Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЕМИ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕ-РИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
Асулканова Гульсум Нажмиденовна
учитель начальных классов
СОСШПА№ 7 г. Павлодар
РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЕМИ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕ-РИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и ученика на умение вести диалог. Диалог, как организационный принцип коммуникативной деятельности, охватывает все сферы жизнедеятельности.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчёркивается, что интерактивное общение как с взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию.
Барнс (1971) утверждал, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Исследование Мерсера и Ходжкинсона (2008) построено на установлении центральной роли диалога, в процессе обучения. На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
• Позволяет ученикам выражать своё понимание темы;
• Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
• Содействуют аргументированию ученикам своих идей;
• Помогает учителю понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учи-тель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить.
Александер (2004, стр. 48) утверждает, что беседа в обучении является взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата.
Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. По учению Мерсера различает три типа беседы и считает, что беседа является неотъемлемой частью обучения учеников:
- беседа-дебаты;
- кумулятивная беседа;
- исследовательская беседа.
Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу используется работа в малых группах. Участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе. При вовлечении в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают. При этом они могут использовать такие фразы и обороты, как «возможно», «если», «может быть», «вероятно»; обосновывают свои идеи («потому что») и ищут поддержку со стороны группы, задавая такие вопросы, как «Не так ли?». В рамках такого сценария ученики слушают друг друга и обсуждают свои ответы. Когда ученики работают, таким образом, их обоснование становится явным следствием диалога. Однако подобный тип беседы не является для них естественным; учителя должны помочь им понять ценность совместной работы.
Во время прохождения школьной практики я запланировала серию по-следовательных уроков познания мира в 1 «в» классе. Эксперимент начался с того, что мною была проведена беседа с администрацией школы, психологом школы Сидоренко Е.В., с родителями учащихся 1 «в» класса, которых необходимо было поставить в известность, что их дети будут участвовать в эксперименте. Так же провела консультирование с учащимися с целью улучшения процесса обучения. Ребята заинтересовались, задавая вопросы.
Я ознакомила детей с целью проведения исследования и искренне заверила ребят, что хочу внести изменения в проведение уроков, а для этого им придется необходимо научиться работать в команде. Я постаралась рассадить детей по группам, используя мозаику, но у меня это вызвало некоторые трудности. Трудность была в том, что учащиеся хорошо подготовленные сели в одни группы, а дети ,которым нужна помощь – в другие. Тогда я разделила на группы путем раздачи картинок, но с умыслом, где группы организуются равносильные. И у меня получилось так, что в каждой группе сидели дети с разным уровнем обученности.
В ходе беседы с учащимися я использовала различные типы вопросов: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» называют «закрытыми» Они направлены только на запоминание, ответы в основном односложные. Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию. В ходе наблюдения за детьми, я заметила, что не все учащиеся могут ответить на вопросы высокого порядка, сказывался низкий уровень развития большей части класса. В классе обучаются 28 человек, из них только 12 учеников занимаются на «хорошо». Я задумалась над тем, какие темы для обсуждения можно взять, чтобы учащихся расположить к беседе.
После проведения каждого урока я анализировала: что у меня получилось из планируемого, и то что было не совсем удачно, что хотелось бы включить в следующее занятие. Я задумалась над тем, насколько комфортно для меня применение данной стратегии и пришла к выводу, что использование новых подходов в обучении изменило, прежде всего, культуру моего мышления. Я спрашивала детей: «Комфортно ли вам работать подобным образом?» Ответы детей были разные, но все отвечали, что им стало интересно учиться, к примеру, Алан сказал, « стало интереснее на уроках». Я провела среди детей анкету- вопросники с целью создания групп для более плодотворной работы с открытыми вопросами «Что вы думаете о группе, в которой работали сегодня?» На вопрос «Что вам понравилось и что вам не понравилось в работе в группе, в которой были сегодня?», ребята давали разные ответы:
Женя К.(уч.С) Мне понравилось, что мне помогают, но не всегда.
Данил К. Мне все понравилось.
Вика С. Мне все понравилось, все работали хорошо, было интересно!
Ралина О. Мне понравилось составлять пятистишье.
Жанель С. Мне понравилось ,что Алишер помогает группе.
Катя Г.(уч.А) Мне понравилась работа в группе, так как работать одной не интересно
Иван С.(уч.В) Все понравилось, было интересно.
Алишер У. Мне все понравилось.
Анализируя результаты проведенного вопросника, я пришла к заключению, что работа в группе помогает детям раскрыться и дает возможность проявить себя в том, что у них хорошо получается, а также сплачивает коллектив.
Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
 позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
 содействует аргументированию учениками своих идей;
 помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
В ходе диалогической беседы я заметила некоторые изменения у моих учащихся: раскрылся мой «тихий» ученик Султанбек К. Раньше на традиционных уроках, он всегда сидел один, ни с кем не общался, никому не мешал, предпочитая, спокойную жизнь. Теперь же его спокойная жизнь была нарушена, т.к. работа в группе заставляла его работать, он стал предлагать свои идеи, пытался сам что-то написать в постере, и это ему нравиться. Я думаю, что это большой плюс в работе с детьми, которые нуждаются в помощи.
Пример кумулятивной беседы можно наблюдать на 4-ом уроке по теме «Космос». Учащиеся в группе составляли постер по данной теме, а затем спикеры представляли свою работу. Данная беседа используется для обмена знаниями, где участники терпимы по отношению к идеям других (фото 1).

Фото 1.Составление постера по теме «Космическое небо»
Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию.
мышления; развивали умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других .

Уровень мышления
Примеры вопросов Ко-личество
Знание и понимание
О чем мы сегодня будем говорить?
16
Что вы знаете о космосе, о космонавтах?
Приме-нение
Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы стать космонавтом?

12
Анализ Как вы считаете, зачем люди отправля-ются в космос ?
7
Куда бы ты отправился в космическое путешествие?
Какова будет её цель ?
Синтез
Каково ваше мнение после прочитанного текста? 5
Оцени-вание
Что хорошего вы можете для себя взять из прочитанного текста? 4
Я считаю, что данные вопросы стимулировали учеников выражать свои мысли конструктивно, развивали любознательность и побуждали к исследованиям; содействовали развитию критического мышления учеников.
В своей практической работе в школе, а также при проведении исследо-вания, я использовала диалогическое обучение.
Учащиеся класса в группах знакомились с заданиями, обсуждали его, часто задавали вопросы по его выполнению. Среди групповых видов работ были следующие:
1. Создание кластеров. В первом классе это очень сложное задание т.к. у детей, не развита способность обобщать, поэтому на первых уроках я детям предлагала матрицу, куда они должны были вписать ключевые слова, а на последнем уроке дети сами составляли и справились с заданием (фото 2).

Фото 2.Составление кластера по теме «Астана – сердце Казахстана».
2. Пересказ текста напарнику. Эта работа не только развивает коммуникативные способности детей, но и придает уверенность, так как не все дети могут выступать перед большой аудиторией в силу своего юного возраста (фото 3).


Фото 3.Перессказ напарнику текста о Байконуре.

3.Составление рассказа по картинке. Это задание знакомо детям, но всегда носило индивидуальный характер. Коллективное составление рассказа учит детей слушать друг друга, уважать мнение товарищей, воспитывает толерантность (фото 4).


Фото 4.Коллективное составление рассказа по сюжетным рисункам.
4. Запись ассоциаций к определённым словам. Поняв принцип выполне-ния задания, дети обнаружили свой креативный подход к выполнению (фото 5).

Фото 5.Ассоциации к теме «Родина».

В начале практики ребята разработали правила и нормы поведения в группе, которым старались следовать и выполнять (фото 6).

Фото 6.Составление правил работы в группе.
Правила были согласованы самими учащимися, поэтому каждый ученик пытается им следовать. Основные внутренние правила поведения на занятиях должны быть определены и одобрены группой в самом начале для обеспечения лучшего результата при формировании умений общения, сотрудничества и позитивного утверждения личности. Основные внутренние правила помогают создать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства без опаски. Хотя бывали случаи, когда дети забывали свои правила, и им приходилось их напоминать.
Насколько комфортно чувствуют себя обучающиеся в вашем классе, работая друг с другом? На этот вопрос сами учащиеся говорят, что им комфортнее работать, если они сидят со своими друзьями, а также, когда в группе находятся «сильные» учащиеся, которые смогут им помочь в трудную минуту.
Для установления атмосферы сотрудничества и доверия в первый день занятий в школе на практике я провела тренинги «Волшебная палочка», «Угадай секрет», «Комплименты» (фото 7).

Фото 7.Тренинг «Комплименты» Каждый участник по кругу представ-лял, что в руках у него волшебная палочка и по ее взмаху он говорит о том, каким бы он хотел видеть своего собеседника. В конце данного тренинга многие признались, что им было очень приятно говорить комплименты. Дети с интересом отнеслись к заданию «Мозаика», где они составляли сердце (фото 8).

Фото 8.Тренинг «Мозаика».
Между участниками устанавливается чувство эмпатии, которое помогает осуществлять бесконфликтное общение.
Я считаю, что для снятия препятствий в диалоге необходимо изменить отношение к ребенку. Для этого в психологии есть различные методы, такие как, поглаживание – это единица внимания взрослого к ребёнку. Чем больше поглаживаний, тем увереннее чувствует себя ребёнок: ему комфортно, удобно на уроке с учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным поглаживаниям психологи относят: улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт.
Во время работы я столкнулась со следующими трудностями:
1. Изменение собственного отношения к обучению, воспитание в себе терпимости.
2. Резкий контраст в уровне развития детей, их обучаемости, а следовательно и темпа обучения.
3. Отказ «сильных» работать в группе.
4. Нежелание «слабых» детей занимать лидерские позиции.
Решение данных проблем я начала с себя. Я продумала стратегию распределения детей в группах, чтобы сохранить доброжелательную атмосферу в классе. Я изменила структуру заданий, учитывая дифференцированный подход к обучению. Я создавала ситуацию успеха для учеников,которые нуждаются в помощи для того, чтобы показать его достоинства и использовать их возможности во время работы в группе.
Из вышеизложенного можно сделать выводы:
- вне всякого сомнения, диалоговое обучение является одним из средств развития мышления учащихся;
- систематическое использование данной технологии обучения имеет свои преимущества:
1.Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боясь все вместе могут обратиться за консультацией к учителю.
2.Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных \заданиях.
4.У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать свое мнение.
5.Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
6.Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевать коммуникативными умениями.
7.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
За период практической работы в школе я убедилась в том, что, как и любой другой вид деятельности, диалог должен проводиться по определённым правилам. Соблюдение правил ведения диалога облегчают процесс общения участников диалога, создают благоприятную и доброжелательную атмосферу общения и помогают достичь определённого результата. Смысл проведения диалога – в его результате. А результатом диалогического обучения должно стать формирование и развитие у учащихся коммуникативной компетентности, одной из ведущих, так как социализация личности происходит именно посредством общения.
Окружающий мир — это, прежде всего, мир общения с другими людьми. Каждому из вас приходится устанавливать контакт с совершенно незнакомыми людьми. Одним это дается легко, другим — намного сложнее. На занятиях в игровых упражнениях мы пробуем сформировать разнообразные навыки общения. Они, помогут нам почувствовать себя увереннее, безопаснее.
Литература:
1. «Руководство для учителя», с.144
2. «Руководство для учителя», с. 146
3. Ресурсный материал: Н.Мерсер «Диалог на занятиях»
4. Ресурсный материал «Основные правила организации обсуждения»
Категория: Начальная школа | Добавил: Гульсум2998 (2015-01-23) | Автор: Асулканова Гульсум Нажмиденовна E
Просмотров: 1217 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru