Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями. Практические задания. Джаджиева И. С.
Джаджиева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов
ГУ"СОШ № 10" г. Семей.

I.Виды диктантов:

1) Зрительный диктант с предварительным разбором.
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделением безударной гласной и записывают его по памяти (в случае необходимости выясняют значение слова).

2) Картинный диктант:
А) Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
Б) Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, ставят знак ударения.
В) Аналогичная работа, но дети самостоятельно записывают слово и ставят ударение.

3) Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)
Учитель предлагает либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания.
А) Записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную « е », во второй слова, в которых надо запомнить гласную « о », в третий с гласной « а ». Слова: комбайн, берег, столица, Казахстан, магазин, впереди, космонавт, ветер.
Б) Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй слова-названия растений. Слова: берёза, корова, собака, земляника, заяц, горох.
В) Выписать только слова из « словаря »:
Урожай! Урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать неплохо,
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом-
Съешь морковку мимоходом.

4) Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограмму.
1. Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)
2. С людьми дружит, дом сторожит (Собака).
3. Жидко, а не вода; бело, а не снег (Молоко)
4. Мал, невелик чик-чирик (Воробей)
5. Кто в сарае живёт, жвачку жуёт, молочко даёт (Корова)
6. Сто одёжек и все без застёжек (Капуста)
5) Творческий диктант.

Заменить развёрнутое одним словом:

1. Четвёртый день недели. (Четверг)
2. Приём пищи в середине дня. (Обед)
3. Плод яблони. (Яблоко)
4. Помещение для торговли. (Магазин)
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться с помощью сигнальных карточек.

6)
Упражнения способствующие осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике.
1. Прочитайте, объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говориться о сирени как о кустарнике, а в каком – о сирени как цветке этого растения?

А) Сирень посадили у нас под окном
Весною красивым становится дом.

Б) Как мой садик свеж и зелен
Распустилась в нём сирень.

2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.

А) Вот и лето подоспело, земляника покраснела.

Б) Земляничка, земляничка – красненькая невеличка,
Беленький цветочек и тройной листочек.

В) Но ежели вы жили возле земляничника,
значит, земляничное варенье вам привычное.
Этот вид упражнения заключается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

3. Запишите только те однокоренные слова осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик, которые соответствуют следующим значениям:
А) молодая осина
Б) осиновый лес
В) гриб с красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

4. Прочитайте и объясните различия в значении каждой пары слов.
Составьте предложения с любым словом:

Морковь – морковка, жёлтый – желтоватый, чёрненький - чёрный, ветер – ветрище, корова – коровёнка.

5. Объясните, кого так называют:
библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр.

6. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из словаря:
Сапоги, ботинки - это обувь.
… - это одежда.
Заяц, … - это звери.
…, … - это птицы.
Пенал, … - это учебные вещи.
Морковь, … – это овощи.

7. Рассмотрите картинки и расскажите об этих птицах.
Составьте и напишите небольшой текст о любой птице.

8) Игры со словами из словаря

1. «Первый слог потерялся»

.. рока, .. роз, .. мос, .. род.
.. рова, .. хоз, .. нал, .. род.
.. рона, .. вод, .. ток, .. пад.

2. «Какое слово спряталось?»

3 согласных и 2 гласных звука.
( мороз, народ, завод и т. д.)

3. «Цепочка слов»

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку, каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (6-8 слов)
( Берёза, автобус, сахар, рисунок… )

4. «Допиши»

Весело чирикает …. На грядках растут …. Колхоз собрал богатый урожай …. Дети катаются на коньках …. В конуре живёт ….

8) Наблюдение над многозначностью и амонимичностью слов, синонимы и антонимы.

1. Объясните значение выделенных слов:
А) Весело сияет месяц за окном.
Белый снег сверкает белым огоньком.

Б) Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

2. Найдите в предложениях слова противоположные по значению:
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит
Налево - сказку говорит.

3. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово:
Друг – товарищ, узор - …, труд - …, торжество - …, холод - ….

4. Подберите противоположные по смыслу слова:
Справа -…, сверху - …, завтра - …, пожалуйста - ….

8) Работа над устаревшими словами
1. Объясните значения слов:

И в светлицу входит царь, стороны той государь.
Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце, с грустной думой на лице.
Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.

9) Задания типа « Знаешь ли ты?»
1. Знаете ли вы происхождение слова библиотека?
Это слово пришло в русский язык из греческого языка. Сложено оно из двух частей: библион – книга и тэке – хранилище. Теперь вам понятно значение этого слова? Объясните написание первой гласной «и».

2. Подумайте, какое из слов в каждой группе появилось раньше других, а какое совсем недавно. Обоснуйте свой ответ.
( электровоз, паровоз, тепловоз; космонавт, лётчик, пилот.)

11) Задания типа «Это интересно!»
1. Знакомство со сложносокращенными словами:

Комбат, комдив, комбриг (командир бригады, командир батальона, командир дивизии.)
2. Как появилось в нашем языке слово агроном?
Истоки в греческом языке – агрос – поле, пашня, земля; номос – закон. Значит агроном – это человек знающий законы земледелия.

12) Работа над фразеологизмами.
1. Прочитайте и объясните значение выделенных выражений:

Не ссорьтесь!
Помните о том, что может быть беда,
В дым разругаетесь, потом – сгорите от стыда.

2. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений:
Медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.

3. Объясните смысл пословиц:
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4. Замените данные сочетания слов из «слов для справок»
Зелёная улица, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, после дождичка в четверг, при царе Горохе, прокатить с ветерком.
Слова для справок: обмануть, очень много, неизвестно когда, очень давно, свободный для транспорта путь, очень быстро.

11) Упражнения способствующие развитию речи
1. Прочитайте. Спишите, вставляя подходящее по смыслу слово благодарности из «слов для справок»

«….., мамочка, обед был очень вкусный!» - сказала Таня.
……, тётя Лена, за книгу, она мне очень понравилась.
Папочка, …….. тебе от всех ребят, им очень понравилась экскурсия.

Слова для справок: спасибо, благодарю вас, большое спасибо.

12) Игры
1.«Кто больше?»
А) К данным словам подберите однокоренные:
Герой, комбайн, жёлтый, песок, осина.

Б) К словам подберите подходящие по смыслу прилагательные:
Сирень, помидор, морковь, огурец, осина.

2.«Кто быстрее?»
К данным словам подберите слова из словаря противоположные по смыслу:
Белый - …, юг - …, запад - …, грустно - …, медленно - …, прощай - …, плохо - …, друг - ….

3. «Кто быстрее и правильнее?»
Напишите словосочетания:
Жаренный …., восточный …., солёный …, тракторный …, зелёная …, сытный …, школьный …, прекрасная ….

Переходить (что?) …, ехать (на чём?)…, сварить (из чего?)…, рисовать (чем?)…, выращивать (что?)…, гордиться (кем?).

4. «Под каждой буквой слова».
Учитель называет несколько букв и предлагает учащимся под каждой буквой написать 3-4 слова, начинающихся с этой буквы:

- к- -м- -с- -п-
капуста машина собака пальто
карандаш медведь сорока пенал
класс магазин сахар погода
суббота пиала

5. Составьте по опорным словам рассказ и озаглавьте его:

Зима, мороз, коньки, каток.
Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.
Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.

6. А) Петя с вечера собирается в школу. Что он кладёт в свой портфель?
( карандаш, пенал, тетради, завтрак)
Б) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесёт?
( картофель, капуста, помидоры, морковь)

7. «Собери слоги»
Бе, за, рё. Ли, ца, сто.
Де, ный, жур. Ла, пи, а.
Воч, ка, де. У, жай, ля.
Ки, ва, лен. Ди, на, ро.
8. « Из каких слов буквы?»
м, ш, н.
З, в, д.
Л, с, ц.
Д, р, г.
9. Задание на классификацию предметов
А) записать слова, обозначающие названия деревьев, птиц, овощей, посуды, одежды.
Б) записать дни недели.
В) записать названия месяцев.

10. « Кто как голос подаёт?»
Собака стрекочет
Сорока поёт
Воробей лает
Петух мычит
Корова чирикает

11. Кроссворды.
2 3
1 4
А А А А

Допиши буквы

1 О Р О
2 О Р О
3 О Р О

Мороз
Город
Горох

1 Е Е
2 Е Е
3 Е Е

Ветер
Весело
Деревья

1 Д

2 Д
3 Д
4 Д
5 Д

Задания для развития 6 видов памяти.

«Волшебный секрет № 1» – эмоционально - окрашенных зрительных образов.

Слово трудное попалось –
Это братцы не беда.
Нарисуем в слове букву,
Не забудем никогда!

Трудную букву рисуем: х зяйств , в круг, гурец.

«Волшебный секрет № 2» - кинестетическая память (память тела).
Дети показывают трудную букву на себе (голова, руки, туловище)

Чтоб ошибок нам не делать,
Поработает пусть тело.
Ручки, ножки изогнём,
Правильно писать начнём!

«Волшебный секрет № 3» - тактильная память.
Чтобы запомнить слово, очень полезно его пощупать. Особенно букву, которую нужно писать.

В слове мы не ошибёмся,
Если делом мы займёмся:
Слепим буковки, согнём
Все ошибки отпугнём!

«Волшебный секрет № 4» - зрительная память.
Слова которые могут стать вывесками на улицах города. Магазин «Подарки», кафе «Ягодка».

Учусь я правильно писать –
Иду по городу гулять.
Я по городу пошёл
Слова трудные нашёл.
Вот они - горят огнём,
Ночью видно их, как днём:
Магазин, кафе, аптека,
Цирк, метро, библиотека,
Здесь - театр оперетты,
Там – редакция газеты.
Как прогулку завершу
Диктант на «5» я напишу!

«Волшебный секрет № 5»
Есть «коварные» слова, и рисунки не подберёшь, и на себе не покажешь. Тогда надо брать в руку лупу – увеличительное стекло.

Чтоб в словах не ошибиться
Надо с лупой подружиться
Нам волшебное стекло
Их запомнить помогло!

«Волшебный секрет № 6» - цвета и оттенки.
Букву, которую необходимо запомнить рисуем фломастером или карандашом.

Чтоб ошибку в слове этом
Нам не сделать никогда
Нарисуем ярким цветом
И запомним навсегда!

Ж ребёнок, п ала, к р ва, сп сибо.

Категория: Начальная школа | Добавил: Иринка (2010-02-10) | Автор: Джаджиева Ирина Сергеевна E
Просмотров: 2677 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 7:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru