Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: О дружбе и товариществе.
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тема: О дружбе и товариществе.
Цель: формирование у учащихся нравственных качеств, присущих
дружеским и товарищеским взаимоотношениям.
Задачи: 1) дать понятие о дружбе и товариществе, обо всех гранях этих
человеческих взаимоотношений на примерах литературных
произведений и на личном опыте детей;
2) способствовать развитию речи и мыслительной деятельности
учащихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать);
3) воспитывать чувство сопереживания с друзьями в их бедах, уме-
ние разделить с ними радость.

Х О Д У Р О К А:
I. Организационный момент.
II. Беседа о дружбе.
1. Посмотрите на выставку рисунков и послушайте песню.
- Прочитайте стихотворение В.Шекспира.
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может.
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходны
Верный друг и льстец негодный.
- Чему посвящён сегодняшний урок? (Дружбе).
2. Подумайте и скажите, что такое дружба? (Ответы детей).
А вот как даётся определение дружбы в словаре Сергея Ивановича
Ожегова:
- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном дове –
рии, привязанности, общности интересов.
- Как вы думаете, между кем может быть дружба? (Между людьми
разного возраста, между девочкой и мальчиком, между родителя-
ми, между животными).
3. Сейчас я прочитаю отрывки из сочинений (Чтение сочинений).
- Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не
сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради друж-
бы необходимо трудиться душой.
Есть мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им».
- Как понимаете?
(Т.е. восприми его радости и горести как свои и подумай о том,
как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни
своих сил, ни своих чувств).
4. А сейчас послушайте маленький рассказ Куриленко «Трое».
- Какие взгляды на дружбу у каждого из ребят?
- Согласны ли вы с этими взглядами?
- Как бы поступили вы в этой ситуации?
На примере этого рассказа мы выяснили, что дружба бывает настоя-щая и корыстная.
- Как вы понимаете – настоящая дружба и корыстная?
Настоящую дружбу нельзя найти. Её можно только вырастить. Вы-растить как терпеливый, любящий своё дело виноградарь растит лозу. Рых-лить землю, поливать, кормить, зимой беречь от холода, а весной открывать солнцу. Нужно очень многое прощать, многое терпеть, нужно первому под-ходить после ссор, не таить зла, не упиваться обидами, нужно говорить прав-ду, когда другие молчат, и понимать то, чего не могут понять другие. Такая дружба называется настоящей и бескорыстной.
- Какое слово будет антонимом к слову бескорыстье? (корысть).
Корысть- преследование собственной выгоды.
Синоним к слову «корысть» (выгода).
- Давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе и друзьях,
которые читали в разделе «Устное народное творчество».
5. И вновь вернёмся к вашим сочинениям. (Читаю сочинения).
На примерах этих маленьких отрывков из сочинений мы могли убе-диться в том, что настоящая дружба может пройти через все испытания и ей не страшны никакие преграды.
- Какие произведения о дружбе вы читали? (Учащиеся называют произведения).
- На чём основывается дружба героев этих произведений? (на взаимовыручке и взаимопомощи: « Один за всех – все за одного»).
- Давайте вспомним сказку Э.Успенского « Крокодил Гена и его друзья», и найдём в сказке то место, где говорится о том, почему Гена решил завести себе друзей и что для этого сделал? (Учащиеся читают отрывок).
- Так почему крокодил Гена написал объявление о том, что ему нужны друзья?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (добрый, внимательный, преданный, требовательный к себе и товарищу, честны, бла-городный).
6. Инсценировка рассказа «Дружба».
- Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
- Можно ли Серёжу назвать настоящим другом?
- Как называется такая дружба?
- Как поступил бы настоящий друг?
7. Послушайте стихотворение А.Барто «Я с ней дружу» и поду-майте, может ли быть дружба между мальчиком и девочкой?
- На чём основана такая дружба? (На том, что им вместе хорошо, они помогают и оказывают поддержку друг другу; на том, что девочка постоянно нуждается в помощи и защите; на том, что мальчик всегда будет защищать девочку).
- Чтение сочинений.
- Дружат ли мальчики с девочками в нашем классе?
- Почему?
- Можно ли их дружбу назвать настоящей?
8. Послушайте стихотворение Берестова «Первый друг» и скажи-те, о дружбе кого с кем говорится в нём?
- Теперь послушаем сочинения, в которых описывается дружба человека с животным.
9. Может ли существовать дружба между животными?
- А вот как Алёна описала в своём сочинении дружбу кошки и собаки. (Читаю сочинение).
Мы с вами выяснили, что в дружбе необходимо взаимное дове-рие, привязанность, общность интересов.
III. Беседа о товариществе.
1. А теперь мы с вами выясним, что такое товарищество.
Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо кол-лектива и обязанности каждого по отношению к другим.
- Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товари-щество». (Дружба – это близкие отношения между людьми, а товарищество- это взаимные отношения между группой людей). Дружба – близкие отноше-ния, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много. Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более если они вместе делают общее дело, но если люди безразличны друг к другу, безучастны, то значит, они не знают товарищества. Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами.
2. Вы, наверное, подумали: « А разве товарищество не приходит само собой, разве этому нужно учиться? Нужно.
А как этому можно научиться, вы сможете понять, послушав стихотворение О.Высотской «Ёжик».
- Почему ребята называли Серёжу «Ёжиком»?
- Почему Серёжа был безучастным к делам и просьбам своих
одноклассников?
- Как вы думаете, «Почему Алёша и ребята решили помочь Се-рёже? (Потому что ему было трудно одному).
- Какое чувство возникло между ребятами? (Чувство товари-щества).
- По каким признакам вы определили, что это товарищество? Товарищество появляется там, где есть интерес друг к другу, радости, забо-ты, огорчения одного разделяются всеми, взаимопомощь и поддержка делает даже малопривлекательную работу радостной и нетрудной, потому что ря-дом товарищи. Нужно пройти немало дорог, пережить общие радости и невз-годы, чтобы испытать чувство товарищества.
Чувство товарищества – это прекрасное чувство. Только тот,ко-му оно знакомо, может стать настоящим другом. Другими словами, тот кто не испытал товарищества, не узнает подлинной дружбы, потому что дружба двух-трёх человек не может существовать в атмосфере безразличия и равно-душия к остальным.
И у дружбы есть свои законы, которые мы прочитаем и постараемся запомнить на всю жизнь.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испы-тания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую минуту – значит нравственно готовить себя к предатель-ству.
2. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это нравственное обога-щение человека.
3. Дружба и эгоизм несовместимы. Дружба учит отдавать духовные силы, заботу, предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
Если на всё это хватает характера и сил, через год, а ещё лучше через два, а ещё лучше через двадцать, ты сможешь сказать себе, что судьба не оставила тебя в нищих – у тебя была дружба.
От древних времён дошло до нас много мифов и легенд. В том числе и легенда о Касторе и Поллуксе. А ведь они не совершали фантастиче-ских боевых подвигов, не строили город. Они просто дружили, но так, что их имена дошли до нас вместе с именами героев и поэтов.
Отцом Кастора был простой смертный человек. Поллукс же был сыном бессмертного бога Зевса и сам имел право на бессмертие. Но когда Кастор погиб в битве, Поллукс, чтобы не расставаться с ним, отказался от бессмертия…
Реки высохли, храмы разрушились, - а легенда о дружбе 2х юношей дошла до нас во всей своей яркости и тускнеть не собирается…
Дружба нужна человеку не только в школе, но и потом – в институте, на работе. На пенсию выйдет и тогда без друга тоска. А заводить друзей на всю свою долгую жизнь лучше всего в школьные годы. На 11 лет собираются сюда ребята, чтобы росли бок о бок и учились всему необходи-мому - и, прежде всего, учились дружить. Алгебра может в жизни не пона-добиться, химия не понадобиться, а дружба нужна всегда.
А итогом нашего урока будет стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей».
Категория: Начальная школа | Добавил: pira62 (2010-02-27) | Автор: Марина E
Просмотров: 21271 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 6:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru