Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

в помощь учителю
КГУ "Кокпектинская СОШ"
учитель начальных классов
Макарова Неля Валентиновна
Доклад. Рефлексивный отчет об использовании модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серии последовательных уроков
Каждый из нас, учителей, пришедших на курсы, принес с собой свой багаж знаний, опыта. За годы работы в школе у меня сформировались свои взгляды, убеждения, понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям, изменениям, с воодушевлением включалась в новые проекты.
До прохождения курсов повышения квалификации учителей 3-го (базового) уровня на моих уроках основной акцент я делала на преподавание предмета, т.е. я ставила цели урока, объясняла тему урока, оценивала. И была уверена, что успешный ученик – это дисциплинированный, внимательный, старательный, исполнительный субъект образовательного процесса. Он может точно воспроизвести все то, что ему говорит учитель. А роль учителя сводится к тому, чтобы передавать готовые знания.
На мои убеждения повлияли идеи конструктивистской теории, которая лежит в основе «Новых подходов в обучении и преподавании». Ученики самостоятельно формируют и развивают собственное мышление, вступая в диалог с одноклассниками и учителем. А учитель помогает ученикам взять ответственность за свое обучение на себя. Почему это стало важным для моего преподавания? В современном мире процесс обучения становится непрерывным, значит, ученики должны владеть такими навыками, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно.
Хотелось бы поподробнее остановиться на диалоговом обучении. Почему я решила выбрать именно этот модуль? Наверное, потому, что одной из главных моих задач является развитие речи и мне бы хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно и красиво строить диалог и аргументировать свое мнение при взаимодействии не только со сверстниками, но и с учителями. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке (Мерсер и Литлтон, 2007).
В период прохождения практики в школе, мы с учениками в ходе исследовательской беседы в первую очередь составили правила работы в группах для того, чтобы ученики могли эффективно работать: слушать и слышать мнения других, четко высказывать свои идеи и уважать мнения других. При изучении тем: «Парные согласные по глухости и звонкости», я использовал парные и групповые формы работы для того, чтобы ученики могли научиться называть тему и цели урока, вести обсуждения по теме в ходе активного диалога.
Внося изменение в привычный для учеников ритм работы, я заметила, что дети, в некоторых случаях нуждаются в таких групповых формах работы. Потому, что обычно в обсуждении какой-либо темы участвуют не все учащиеся, как правило, дети слабоуспевающие не горят желанием высказываться из-за того, что по всей вероятности у них существуют аффективные и социальные барьеры и в связи с этим они тихонечко сидят и отмалчиваются.
В ходе парной работы я теперь точно знаю, что даже пассивный ученик занят изучением материала и более того, он участвует в обсуждении темы, предлагая свои идеи членам группы. А самое впечатляющее для меня было то, что дети, которые учатся на хорошо первое время сидели тихо, что их можно было бы принять за учеников с низким уровнем успеваемости. А вот с учениками, которые не входят в число отличников дела обстояли куда лучше. Они без тени стеснения высказывали свою точку зрения, после того как поняли, что можно говорить и не бояться за то, что он ответит неправильно. То, насколько изменилось отношение учеников, меня приятно удивило потому, что ранее такой активности на уроках не наблюдалось.
Создавая для детей комфортный микроклимат на уроке, я и не подозревал, насколько эффективной окажется работа в группе при изучении различных тем. На первом этапе серий последовательных уроков для создания коллаборативной среды я использовал такие приемы как: «Улыбка другу», «Фейерверк». Такая работа, способствует положительному настрою учащихся к дальнейшей работе, которая предусматривает активный диалог.
В ходе наблюдения я заметил, что при прохождении тем: во-первых такая работа охватывает всех учеников, а так же учит детей взаимодействию друг с другом, развивая при этом и навыки культурного общения, а во-вторых дает возможность ученикам быть заинтересованными, мотивированными. А это значит, что они со временем смогут взять на себя ответственность за свое обучение (Выготский,1978;Флейвелл, 1976).
Понимая идею Мерсера (2005), который утверждал, что взаимодействие в группе играет важную роль в обучении, на серии четырех последовательных уроках я использовал парные и групповые формы работ через такие стратегии как: «Лови ошибку», «Кластер», «Мозаика» , а также задания творческого характера.
На первом уроке ученики работали по карточкам и взаимопроверяли по стратегии «Проверь сам , дай проверить другу». В 2 группах сидело по человека и в одной группе 5. Мне очень понравилось, как ученицы А , Е и М участвовали в диалоге, вовлекая каждого в процесс обсуждения. Так, как они не испытывают трудностей в обучении взяли всю инициативу на себя, они помогали остальным членам группы понять что от них требуется для выполнения задания. Работа проходила в доброжелательной обстановке и поэтому даже пассивные ученики стали подключаться в работу. Мне было интересно понаблюдать за В, который испытывает трудности в обучении и никак себя не проявляет на уроках . К моему удивлению он работал очень активно. Итогом работы этой группы было то, что ученики научились работать дружно благодаря тому, что у них перед глазами на протяжении всех четырех уроков были правила работы в группе.

При изучении темы: «Парные согласные по глухости и звонкости» ученики выполняли групповое задание по стратегии «Кластер». Используя стратегию, ученики должны были описать, что уже знают о суффиксах причастий. Это задание ученики выполняли впервые и поэтому долго думали, в чем суть стратегии, но когда они поняли, что необходимо сделать, то очень заинтересовались. Эта работа была запланирована для формулировки темы и целей урока. Чтобы понять, как дети взаимодействуют друг с другом в группе, я решил выбрать для своего наблюдения группу № 2, в которой удачно прослеживалось обсуждение распределения ролей, задания и принятие их решения, как ученики умеют дискуссировать, предлагать идеи, слушать и слышать друг друга. К моему удивлению А, ученик который никогда не рисовал, взял на себя роль художника и красиво оформил кластер. Роль спикера, я даже и не предполагал, взял на себя И, у которого дефект речи, он всегда комплексует и старается не быть многословным.
Все задания, которые были запланированы на уроках, способствовали развитию речи, тесному взаимодействию учащихся и способствовали активному диалогу внутри группы, результат которого отражался на качестве работы всей группы. Так же на уроках я предлагал выполнить ученикам разноуровневые задания, учитывая образовательные потребности каждого ученика. В процессе инклюзивного обучения в общении с учениками важно соблюдать беспристрастность, то есть все ученики должны быть услышаны (Джин Раддок,1960) , особенно «молчаливые» и «обособленные». Моей главной задачей на серии последовательных уроков было услышать «голос ученика», что впоследствии, приведет к позитивному отношению к обучению, осознанию, что их уважают, что их мнение учитывается при решении вопросов. На своих уроках я старался опрашивать всех учеников, а особенно тех, которые испытывают трудности в обучении.
На серии последовательных уроков моя роль, как учителя заключалась в оказании помощи ученикам, которые испытывают трудности в обучении. Но теперь уже не в качестве руководителя процесса обучения, а в качестве наблюдателя за продвижением развития каждого ученика. А так же на моих уроках учащиеся учились выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и развивать собственное мышление.
Что мне удалось? Положительным результатом серии четырех последовательных уроков считаю следующее: мне удалось создать безопасную, комфортную среду для учеников, что способствовало, взаимодействию в парах, в группах.
Что не удалось? Отрицательным моментом в моей практике считаю то, что не все ученики в полной мере были включены в диалог. Я планирую в своей практике использовать диалог для того, чтобы дети могли на уроках выражать понимание темы, помогать ученикам осознавать то, что у каждого из них может быть своя идея, учить аргументировать свои идеи, через различные типы бесед. Как утверждают Барнс (1976) и Мерсер (2000), самой полезной и плодотворной является исследовательская беседа, где используется работа в малых группах, в которой участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают друг друга, создают коллективное знание и понимание[Руководство для учителя]. Иными словами, ученики думают вместе.
Нам, учителям, необходимо создать такие условия, при которых у наших учеников будет развиваться самомотивация. Основываясь, на идее Чиксентмихайи (2008), который утверждал о том, что состояние, при котором внимание, мотивация и ситуация соединяются, вызывают нечто вроде продуктивной гармонии или обратной связи. Мы должны видеть наших учеников счастливыми, получающими удовольствие от процесса обучения. А для этого в первую очередь необходимо создание коллаборативной среды (Берсен). В заключении мне бы хотелось отметить, что внедрение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в будущем поможет стать нашим ученикам самостоятельными, высокомотивированными и ответственными за свое обучение.
Категория: Начальная школа | Добавил: ноя (2015-01-13) E
Просмотров: 514 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru