Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Сценарий театрализованного представления Автор: Демитриченко Елена Геннадьевна, учитель начальных классов высшей категории ГУ "Успенская СОШ №1" Павлодарской области Цель: формирование у учащихся патриотических чувств и толерантности. Задачи: 1) Формирование и развитие личности школьников на основе национальных и общечеловеческих ценностей. 2) Воспитание уважения к традициям и обычаям казахского народа. 3) Развитие представления о многообразии народной художественной культуры, объединяющей устное слово, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство. 4) Обогащение активного и пассивного словаря учащихся, развитие фонематического восприятия. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр, импровизированный шанырак , дастархан, казахская национальная утварь, казахские национальные костюмы, домбра, макеты деревьев, верёвочные качели, детские лопаты, кирки, плакаты с высказываниями о Наурызе, пожеланиями, праздничные открытки, выставка рисунков и поделок. Ход мероприятия 1-й ведущий Мы здесь сегодня собрались, Чтоб встретить праздник – Наурыз! Улыбки, шутки, звонкий смех, Пусть радуют сегодня всех! 2-й ведущий Возьмемся за руки, друзья, Ведь мы – единая семья: Татарин, русский и казах, Литовец, немец и поляк. 3-й ведущий За нашим праздничным столом Мы вместе песни запоем! Открыта дверь для всех гостей - Для пожилых и для детей. 4-й ведущий Весна навстречу нам идет, Весна на праздник всех зовет, Народы самых разных стран Шлют поздравленья в Казахстан! 5-й ведущий Играй, баян, звени, домбра: Желаем счастья и добра, Здоровья и терпения, Отличного настроения, Чтобы мечты у всех сбылись – (Вместе) Здравствуй, праздник Наурыз! СЦЕНА 1 На сцене стоит дастархан с посудой, сундук, другие предметы быта. Демонстрируется слайд №1, звучит музыка «Ата толгауы» Выходят учащиеся 1 класса 1-й ученик Под звуки дробные капели И под салют холодных брызг Идет на жаворонка трели Восточный праздник Наурыз! 2-й ученик Он нас заставит потрудиться – Сперва убрать следы зимы. Потом же можно веселиться Среди весенней кутерьмы. 3-й ученик (В это время учащиеся 1-го класса в казахских национальных костюмах имитируют уборку юрты, наполняют посуду молоком или водой) - Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Уборка в юрте означала очищение, избавление от старого и ненужного. Дом озарялся светом двух свечей. Вся посуда обычно заполнялась молоком, айраном или родниковой водой. Это символизировало «полную чашу», изобилие. СЦЕНА 2 Слайд №2. Звучит инструментальная мелодия «Курай» 4-й ученик Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: "Доброе утро!" И каждый становится добрым, доверчивым. И доброе утро продлится до вечера. 5-й ученик (В это время учащиеся 1 класса приветствуют друг друга и произносят слова: «Пусть Наурыз приносит благоденствие!», «Пусть этот год будет плодоносным!») - Праздник начинается с приветствия. Люди должны поприветствовать друг друга, здороваясь непременно обеими руками. И при этом надо говорить слова-приветствия, связанные именно с Наурызом. СЦЕНА 3 Слайд №3. Звучит инструментальное произведение «Хафиз» 6-й ученик Не зря цивилизаций племена Всех выше Бога Солнца прославляли, И мы, как в те, былые, времена Светила стать отнюдь не умаляли… 7-й ученик (В это время учащиеся, сложив руки перед собой, наклоняются в сторону солнца и произносят слова: - Здравствуй, Матушка – Солнце!) - После приветствия все направляются в степь, чтобы лучше разглядеть горизонт. Один из важных ритуалов праздника – поклон Солнцу. Первые лучи Солнца сопровождаются словами приветствия. СЦЕНА 4 Слайд №4. Звучит музыка «Журчание ручья» 8-й ученик Солнце зиму растопило, Разбудило ручеёк Он помчался, что есть силы По степи, и наутек Он бежит, звенит, искрится А к нему издалека, С синих гор, навстречу мчится Братьев шумная река! 9-й ученик (В это время выходят на сцену мальчики 2 класса. У них в руках лопаты, кирки. Рукава закатаны. Они имитируют расчищение родника). - Праздник единения продолжается. Мужчины, взяв лопаты, идут расчищать родники, приговаривая при этом: Ученики 2 класса - Если увидишь родник, расчищай его! Слайд №5. Звучит музыка «Журчание ручья» Выходят на сцену девочки 2 класса с лопатами и макетами саженцев. Они имитируют посадку деревьев. 10-й ученик И тут же возле родников сажают деревья. Молодые саженцы опрыскивают молоком, произнося слова: (девочки 2 класса) - Если срубил дерево, посади десять! СЦЕНА 5 Слайд №6.Звучит инструментальная музыка «Курай» На сцену выходят учащиеся 3 класса парами: девочка и мальчик. У девочек в руках блюда с угощеньями, а у мальчиков подарки. 11-й ученик Молодежь дарит друг другу подарки. Девушки угощают юношей, а юноши преподносят своим избранницам зеркала, расчески и духи. Под музыку пары обмениваются: мальчики пробуют угощение, девочки любуются в зеркальце, или разглядывают другие подарки. СЦЕНА 6 Слайд №7. Звучит песня «Той думан» 12-й ученик На войлочном ковре У свода шанырак, За праздничным столом Собрался, стар и млад. 13-й ученик - Специально к празднику из семи компонентов готовится Наурыз коже. Входят ученики 4 класса, вносят продукты и называют их: вода, мясо соль, рис, перловка, овес, гречка, кукуруза, пшено, пшеница, айран, құрт. Затем садятся за дастархан. 14-й ученик - Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. 15-й ученик Кең болсын қазағымның керегесі, Кетпесін Алла берген берекесі, Алаштың баласына нәсіп болған, Кұтты болсын НАУРЫЗ мерекесі! 16-й ученик В эти дни важно было получить благословление – бата. Бата – это пожелание, напутствие старших. За дастарханом самого старшего просят произнести бата. Можно услышать такие пожелания: Ученик, одетый как старейшина, произносит за дастарханом: - Желаю успехов всем начинаниям! - Барлық бастамаларын оң болсын! - Желаю плодородия земле нашей! - Біздің жеріміз бай өнім берсің! СЦЕНА 7 Слайд №8 17-й ученик Ликует весь народ, Звучит, поёт домбра. В весенний новый год Желают лишь добра. 18-й ученик - Ближе к вечеру начинается айтыс. Айтыс – это словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В ней могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Айтыс в день Наурыза символизирует Добро и Зло, Тепло и Холод, Зиму и Лето. На сцене 2 ученика с домброй имитируют игру на инструменте по фонограмму: Асылбек Енсепов - Науаи (Казахская Домбра) (Если есть учащиеся, посещающие класс игры на домбре в музыкальной школе, то можно предложить выступить им) 19-й ученик - Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославляет Добро! СЦЕНА 8 Слайд №9. Звучит инструментальная музыка «Наурыз көктем» 20-й ученик - В разгар праздника молодежь собирается у качели – алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. (В это время мальчик качает девочку на подвесной веревочной качели ) 21-й ученик - Так издавна праздновался Наурыз народом Казахстана. В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Слайд №10. 22-й ученик Наурыз көктем, наурыз жыр, Ана мейрім, шуақ нұр. Жан иесін жаңартқан, Аққан бұлақ, нәзік сыр. 23- ученик Наурыз әлем, наурыз құс, Сұлу дала, сағым түз. Самғай ұшқан қарылғаш, Аққу қаздар мамық төс. 24-й ученик В весенний праздник Наурыз Борьба идет меж сил природы. Играет громко колкобыз, Зовет он к дружбе все народы. 23-й ученик С Наурызом поздравляем, Пусть Солнце Путь вам озаряет, Пусть этот день Вам принесет, Удач на много лет вперед, Пусть будет Вам в работе Вдохновение, В кругу семьи – тепло и доброта, Среди друзей- любовь и уваженье, А в жизни сбудется Мечта!!! Все участники праздника исполняют песню «Наурыз-думан» с. Мұқағали Мақатаевтк ә. Т. Сарыбаевтк Наурыз айы туғанда, Той болушы ед бұл маңда. Сақталушы ед сыбаға, Сапарға кеткен ұлдарға, Наурыз айы туғанда. Наурыз, наурыз, күн иг! Күн иг жердң - түр иг. Бауыры жылып науат-қар, Бабымен ғана жбид. Шашылып ырыс шанақтан, Шақырып бр үй бр үйд, Шаттанушы ед бр иг. Осынау иг кең жерге, Наурыз айы келгенде, Наурыз тойын бергенде, Көрмегендер де - арманда, Арманда - оны көрген де. Келп ем өмр - орманға, Наурыз айы келгенде. Список литературы: 1. Нуртазина Р., Аскар Л. Наурыз. - Алматы: «Баур плюс», 2001 Интернет-источники 1. http://www.calend.ru/holidays/0/0/264/8/ 2. http://scenki-monologi.at.ua/ 3. http://ololo.fm/search/Домбра 4. http://mp3prima.com/mp3poisk/наурыз | |
Просмотров: 3128 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|