейное счастье. Б) Конфликты в семье. Просмотр сюжета из мультфильма «Дядя Фёдор, пёс и кот». У.: Почему в этой семье возникали конфликты? Учитель рассказывает легенду. У.: Что хотел этим сказать глава семьи? Какие обязанности у главы семьи? Чтение отрывка в учебнике на стр. 122 (3 абзац) Групповая работа. Учитель даёт задание для групповой работы: найти выход из создавшейся ситуации. Каждая группа обсуждает свою ситуацию и предлагает пути решения конфликта. Вывод: Проблемные ситуации в семье можно разрешить. Нужно выслушивать мнение каждой стороны. Идти навстречу друг другу, понимать друг друга. 3) Физкультминутка. С музыкальным сопровождением. 4) Что объединяет членов семьи? У.: Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 19 семей, в которых воспитываются 36 детей. Давайте подумаем и скажем, что объединяет членов семьи. ( Заслушиваются ответы детей.) Отличительные черты семьи от других коллективов: • Живут в одном доме (квартире). • Родители растят и воспитывают детей. • Вместе проводят свободное время. • Члены семьи ведут общее хозяйство. • Имеют общий бюджет. 5)Семейный бюджет. А) У.: У каждой семьи есть свой бюджет. Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? Представление результатов беседы в виде рисунка: У.: Из чего складываются доходы и расходы? Представление результатов беседы в виде таблицы: Доходы Расходы Зарплата Оплата жилья Пенсия Питание Стипендия Образование Пособия Медицинское обслуживание Прибыль Отдых, путешествие Б) Распределение семейного бюджета. Работа в парах. Учитель раздает лист № 1. Каждая пара учащихся получает лист №1, на котором написаны названия това¬ров. Задание: выбрать те товары, которые учащиеся посчитают необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в списке галочкой. Учитель раздает лист № 2. В листе №2 проставлены цены товаров и услуг в «шустриках». Задание: проставить цены рядом с выбранными товарами или услугами. Сложить все шустрики. Учитель объявляет, что бюджет каждой семьи рассчитан на 1000 шустриков и месяц. Вывод: У кого сумма больше этой цифры – в семейном бюджете образовался дефицит. У кого сумма меньше 1000 шустриков – может отложить сбережения. Чтение отрывка о семейном бюджете в учебнике на стр. 122 (4 абзац). 6) Роль семьи в обществе. У.: Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по её благосостоянию судят о процветании общества. Семья – обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под защитой государства. В Казахстане приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ей главные обязанности – Семейный кодекс. «Брак, семья, материнство, отцовство находятся под защитой государства» (Статья 2). Чтение отрывка из статьи учебника стр. 122 (последний абзац) 4. Домашнее задание. Учебник стр. 122, задание 4. Мини-сочинение на тему: «Ваша помощь семье». 5. Итог урока. Рефлексия. У.: Зачем люди создают семьи? Главное предназначение семьи: • Продолжение рода. • Появление новых поколений. • Развитие общества. У.: Родословную своей семьи вы изображали в виде дерева. А наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви». Перед учащимися лежат сердечки. Ребята записывают пожелание на сердечке и прикрепляют к дереву , получается «Дерево счастья и любви». У.: Семья – это самое дорогое, что у нас есть. Я желаю вашим семьям: мира, добра, верности, любви, терпения, уважения, взаимопонимания, достатка. | |
Просмотров: 662 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|