Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка: "Интеллектуальная игра "Страна Словария"
Урок русского языка: "Интеллектуальная игра "Страна Словария"

Цель: показать, что знать и изучать русский язык интересно и увлекательно.
Задачи:
• Образовательные: повторение и закрепление знаний по темам: "Части речи", "Синтаксис", "Безударные гласные в корне слова", " Парные согласные", "Удвоенные согласные", " Безударные гласные, непроверяемые ударением", "Разделительный ъ и ь знаки", "Синонимы", продолжить формировать навыки применения полученных знаний.
• Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умение формулировать выводы, развивать речь и лексический запас учащихся
• Воспитывающие: воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи, коллективизма.
• Здоровьесберегающие: Соблюдать требования СанПИНа к гигиене учебного помещения, гигиене труда школьников (осанка, зрение), организация урока (смена видов деятельности). Создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Тип урока: интеллектуальная игра.
Методы: словесный, частично-поисковый. иллюстративный, наглядно-практический, анализ, синтез.
Форма обучения: индивидуальная работа, групповая
Приемы обучения: коллективная работа
Контроль: оценка жюри ( от 1до 5 баллов)
Средства достижения цели: интерактивная доска, карточки с заданиями индивидуальные и групповые, запись музыкальных композиций на диске.

Структура урока:
1. Вводная часть
2. Представление команд
3. Конкурс "Разминка"
4. Конкурс "Подбери предложение"
5. Конкурс "Найди ошибки"
6. Конкурс" Прочитай предложение"
7. Конкурс "Грамматическая арифметика"
8. Конкурс капитанов
9. Конкурс "Отгадай скорее ребус".
10. Итог. Рефлексия.

1. Вводная часть.

Ведущий: У нас урок русского языка. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать русский язык? (Ответы детей).
Ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь человек находится в мире языка. Поэтому, ребята, изучайте русский язык. Тема нашего урока…
Вбегает Зеленая скука. Она не здоровается.

Ведущий: Кто это, ребята? (Ответы детей).

Зеленая скука: И здесь меня не узнают. (Зевает, вынимает зеркальце, прихорашивается). Так узнали меня или нет?
Зеленая скука поворачивается спиной. На спине листок с надписью «Зеленая скука».
Зеленая скука: А что вы тут делаете?
Дети: Изучаем русский язык.
Зеленая скука. Как это, интересно, вы изучаете язык? (Рассматривает свой язык в зеркальце).
Дети. Изучаем орфограммы.
Зеленая скука. Какие такие арфягремы? Буквы знаете? Знаете. Ну и пишите буква к букве, вот и слово получится, а то арфягремы (зевает). Скука ужасная.
Ведущий. А ты, Зеленая скука, буквы-то знаешь?
Зеленая скука. Конечно, я ведь современно образованная скука, правда, немножко зеленоватая. Сейчас я вам докажу, что достаточно знать буквы, и это самое главное. Вот я вам и напишу словосочетание «русский язык».
Зеленая скука пишет на доске «рускей изыг».
Ведущий: Ой-ой! Вот это ты написала. Ребята, сколько ошибок сделала Зеленая скука?
Дети: Четыре.
Ведущий. Исправьте и объясните орфограммы.
Дети выполняют задание.
Зеленая скука. Подумаешь, и так все было понятно. Скучные все ваши правила. (зевает). Смотрю я на вас, и так мне вас жалко. Какие-то вы все не такие, и сидите вы как-то не так и не сяк, и настроение-то у вас ни то ни се.

Дети: Давайте покажем ей, что знать и изучать русский язык очень интересно и увлекательно.
Ведущий: Это и будет целью нашего урока. А чтобы Зеленая скука видела, что у нас на уроках скучно не бывает, мы проведем наш урок в форме интеллектуальной игры «СТРАНА СЛОВАРИЯ», устроим состязание 3 команд.
Раз у нас состязание, нам необходимо выбрать жюри. Посмотрите, как пишется это слово. (Учитель показывает как пишется это слово, объясняет его значение).

№ 2. Представление команд.

Команда 1.
ЯВЛЯЮСЬ Я ВАЖНЕЙШЕЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ
ДАВНО ЖИВУ Я В МИРЕ ЭТОМ.
ДАЮ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТАМ.
(Имя существительное)

Команда 2.
ОПРЕДЕЛЯЮ Я ПРЕДМЕТЫ,
ОНИ СО МНОЙ ВЕСЬМА ПРИМЕТНЫ.
Я УКРАШАЮ ВАШУ РЕЧЬ,
МЕНЯ ВАМ НАДО ЗНАТЬ, БЕРЕЧЬ!
(Имя прилагательное)

Команда 3.
ИНТЕРЕСНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЖИВЕТ
КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ, РАССКАЖЕТ:
ЧЕРТИТ, ПИШЕТ ИЛЬ ПОЕТ,
ОН ЛИЦО ИМЕЕТ, ВРЕМЯ ВИД,
ЗАЛОГ И НАКЛОНЕНИЕ.
(Глагол)

№ 3. Конкурс «Разминка»
Ведущий читает загадки, а команды отгадывают и объясняют орфограммы.
-Какие орфограммы вы знаете?

Меня ждут не дождутся,
А как увидят – разбегутся.
Команда 1: дождь.

Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
-Облетел я всю Сибирь.
Как зовут меня?
Команда 2: снегирь.

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня?
Команда 3: коньки.

Стучит, бренчит, вертится,
Никого не боится.
Считает весь свой век,
А все не человек?
Команда 1: часы.

Под гору - коняшки,
В гору- деревяшки.
По обеим сторонам
Маленькие горы.
Команда 2: лыжи.

Горит столб,
А дыму нет.
Команда 3: свеча.

Махнула птица крылом,
Накрыла весь свет
Одним пером.
Команда 1: ночь.

Стоит над водой,
трясет бородой.
Команда 2: камыш.

В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Себе город строит.
Команда 3: муравьи.

Я великан: вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.
Команда 1: подъемный кран.

Плещет теплая вода
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
Команда 2: ванна.

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене,
Найдется сразу дело мне.
Команда 3: лестница.

Ведущий: Какими частями речи выражены отгадки? Для чего нужны имена прилагательные?

№ 4. Подбери предложение.
Ведущий. Как называются группы слов, связанные между собой по смыслу, которые выражают законченную мысль? Какое предложение не соответствует данной схеме?

А) Зашумел в лесу золотой дождь.
Б) Живет на лесной полянке лесник.
В) Живет в дупле ручная белка.
Г) Зазеленели в лесу молодые деревца.

№ 5. Найди ошибки.
Ведущий раздает группам тексты: «Посидев на уроке у третьеклассника Миши, его младшая сестра Маша потом рассказывала маме: «Вышев к доске, Петя тут же ошибился. А сел улыбающий такой. И чему радуется, ведь не умеет писать как следовает».
-А в скольких словах сделала ошибки в своем рассказе Маша?
Команды считают ошибки. (4)

№ 6. Прочитай предложение.
Ведущий. Прочитайте предложение, укажите части речи:
КОТЕЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЕ.
(Кот ел сметану, вылизал все дно.)

№ 7. Грамматическая арифметика

Команда 1.
БА+МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК= БЕЛЫЙ ХЛЕБ УДЛИНЕННОЙ ФОРМЫ (батон)
КОРЬ-Ь+ИДОЛ-Л+Р=? (коридор)

Команда 2.
НОТА ДО+ РОЖКИ У УЛИТКИ=? (дорожки)
КВА+РАК-АК+ТИРА=? (квартира)

Команда 3.
НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ =? (доклад)
БА+ БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД=ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ (бабочка)

№ 8. Конкурс капитанов.
Ведущий: Попробуйте различить свободные и несвободные фразеологические выражения, объясните их смысл.
Команда 1. Считать птиц. Считать ворон.
Команда 2. Хлопать руками. Хлопать ушами.
Команда 3. Остаться ни с чем. Остаться с носом.
Параллельно группы объясняют фразеологизмы:
Взять быка за рога. Два сапога-пара. Как на ладони.

№ 9. Конкурс «Отгадай скорее ребус»
Ведущий: Каждый из вас не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображены при помощи рисунков и различных знаков. Как называются такие необычные загадки?
Дети: Ребусы.
Ведущий: Отгадайте ребусы, переведите слова-отгадки на казахский и немецкий языки.
Слова-отгадки: лимон, заяц, глобус; восемь, стрекоза, астра; певец, кофейник, дерево.

№ 10. Итог. Рефлексия.
Ведущий: Как там наша Зеленая скука? Она уже вовсю помогает детям, и , наверное, она уже не та скука. Какая частица нам поможет?
Дети: НЕ
Ведущий: Придумайте синонимы к слову «нескучный».
Дети: Радостный, веселый…
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, подведем итоги.
Скука, понравилась ли тебе наша игра? Наши ребятая?
Зеленая скука: Да! Очень понравилась! Я тоже хочу играть с ними, хочу учиться в вашей школе!
Ведущий: А вам, ребята, понравилось участвовать в игре? Как вы оцениваете свою работу?

Категория: Начальная школа | Добавил: inna (2010-02-26) | Автор: Маркова Инна Витальевна E W
Просмотров: 3736 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 9:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru