Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Внеклассное мероприятие по русскому языку: "Я русский бы выучил только за то..."
Внеклассное мероприятие по русскому языку:
"Я русский бы выучил только за то..."

Ход мероприятия
I. Вступительное слово ведущего (учитель).
-- Дорогие мои дети,
Вас обрадовать спешу,
пригласили нас всех в гости.
-- А куда? (спрашивают дети)
-- Сейчас скажу.

В стране грамматики сейчас
Начнётся праздник славный:
Турнир для грамотных ребят.
И нас туда позвали.

Должны вы знанья показать,
С любым заданьем справиться,
В беде друг друга выручать,
Только быстро отвечать.

Сильнейший в бою победит.
Грамматика вас наградит.
Здравствуйте, участники турнира! Сегодня мы проводим лингвистический турнир.
Вы все уже знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, как велик и богат русский язык, позволяющий легко и свободно общаться друг с другом всем народам, населяющим наш край. Турнир мы назвали: “Я русский бы выучил только за то…” Надеюсь, что к окончанию турнира вы сможете продолжить это высказывание. Итак, начинаем!
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.

Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова.

• Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

• «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

• Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»

Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык.

II. Занимательные задания.
- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений). На сегодняшнем занятии мы с вами побываем в гостях у фразеологии, но встретимся также с уже знакомыми нам грамматикой, орфографией и другими разделами русского языка.
1. Разминка.
- Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка.
Стоит дом, кто в него войдёт,
тот ум приобретёт. (школа)
Белый зайчик прыгает по чёрному
полю. Следы проливает. Дети их
читают и стирают. (мел и доска)

Одной рукой всех встречаю,
другой провожаю. (дверь)
Человечки чёрные, умные, учёные,
друг за другом встали в ряд, молча
с нами говорят. (буквы)

2. Объяснить смысл пословиц.
Аппетит приходит во время еды. Скупой платит дважды.
Делано наспех – сделано не смех. Без грамматики нет и математики.

3. Объяснить смысл фразеологических оборотов.
- бить баклуши;
- знать назубок;
- рукой подать;
- морочить голову;
- прикусить язык. - зарубить на носу;
- шиворот-навыворот;
- в час по чайной ложке;
- во весь дух;
- ни пуха, ни пера.

4. Загадки-складки «Доскажите словечко».
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольёшь)

Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто… (по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши… (вянут) Мы исходили городок
Буквально вдоль и… (поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле… (волочили ноги)

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… (медвежью услугу)

5. Зашифрованные слова.
B каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их.
Вытащите из букета садовый и лесной цветок.
РЛОАЗНДАЫШ (роза, ландыш)
A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак.
ДРУОЖБЬ (дуб, рожь)
Среди этих летунов один - наш мучитель, другая - белогрудая красавица.
Л К АО С М АТ О Ч Р К А (комар, ласточка)
Какую травку щиплет на лугу доброе животное?
ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер)

5. Освободи слова.
Ой, у слов приключилась беда! Посмотри, как они склеились друг с дружкой. Помоги им освободиться.
Котигракукланожницыкнигагрядка
Юбкаборщкроватьэкранкрабхолодконцертлосьутролошадьзаборландышбурякачели
Катерсверчокромашкапотолоккроликземляникастадионобручлистокиндюкпартавилкакурицавиноградбусытапочкиспичкавеерсалатсловарькотлета

6. Пословицы «шутят».
Найти «заблудившуюся» букву.
Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь. Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.

7. Пословицы. Поговорки. Народные приметы.
• Продолжите народную примету:
• Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит)
• Соль просыпалась - ... (будет ссора)
• Дым столбом - ... (к морозу)
• Много снега - много ... (хлеба)
- Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то ... (пропало)
- Век живи, ... (век учись)
- Один в поле ... (не воин)
- Не зная броду, ... (не лезь в воду)
- Дело мастера ... (боится)
- Когда я ем, ... (я глух и нем)
- Утро вечера ... (мудренее)
- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров)
- Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. (Семь раз примерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Семеро по лавкам. За семь вёрст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ум хорошо, а два лучше.)
8. Собрать заданный текст из отдельных предложений.
Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.
Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”.
Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.
У одного отца было два сына.
Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?”
Они пошли судиться к соседу.
Они сказали: “Он велел делить всё пополам”.
Предполагаемый вариант:
У одного отца было два сына. Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?” Они сказали: “Он велел делить всё пополам”. Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”. Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.
9. Наборщики.
За 5 минут из букв, составляющих слово “лингвистика”, составить как можно больше других слов.
Лингвистика
10. Заколдованная дверь
На дверях замка зашифрованная надпись из цифр(ключ – алфавит):

3
5,16,2,18,29,11
17,21,20,30,
5, 18,21,9,30,33!

(Расшифровка: В добрый путь, друзья!)

III. . Заключительный этап (рефлексия: анализ и синтез результатов).
Я предлагаю вам, ребята, проанализировать наше мероприятие.
Какие чувства оно у вас вызвало?
Чему вы научились сегодня?
Поделитесь своими впечатлениями и закончите фразу темы нашего турнира:
“Я русский бы выучил только за то…
Предполагаемые ответы:
• за то, что он помогает нам общаться;
• за то, что он помогает нам правильно выражать свои мысли;
• за то, что на нём говорили великие люди;

Категория: Начальная школа | Добавил: pira62 (2010-02-27) | Автор: Марина E
Просмотров: 5610 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 4:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru