Учитель начальных классов
первой категории Водянова Е.Г. ,
стаж работы 23 года, образование высшее.
План-конспект урока коррекционно-развивающего обучения в 3 классе.
Тема: Развитие речи. Составление связного текста «Апрель»
Цель: Развитие монологической, связной речи у детей с ЗПР .
Задачи:
• Формировать навыки построения связной монологической речи.
• Развивать связную речь детей через обучение приемам умственных действий (анализ, обобщение, последовательность, синтез и т.д.);
• Обогащать словарный запас и кругозор учащихся;
• Воспитывать чувство прекрасного, через произведения искусства, художественной литературы;
Оборудование: Презентация по стихотворению И. Бунина «Бушует полая вода», отрывок мультфильма по стихотворению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», памятка «Техника безопасности в период ПОЛОВОДЬЯ», хронологическая таблица «ВЕСНА», раздаточный материал (слова, предложения,) иллюстрации, картинки на тему «ВЕСНА».
Ход
1.Организационный момент.
-Сегодня на уроке мы разучим стихотворение, будем отгадывать загадки, поработаем с пословицами, посмотрим мультфильм, презентации. Мы побываем в лесу, на реке, прогуляемся по городу, понаблюдаем за явлениями природы, узнаем значение новых слов и составим рассказ. Но сначала….
- Кто в гости на урок к нам заглянул?
Ничего дороже нет,
Чем Его волшебный свет!
Всех Своим теплом согреет!
Света людям не жалеет!
Утром, в каждое оконце,
Входит ласковое …(Солнце) А. Ясноокий
На доске появляется картинка с изображением Солнышка.
- За каждый правильный ответ Солнышко будет дарить свой лучик. В конце урока мы посчитаем у кого больше лучиков. А победителей ждёт сюрприз!
2. Подготовительный этап работы.
1) Загадка.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?(Весной)
- Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите.
2) Ассоциации.
-Какие ассоциации возникают у вас со словом ВЕСНА? Составим кластер.
• Дети устно называют свои ассоциации;
• Выбрать подходящие из предложенных на карточках слова : ледоход, листопад, жара, тает снег, прилетают птицы, подснежник, день прибывает,
3) Построение логической цепочки.
- Народная примета гласит:
МАРТ-весна света, АПРЕЛЬ – весна воды, МАЙ – весна травы.
- Почему так говорят? (коллективная работа с таблицей, подбор иллюстраций к каждому месяцу, обосновать свой выбор)
месяц АРТ АПРЕЛЬ МАЙ
приметы -день прибывает;
- солнце не только светит, но и греет;
-тает снег;
- вскрываются реки, озёра;
- половодье; - зеленеет трава;
- распускаются на деревьях листья;
-цветут первые цветы;
символ
Задание(работа в парах с раздаточным материалом)
Используя символы и названия месяцев выстроить логическую цепочку «Что за чем»
март-СОЛНЦЕ апрель- ВОДА май- ТРАВА
3. Основной этап работы.
- Сегодня на уроке мы подробно остановимся па весне ВОДЫ, поговорим об АПРЕЛЕ.
1) Словарная работа.(проверка домашнего задания, поисковая работа)
ПОЛОВОДЬЕ
• Значение слова Половодье по Ожегову:
Половодье - Весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда
• Половодье в Энциклопедическом словаре:
Половодье - ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительнодлительное увеличение водности реки, вызывающее подъем ее уровня; обычносопровождается выходом вод из меженного русла и затоплением поймы.
Обобщение:Значение слова Половодье по словарю синонимов:
Половодье – разлив ,водополье (водополь)
2)Просмотр презентации к стихотворению И. Бунина «Бушует полая вода»
• Предварительная словарная работа( бушует, солнечные «зайчики»трепещут, гумно)
Бунин Иван
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
1892
- Чем опасно это время года? (разливы рек, затопление низин). Давайте посмотрим какой вред может нанести половодье. Как этот период переживают дикие животные? Отправимся в гости к дедушке Мазаю.
3) Просмотр отрывка мультфильма по стихотворению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»
• Беседа по просмотренному отрывку:
- Что увидели? Что запомнилось? Что вы чувствовали когда видели беспомощность животных? Кто понравился? Почему? Как бы вы поступили на месте деда Мазая?
4) Техника безопасности в период ПОЛОВОДЬЯ
(коллективная устная работа с памяткой)
- А как в городе проявляется этот трудный период весны? Как люди переживают период половодья? Как нам с вами не попасть в беду? Какие меры безопасности нужно соблюдать?
• Учащимся школы переходить водоемы весной строго запрещается!
• Помните, что весенний лед – капкан для вступившего на него!
• Особенно недопустимы игры на льду в период вскрытия рек. Прыгать с льдины на льдину, удаляться от берега очень опасно.
• Во время паводка и ледохода опасно находиться на обрывистом берегу, так как быстрое течение воды подмывает и рушит его.
• Переходить лужу, реку, пруд, озеро по льду весной опасно. Сходить на необследованный лед – большой риск.
-С кем-нибудь случались такие опасные ситуации? Кто вам помог? А приходилось ли вам быть на месте спасателей?
Обобщение: Обязательно соблюдайте технику безопасности в период таяния снега!
6) Физминутка.
Очнулись деревья от зимнего сна.
(подняли руки вверх, покачиваемся из стороны в сторону)
В апреле по лесу гуляет весна.
(кружимся на месте)
В овраге ручьи шаловливо звенят.
(ритмично хлопаем)
И с юга на родину птицы летят.
(машем руками «крылья»,и прыгаем на месте
7) Восстанови текст.
Работа с отрывком из стихотворения С. Маршака «Апрель»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи…
Апрель! ________!
На дворе звенит ________..
По полям бегут _______ ,
На дорогах ________
________ выйдут муравьи
После зимней ________…
• чтение целиком;
• чтение с выборочно закрытыми словами;
• чтение по памяти;
8)Работа с деформированными предложениями.(работа в парах, индивидуальная работа со слабоуспевающими уч-ся)
• Составить предложения.
Можно использовать не все слова, а только те, которые ясно передают содержание предложения.
Наступил, апрель, весёлый, радостный, солнечный.
Капает, звонкая, частая, с крыш, капель.
Говорливые, проворные, торопливые, побежали ручейки, всюду.
У дома, , растаяли, большие, осели, сугробы.
В, образовались, озёра, низинах, голубые.
б)Поставить в порядке очерёдности и рассказать «Что за чем»:
Вывод: АПРЕЛЬ – весна воды начинается….
1 Солнце
2 Капель
3 Ручьи
4 Тает снег
5 Половодье
9) Составление рассказа «Апрель» (5- 6 предложений)
Самостоятельная работа.
• Проверка(зачитывание 2-3 работ)
4. Подведение итога урока. Рефлексия.
Подсчёт «лучиков»- вручение «Солнышек» самым активным участникам урока.
|