Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Роль родителей как субъектов образовательного процесса в начальной школе
«Роль родителей как субъектов образовательного процесса в начальной школе».
(сокращенный вариант)
I.Поздравление участников областной учительской конференции.
Уважаемые коллеги! Разрешите Вас поздравить от учительства Зерендинского района с началом нового учебного года! Пожелать Вам позитивных успехов в нашей нелегкой педагогической деятельности, здоровья, семейного благополучия, радуйтесь жизни – и у вас все получится.
II. Выступление.
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…..
Развитие личности ребенка происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Какие задачи стоят перед нами, классными руководителями?
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.
Взаимодействие с родителями строю на основе таких идей-принципов, как:
• обращение к чувству родительской любви;
• умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
• уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.
Сегодня я бы хотела остановиться лишь на некоторых таких формах и методах работы с родителями и учащимися, которые позитивно влияют на взаимоотношения в семьях моих воспитанников, оказывают благотворное влияние на уровень воспитания и обучения ребят.
1.Я хотела бы поделиться многолетним опытом работы интеллектуального клуба «Синяя птица», который был создан в 1995 году совместными усилиями автора данного выступления и родителей - единомышленников. Почему он появился? Потому что цель у нас была общая: максимально раскрыть интеллектуальные способности ребят, создавая ту необходимую атмосферу сотрудничества, которая способствовала бы усилению развития воспитательной функции нравственного направления, т.е. становления личности каждого, кто соприкасался с работой в данном клубе.
В то время я работала с ребятами по углубленным программам основных предметов, и создание данного клуба могло способствовать расширению, обобщению, систематизации полученных в урочное время знаний, умений и навыков. Работа клуба была построена на достаточно профессионально организованных интеллектуальных заседаниях основного типа «Что? Где? Когда?» и других формах деятельности совместно с родителями, которые становились активными участниками этого интересного и увлекательного мероприятия.
Основная тема общения между членами клуба - это чудесный мир природы. Потребность общения с природой остается одной из острейших проблем человека. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства, наблюдая, изучал природу, непосредственно общался с ней, потому что ее облагораживающее влияние сказывается, потом на характере человека во всей его жизни.
В клубе у каждого участника есть круг своих обязанностей, которые безукоризненно выполняются. Соответственно есть устав, правила, руководитель клуба (Рязанцева С.Н.) президент (Кленько Н.М.), совет клуба – родители детей, служащие клуба. Только в содружестве с родителями можно было плодотворно трудиться в данном творческом коллективе. Представьте себе, на протяжении 8 лет, состав клуба превышал 100 человек (три набора моих воспитанников вместе с родителями, которые являлись полноправными членами клуба и принимали непосредственное участие в интеллектуальных играх). Это была большая дружная семья единомышленников, которых независимо от возраста объединяло стремление жить интересно, насыщенно, радостно. Я понимаю, что всего сегодня вам не расскажешь, но если кто-нибудь из вас заинтересуется формой данной творческой работы с детьми и родителями, я могу оказать вам любую посильную для меня помощь в организации такого мероприятия внеклассного типа.
Прошло время. И вот теперь можно со стороны взглянуть на промежуточную результативность данного совместно с родителями внеклассного взаимодействия. Это уже достаточно взрослые люди, которые самодостаточны, коммуникабельны, активны в общественной жизни, готовые применить свои умения и навыки в житейских ситуациях, добились позитивных результатов роста профессиональной карьеры, т.е. востребованы обществом. В этом году ребята успешно закончили высшие учебные заведения и уже имеют престижную работу: Кленько Евгения - финансист, помощник аудитора компании «Салык-сервис» г. Кокшетау, Кан Алена – переводчик с английского языка, стажировка в Америке, Амен Валерий – окончил обучение в Англии (живет в Германии), Сейтенова Айгерим - аудит - бухгалтер международной компании г. Астаны, Мизембаев Жалгас - юрист: учится и работает, создав свою фирму, Завгородний Павел – с 7 класса – ученик казахско-турецкого лицея в г. Кокшетау, потом обучающийся в г. Алмате в казахско-турецком университете имени Сулеймана Дамирели – менеджер-экономист (приглашен в крупную аудиторскую международную компанию), Габбасов Аскар, живущий сейчас в России, – преуспевающий ведущий радиовещания, Вострикова Ольга (в данное время россиянка) – автор научно-исследовательской работы, поступила в аспирантуру и этот список можно продолжать и продолжать. Приятно осознавать, что в данных успехах есть толика и твоего труда. Но если бы не родители, то полноты раскрытия интеллектуальных и нравственных возможностей гарантировать, я думаю, было бы невозможно. Вот такая могучая сила – родители.
2.В данное время работу с родителями я акцентирую на психолого-педагогическом просвещении.
В этот вид деятельности входят психолого-педагогические исследования, которые проводятся на протяжении всех четырех лет обучения моих учащихся:
1. Изучение личности каждого школьника:
А) тест для родителей «Эмоционально-волевая сфера ребенка»;
Б) цвето-графический тест «Отношение к школе и окружающей действительности;
В) тест из цикла «Рисуночная теория» - вид рисунка говорит о виде мира (каким его видит ребенок);
Г) комплексный тест на самооценку учащихся, состоящий из нескольких заданий;
Д) тест на уровень психического развития детей;
Е) тест «Будьте здоровы!»
Изучив личность каждого своего ученика, собираю «Большой родительский совет» по итогам диагностического тестирования. Тема данного родительского собрания «Стратегия и тактика воспитания». Притом приглашаются оба родителя в обязательном порядке. Зачем, спросите вы? Как вы думаете, узнав очень много интересного, а порой и скрытого от всех нас, появится ли интерес у родителей к личности самого ребенка? Появится ли стремление помочь максимально ему в этом развитии? Подействует ли позитивно коррекционная работа классного руководителя, доказательна ли она будет? Вот ключ, который я нашла на более современном этапе с помощью исследовательской деятельности к родителям, для того чтобы убедить их максимально заняться воспитанием своих детей, которое непосредственно сказывается на уровне обученности и воспитанности ребят, воздействуя на них комплексно.
Вот скажите, пожалуйста, если вам ваш директор школы или завуч скажет, что ваша работа в школе очень важна и вы на многое способны, поручая вам интересные дела, веря вам и надеясь на вас, какая у вас будет реакция? Правильно, вы будете позитивно настроены, сделаете все возможное, на что только способны. Будет ли от такой деятельности польза? Будет. Что и требовалось доказать. Вот так я поступаю с родителями, когда говорю, что их дети все без исключения талантливы, только каждый в своей сфере деятельности, что объясняется очень просто. Потому что каждый человек индивидуален и уникален. Но теперь я хочу сказать, что так и думаю. Потому что психолого-педагогические исследования убеждают меня, как и родителей в этом.
2.Изучение семейных отношений и коррекция воспитания.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания.
А) Исследование «Насколько ребенку комфортно в семье» - тест «Схема автобиографии», в результате которого выясняется и тип темперамента, используется цветовой тест. По итогам диагностики приглашаются родители для индивидуальной беседы, в процессе которой дается консультация по корректированию какого – либо нарушения, недочета, проблемной ситуации.
Б) Тест «Рисую свою семью». Рисуя свою семью, учащиеся рассказывают с помощью рисунка, какая у них атмосфера, есть ли психологические проблемы и т.д.
3. Исследования, направленные на развитие интеллектуальных способностей и возможностей.
А) Уровень развития школьной мотивации. Методика «Беседа о школе» Т.И.Нежновой;
Б) Методика определение понятий;
В) выяснение пассивного словарного запаса;
Г) определение активного словаря;
память
Д) исследование объема кратковременной памяти;
Е) исследование опосредованного запоминания;
Ж) исследование преобладающего типа запоминания

Внимание.
З) исследование избирательности внимания;
К) исследование концентрации внимания;
Мышление.
Л) исследование влияния установки на способ решения задач
М) исследование аналитичности мышления;
Н) исследование рефлексивности мышления;
О) исследование определения уровня словесно-логического мышления;
П) исследование «Сравнение понятий;
Р) исследование на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом с помощью методики «Предложение»;
С) исследование на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале с помощью методики «Классификация»;
Т) исследование развития творческих умений учащихся по методике Вартега «Круги»;
Эмоции и чувства.
У) исследование настроений, в котором используется шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным.;
Отношение к школьному предмету.
Психогеометрия по системе Сьюзен Деллинер.
Методика изучения удовлетворенности школьной жизнью.
Уважаемые коллеги! Если бы вы знали, какой интерес испытывают к данной деятельности дети и родители. С каким нетерпением они ждут данных исследований и их результатов. На родительские собрания могут не прийти только по очень уважительным причинам. Вот тут то и ведется разговор по существу, опираясь на конкретные данные исследований. Учитывая, что каждый родитель хочет, чтобы их сын или дочь максимально смогли развить свои способности и возможности, диалог способен состоятся, притом отличающийся позитивностью. Что помогает нам с ребятами в нашем нелегком учебном труде. Я считаю результативным такое родительское собрание, когда поработав сообща в течение нескольких часов и исчерпав повестку собрания, учитель благодарит за встречу и говорит: «Всего доброго. Всем большое спасибо за сотрудничество». А никто не хочет уходить, стремясь к продолжению общения, каждый из них хочет как можно больше услышать о своем ребенке и спросить индивидуального совета у педагога.
Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. И организатором такого сотрудничества становится педагог.
4.Непосредственное участие родителей в урочной и внеурочной деятельности.
Мы с вами, дорогие коллеги, ведем активную классную и внеклассную деятельность, направленную на становление личности младшего школьника. Это ни для кого не секрет. Поэтому я не буду подробно рассказывать обо всех мероприятиях, которые провожу со своими учениками при активном участии родителей. Остановлюсь только лишь на некоторых интересных для вас моментах, которые могут пригодиться вам в своей деятельности.
А) Интеллектуальная игра «Десяточка».
Свое название она получила, потому что по разным предметам, на любую тему подбирается 10 вопросов-тестов закрытого типа.
При проведении занятия учителю нужны родители, которые и войдут в состав жюри. Важный педагогический момент игры – помочь ученикам осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них такие прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.
Каждая команда коллективно отвечает на вопрос по-своему, считая ответ единственно правильным, и сдает свои работы членам жюри, т.е. родителям. Они как раз и оценивают правильность выполненных заданий. В это время звучит музыка или песня, которую дети поют вместе с музыкальным руководителем, который приглашен на данное мероприятие. Атмосфера эмоционально приподнятая, праздничная, непринужденная. И когда идет проверка правильно выбранных ответов, слышится ликование детей или небольшое разочарование. И это все на глазах родителей, что немаловажно для каждого из них в непосредственной обстановке наблюдать за свои чадом. И так по всем предметам. По окончании игры, члены жюри объявляют команду-победительницу и команды, занявшие призовые места. Вручаются грамоты и памятные подарки. Такое мероприятие оставляет на память приятные впечатления и у детей, и у родителей.
Б) «Мама, папа и я – вместе дружная семья».
Урок-соревнование детей и родителей:
создает ситуации успеха в совместной деятельности детей, стимулирует их познавательные интересы и физические данные. Приглашаются семейные команды на спортивные соревнования.
Приветствуя других членов команд, участники спортивных состязаний показывают свое радостное настроение, которым делятся с другими, настраивая участников на здоровый дух соревнования.
И вот начинаются эстафеты. Это только нужно видеть, как ребята болеют за своих родителей, проявляя любовь, уважение, поддержку своих членов семей. Разве такой вид деятельности не сплачивает нас всех вместе в единый дружный коллектив? Ответ понятен.
В) Классный час «Своя игра» с применением проникающей компьютерной технологии – использование интерактивной доски.
Уроки - совместное изучение информационных технологий знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологий.
. Родители могут воочию убедиться в возможностях своих детей, что позволяет гордиться их достижениями. Согласованная, продуманная работа в группе позволяет достичь результатов в игре. И опять грамоты, и памятные подарки. Дети воодушевлены, родители довольны. Процесс обучения и воспитания проводится на достаточно современном уровне, есть о чем подумать и помочь своему ребенку.
Г) Нестандартное родительское собрание «Садимся за уроки» предусматривает работу в микрогруппах родителей:
А) родителям предлагается решение педагогических ситуаций по выполнению домашних заданий;
Как рефлексия на ответы родителей дается консультация психолога на данную тему разговора.
Б) Диалог учителя и родителей на тему «Как воспитывать у ребенка любовь к чтению?»
В) «Родительские советы»
Каждая микрогруппа дает совет по выполнению домашнего задания:
• Можно с юмором;
• Строками из художественных произведений;
• Высказыванием мыслителя-философа;
• Афоризмом.
Г) Рефлексия
Под музыкальное сопровождение родители передают горящую свечу, заканчивая фразу:
- Я сегодня благодарен себе за то….
Д) Решение родительского собрания:
• Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание;
• Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий;
• Хвалить за малейшее достижение.
Опыт педагогической деятельности на протяжении 27 лет показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справляться с проблемами.
«Родительское требование к себе и ребенку, родительское уважение к себе и своей семье, родительское понимание твоих поступков и действий – вот главный метод воспитания»
А.С. Макаренко
Категория: Начальная школа | Добавил: 123450 (2014-10-26) | Автор: Светлана Рязанцева E
Просмотров: 1201 | Комментарии: 2 | Теги: Работа с одаренными, работа с родителями, внеклассная работа | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 10:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru