Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

«Интеграция в педагогическом процессе на основе диагностики и коррекции познавательных процессов младших школьников».
«Интеграция в педагогическом процессе
на основе диагностики и коррекции познавательных процессов
младших школьников».
Фадеева В.А.,
учитель начальных классов,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
ГУ «СОШ № 10» г.Семей.
Фадеева Т.В., педагога – психолога.
ГУ «СОШ № 10» г.Семей.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно сейчас на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности, создания условий, обеспечивающих развитие творческих спо-собностей каждого школьника.
Интеграция ставит своей целью осуществить вековую мечту прогрес-сивных русских педагогов – дать ученику целостное представление о мире, научить его видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи, пони-мать логику развития живых процессов, связанных с существованием че-ловеческого общества. Идея интеграции обучения и воспитания вытекает из стремления дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и месте человека в них.
Проблема интеграции педагогического процесса в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.
Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается воз-росший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, при-роды своего края.
Но, к сожалению, в школе не всегда умело используется сочетание программного материала (литературоведческого, исторического, природо-ведческого) с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценно-стей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них.
Возникает проблема.
Поиск научно-обоснованных путей разрешения противоречий между необходимостью специальной подготовки учащихся к жизнедеятельности и состоянием этого процесса в школе.
Цель. Формирование интеллектуального потенциала общества.
Задача.
Развитие личности и создание психологической обстановки творче-ства с учетом возрастных, психотипологических параметров, диф-ференцированного подхода к каждому учащемуся.
Ведущая идея.
Сформировать такое качество личности как интеграция знаний и практических навыков, как готовность к жизнедеятельности.
Проблема интеграции в педагогическом процессе важна и современ-на. Но интеграционные связи мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди ученых.
Педагогический коллектив учителей начальной школы ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынужден был решать указанную про-блему методом проб и ошибок.
Проблема.
Сформировать теоретические обоснования, на базе которых предпо-лагается интеграция в педагогическом процессе.
Решение проблемы требовало серьезного научно-обоснованного подхода к педпроцессу.
Изучив аспекты совершенствования обучения и воспитания с пози-ций интеграции в трудах педагогов, классиков, советских ученых, дидак-тов, психологов, мы поставили перед собой задачу: разработать содер-жательную и процессуальную стороны учебного процесса с позиций инте-грации.
Основными направлениями деятельности учителей начальных клас-сов ГУ «СОШ № 10» по реализации данной задачи являются:
1. Проведение исследовательской работы коллективом учителей, педагогом – психологом – Фадеевой Т.В.
2. Для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе создана психолого-педагогическая комиссия, включающая педа-гога-психолога, учителей имеющих удостоверение практического психолога.
3. Основное значение придается исследованиям , направленным на углубление содержания образования, разработки новых методик обучения и воспитания, созданию учебных пособий и методиче-ских разработок.
4. Создание условий, способствующих повышению уровня педаго-гической культуры учителей, родителей и эффективности учебно-воспитательного процесса.
5. Поиск на основе психодиагностической работы способов психо-диагностической коррекции по формированию у учащихся твор-ческих способностей.
6. Диагностика познавательных процессов личности в ходе обуче-ния.
7. Создание творческих групп по проблемам диагностики и коррек-ции.
8. Работа с родителям по вопросам диагностики и коррекции.

Исследование проходило в несколько этапов.
На I ступени эксперимента (личностный компонент) поставлены за-дачи:
1. Формирование личности педагога, его психолого-педагогической культуры.
2. Формирование интеллектуальной структуры личности.
3. Приоритет интеграции учебно-воспитательного процесса.
На первом уровне интеграции необходимо было учесть психофизио-логические особенности детей. С этой целью при поступлении в школу все дети проходят психолого-педагогическую диагностику.
При помощи диагностики выявляется уровень развития логической и механической памяти, мышления, внимания, и др.
В ходе диагностики составляются индивидуальные карты на каждого ученика, Эти карты позволяют выявить и сформировать проблему данного ребенка и прогнозировать коррекционную работу с ним.
Итоги первого этапа подведены на научно-практической конферен-ции: "Психодиагностика и коррекция способностей учащихся - залог фор-мирования творческой личности".
Анализ проделанной работы показал, что исследовательская работа дала определенные результаты:
1. Учащиеся учатся с увлечением, любознательны, много читают, имеют хорошие показатели по предметам. Главное, дети стали ак-тивнее, у них есть желание учиться, общаться друг с другом.
2. Появилась возможность развивать творческую инициативу каж-дого учащегося, учителя.
3. Для решения проблемы дифференциации и интеграции содержа-ния образования необходимо было перейти к следующему этапу эксперимента.
На II этапе исследования (содержательный компонент) были постав-лены следующие задачи:
1. Интеграция процессов обучения и воспитания.
2. Связать все дисциплины в систему живого знания.
3. Дифференциация содержания, методов, форм обучения и воспи-тания.
Основная задача. Устранить перегрузку учащихся путем обеспечения доступности содержания каждого предмета.
Содержательный уровень нацелен на конечный результат - на разви-тие личностных качеств школьников.
Решение проблемы предполагало две линии педагогических поис-ков:
в содержательном плане - выработку дифференцированного
содержания образования,
в процессуальном плане - разработка соответствующей модели
учебного процесса.
Все учащиеся обучаются по государственной программе.
…..
Результаты исследовательской работы подведены на научно-практической конференции "Интеграция в педагогическом процессе":
1. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что интеграция в школе поможет решить проблему активизации умственных способно-стей детей, повысить интерес к обучению и главное- подготовит уча-щихся к будущей жизни, ибо они получают систематизированные зна-ния, прочные навыки и развивают творческий потенциал.
2. Творчески работающие учителя: Мейрамгалиева А.Д., Насуева Е.Д., Яковенко Н.В., Джаджиева И.С., Жумагулова Р.С., Иманалинова М.М., Мусина И.В., Аспанова Н.И. и др. Включили в структуру урока, во все его этапы новые виды деятельности, связанные с развитием и коррекци-ей познавательных процессов. Они расширили содержание действую-щих программ путем включения системы содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышле-ния, восприятия, воображения, на развитие интереса к обучению.
3. Важным результатом работы явилось создание банка методик по разви-тию и коррекции познавательных процессов.

В ходе работы нам пришлось перестроить систему управления .
1. Направляющим органом управления является координационный совет.
В него входят:
- директор,
- заместители директора,
- психолог.
2. Координационный совет направляет работу совета интеграторов.
3. Совет интеграторов организует работу в параллелях.

Совершенствование
системы управления учебно-воспитательным процессом.
Важное условие реализации идей интеграции - совершенствование системы управления.
Почему эта проблема выделяется нами ?
Научное управление-
целенаправленное
плановое
системное
управленческое воздействие на систему с целью достижения
определенных результатов.
Интеграционный подход к педагогическому процессу требует такого же интеграционного подхода к управлению.
Совершенствование системы управления - важное условие реализа-ции идей интеграции.
Цель: совершенствование системы управления учебно-воспитательным
процессом .
Интеграция - принцип , обеспечивающий системность.
Задача руководителей школы в условиях интеграции состоит в том, чтобы совершенствовать систему управления педпроцессом.
Комплексное изучение детей завершено.
- А что дальше?
А дальше началось сложное – организация учебно – коррекционной работы. Необходимо было совершенствовать учебно – воспитательный процесс.
Чтобы наметить основные направления совершенствования системы управления, мы проанализировали условия, в которых будет работать управленческая модель.
Эти условия таковы:
1. Специфика организации педагогического процесса в условиях ин-теграции.
2. Психодиагностика и коррекция уровня развития личности школь-ника.
3. Дифференцированный подход в обучении.
4. Наличие при школе новых структурных подразделений.
5. Использование в управлении системы внутришкольной информа-ции.
Исходя из этого, задача руководителей школы в условиях интегра-ции - совершенствование системы управления.

- Как мы решаем эту задачу?
Основополагающими принципами организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе являются интеграция и диффе-ренциация.

Интеграция – это:
1. Наличие общей цели.
2. Совпадение личностных и общественно – значимых интересов.
3. Наличие составляющих процесс интеграции:
• объединение;
• синтез;
• восполнение;
• восстановление;
• взаимосвязь;
• упорядоченность;
• согласованность.

Дифференциацию рассматриваем как обучение, использующее раз-личные методы и темпы для усвоения учениками единой общеобразова-тельной программы начальной школы. Иными словами – в рамках началь-ной школы дифференциация касается не объема знаний, умений и навы-ков, а разных методов и темпов обучения и развития.

Интеграция и дифференциация – это взаимосвязанные процессы, поэтому мы стремились к созданию системы управления учебно-воспитательным процессом, сочетающей идеи интеграции и дифферен-циации на основе диагностики ...

В ходе исследования изменился

операционный механизм.

Система педагогической деятельности Процессуальный компонент
Обучение + воспитание
Цель.
Создание благоприятные условия,
обеспечивающие развитие каждого ребенка
Задачи
Содержание образования
Содержательный компонент
нацелен на конечный результат
на развитие личности школьника
Все направления деятельности находятся в тесной взаимосвязи, взаимопроникая и обуславливая рождение новых интегральных явлений педпроцесса.
Методы
Традиционные +Инновационные+ Диагностика и коррекция
Средства
Методическая служба +
психологическая служба
Методическое обеспечение - одно из важнейших средств управления учебно-воспитательным процессом
Формы организации
Урок – синтез.
Коррекционные занятия
Игры по развитию памяти, внимания...
Результаты
Формирование системы знаний + развитие личности
Синтез знаний, умений и навыков. Диагностический синтез.
1.Результативность обучения.
2. Слаженность
3. Коллектив педагогов, учителей, родителей
объединился в союз единомышленников,
готовых к совершенствованию
учебно-воспитательного процесса.
Изменились функции управления.
Диагностика Планирование Коррекция
Организация
Контроль.

Планирование – решающий момент, в нем определяется содержательный операционный механизм.
В ходе работы над проблемой "Интеграция в педпроцессе" педагогиче-ский коллектив избрал проблему управления учебно-воспитательным про-цессом на основе сетевого планирования
В нашей школе внедрено в практику сетевое планирование.
Преимущество сетевого планирования заключается в том, что в нем сконцентрированы управленческие задачи не только учителя, но и руково-дителей школы. В сетевых планах определены содержательный и операци-онный компоненты. Это помогает учителям найти ту нить, которая связы-вает все учебные предметы в учебно-воспитательном процессе.
1. Единый график учебного процесса.
В нем определяем содержательный +операционный механизмы.
2. Воспитательная работа.
3. Факультативы.
4. Тематический перечень знаний, умений и навыков.
Представили учебные программы в виде конкретных выраженных знаний, умений и навыков.
5. Средства обучения.
Составлен тематический перечень наглядных пособий
6. План коррекционной работы.
При составлении плана подбираем материал, соответствующий возрасту и уровню развития, определяем наиболее эффективные приемы и методы работы на каждом этапе обучения

Организация учебно-воспитательного процесса.
Изменился подход к организации управления педагогическим про-цессом.
Исходным моментом является установка:
все ученики способны усваивать необходимый учебный материал.
Наша задача:
• организовать учебный процесс так, чтобы дать им такую возможность.
Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение знаний, и управление которой составляет основную задачу.
В процессе ее осуществления происходит интенсивное формирова-ние его интеллектуальных и познавательных сил.
Объединение педагогов и психологов позволило строить учебно-воспитательный процесс на основе глубокого и всестороннего изучения личности школьника.
Построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, общеобразовательному, базовому уровню.
Основной уклон в работе – учет возрастных и индивидуальных осо-бенностей.
Работу начали с того, что были проанализированы программы, учеб-ники, методическая литература – создали Модель ученика начальной шко-лы.
Очень важна в деятельности творчески работающих учителей забота о создании прочной основы обучения.
Управление учебно-воспитательным процессом обязательно предпо-лагает – контроль.
Важным условием обучения является фиксация учебных результа-тов. На этапе контроля одной из находок учителей начальных классов стал тематический учет знаний, умений и навыков
Мы контролируем и развитие личности учащихся.
Коррекция.
План предусматривает планирование программного материала, а так же дает возможность планировать внеклассную воспитательную работу и коррекционную работу, т. е. надстраивать дифференцированное обучение

Учение - это интегральный вид деятельности, вбирающий в себя, синтезирующий все остальные.
Интеграцию осуществляем на уровне
- учебных предметов,
- внутри предметов,
- внутри системы ЗУН.
Дифференциацию обучения рассматриваем, как обучение, исполь-зующее различные методы для усвоения учениками единой общеобразова-тельной программы начальной школы. Умственное развитие осуществля-ется через содержание усваиваемых знаний.
Речь идет не о разных знаниях , которые получают ученики, а о раз-ных методах и темпах обучения и развития. В рамках начальной школы дифференциация касается не объема получаемых знаний, а методов обуче-ния и развития.
Наша задача – обеспечить интеграцию и преемственность образова-ния на всех уровнях, многообразие и альтернативность методик обучения. Сделать акцент на развитие личности.
Речь идет не только об интегрированных курсах, но и о методах, в которых происходит действительно творческий диалог между преподава-телями и учащимися.
Выполнению этих задач способствуют те формы работы с учащими-ся, которые стали для нашей школы традиционными:
1. Уроки-игры, уроки-путешествия.
2. Психокоррекоррекционные упражнения по развитию памяти, мышления, внимания.
3. Психомышечная гимнастика.
4. Психологическая коррекция в форме тренингов.

Итог интеграции - синтез знаний, умений и навыков,
дидактический синтез,
становление личности.

В ходе работы мы перестроили структуру управления педагогическим процессом. На всех уровнях управления заменили субъективно-объективные отношения на субъективно-субъективные.
Мы отмечаем, что коллектив педагогов, родителей и учащихся - это со-юз единомышленников, разрабатывающих систему диагностической, кор-рекционной работы, готовых к совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Дифференцирование педагогического процесса в зависимости от воз-можности обучаемого создает благоприятные условия для умственного развития школьника, побуждает их компенсаторные механизмы на удовле-творение своих интересов и потребностей.
Результаты проведенного исследования дают основания утверждать , что с помощью психодиагностической информации об ученике учитель может с большей уверенностью подойти к коррекционной работе, к ис-правлению обнаруженных пробелов и недочетов, находить наиболее эф-фективные пути педагогического воздействия, прогнозировать успехи и неудачи в обучении.

Категория: Начальная школа | Добавил: Вера (2010-02-16) | Автор: Фадеева Вера Алексеевна E
Просмотров: 3463 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 12:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru