Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Русский язык, 4 класс Учитель: Суслова Л.Н. Тема: Обобщение знаний о глаголе Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Форма проведения: урок-путешествие Цель: Обобщение и систематизация знаний о части речи – глаголе. Задачи: Повторить и закрепить знания о глаголе, полученные на уроках русского языка. Обогащать лексику учеников, развивать память, внимание. Воспитывать интерес к знаниям, взаимопомощь, взаимопонимание. Материалы к уроку: презентация к уроку, карточки для составления кластера, индивидуальные карточки для работы в группах Ход урока: I. Слайд №1 I.Организационный момент Проверь, дружок, Проверили? Садитесь! Готов ли ты начать урок? С усердием трудитесь! Всё ль на месте, всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Дети записывают число, «Классная работа». Называют орфограммы в записи числа. II. Актуализация знаний - Начнем наш сегодняшний урок русского языка с отрывка из стихотворения. Послушайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке. Слайд №2 Что без меня предметы? Летит ракета. Лишь названия. Люди строят здания А я приду – Цветут сады, Всё в действие придёт. И хлеб в полях растёт. - Догадались, о чем идет речь? Обоснуйте свой ответ. (Учитель может обобщить и дополнить ответы детей: - Действительно, с помощью глаголов все в этом мире двигается, говорит, чувствует, меняет свои краски, звучит. Глагол обозначает бесчисленное количество действий. Недаром по частоте употребления в речи он занимает второе место после существительного.) - Сегодня мы обобщим свои знания об этой части речи. -Какие задачи поставим перед собой? (- Повторить и закрепить знания о глаголе и его морфологических признаках; формировать умения и навыки в применении полученных знаний – правильное употребление глаголов в речи; правописание безударных личных окончаний глаголов) - Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе? Хотели бы узнать новое о нем? (- тогда еще одна задача – углубить знания об этой части речи) Слайд №3 - А урок я предлагаю вам провести в форме путешествия. Итак, я приглашаю вас в удивительную страну Глаголию. Слайд №4 Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что вместе мы это всё преодолеем. Для путешествия нам понадобятся наши школьные принадлежности, те знания, которые мы приобрели и, конечно же, взаимовыручка и взаимопонимание. III. Обобщающее повторение Слайд №5 Первая остановка - островок « Повторяй-ка» Работа у доски: а) 1- ученик: Синтаксический разбор предложения, схема предложения: Петух разгуливает по молодой травке и ищет червяков. 2 – ученик: морфологический разбор глагола - разгуливает 3 – ученик: найти ошибки в предложениях, вставить где нужно частицу «не», раскрыть скобку (использовать цветной мел). Рыбу плавать учат. Расстояние дружбе немешает. (НЕ)взлюбил я эту собаку за её злость. Дополнительно: Назовите другие глаголы - исключения, которые без частицы НЕ не употребляются? (негодовать, недоумевать, ненавидеть, недомогать, нездоровиться). Слайд №6 б) Двое учащихся работают в паре: проверка домашнего задания: Задание: проверить напарника, дать оценку его работе. Были ли затруднения при выполнении домашнего задания? в) Индивидуальная работа по карточке: разбор слов по составу: разгуливает, травка, молодой г) Весь класс (устно): Что вы знаете о глаголе? (Составление кластера, карточки для кластера у детей на партах. Они выходят к доске и составляют кластер) Глагол самостоятельная часть речи действие предмета ↙ ↘ что делать? (н.ф.) что сделать? (н.ф.) что делал? что делаем? и др. что сделал? что будем делать? и др. изменяется по числам по временам ед.ч. мн.ч настоящее будущее прошедшее по лицам по родам в ед.ч. спряжение IIспр. Iспр. -ить -еть, -оть, -уть, -ть и др. Главный член предложения: сказуемое Проверка заданий у доски. Минута чистописания. Словарная работа. Слайд №7 Остановка - город Чистописания Слайд №8-10 ем им ешь ишь ет ит ете ите - Что вам напоминают эти сочетания букв? Можно ли объединить сочетания этих букв в 1 группу? ( Да. Это личные окончания глаголов настоящего и будущего времени) - Все ли окончания присутствуют? (Нет окончаний –у, -ю и –ат, -ят, -ут, -ют) - Можно ли их сгруппировать? По какому признаку? ( по числам, по лицам, по спряжениям) Записали в тетради. I спр. ед. ч. II спр. ед. ч. I спр. мн. ч. II спр. мн. ч. У ю у ю ем им Ешь ишь ете ите Ет ит ут ют ат ят Слайд №11 Остановка - речка Словарная Образовать от имён существительных однокоренные глаголы в неопределенной форме. Вопросы. Слайд №12-13 М.чта - м.чтать Р.кета С.лют - с.лютовать ( 9 Мая наша страна будет салютовать Победе) М.роз - м.роз.ть П.здравление - п.здравлять, поздравить З.бота - з.бот.т.ся Слайд №14 Остановка - гора Знаний Имеем багаж знаний Итак, наступил момент, когда вы имеете возможность применить свои знания в работе. Слайд №15 1)Упражнение «Четвертый лишний» Вы видите группы глаголов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите его. Мечтает, морозит, поздравляет, заботился. (Заботился – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.) Салютует, заморозит, будет мечтать, поздравит. (Салютует – глагол настоящего времени, остальные глаголы – будущего простого и сложного времени.) Слайд №16 2)Задание по вариантам : 1- поставить данные глаголы в форму 1 лица, буд. прост. времени, мн. ч. 2 - поставить данные глаголы в форму 2 лица, наст. времени, ед. числа. 3 - поставить данные глаголы в форму 3 лица, наст. времени, ед. числа. - Что необходимо сделать, для того чтобы образовать глаголы 1,2,3 лица. - Выделить окончания глаголов, определить спряжение. (Указать способ определения спряжения по 3 лицу мн. числа: морозить – морозят, заботиться - заботятся) - Взаимопроверка - Мы совсем ничего не говорим о глаголах прошедшего времени. Почему? (Они не спрягаются) 3) Физминутка – шутка - Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте. Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, зажёг, флажок, дружок. – Я называю глагол, а вы выполняете действия: присели, встали, потянулись, согнулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели – Выполнять действия нам помогали глаголы. В каком времени они стоят? – Что помогает нам узнать глагол прошедшего времени? Кто может назвать «лишний» глагол? (зажег) Слайд №17-18 4) Составить слово – глагол: с е в т р к а ь (с в е р к а т ь) Что означает этот глагол? (сиять ярким прерывистым светом) Работа в группах: А) Образовать глаголы-синонимы: 2 группы (светить, сиять, блестеть, блистать, светиться) Б) Сочетаемость: сверкать + сущ. Что сверкает? Где сверкает? Сверкать чем? Как? (2 группы) ( Сверкает снег, луг, молния, солнце) (Сверкать в небе, в траве, на солнце, над лесом. Сверкать огнями, росой, умом, красотой, босыми пятками, глазами Сверкать, как золото) В) Работа с фразеологизмами. (1 группа) Слайд 20 Кто чем сверкает? Сверкает яркий луг росой, Лицо – красой, Карась – боками гладкими, А трус – босыми пятками. Мудрец – умом, (О. Дриз) Когда так говорят? - Сверкать глазами – (от злости - выражать чувство гнева. А от радости ?) - Только пятки сверкают – (кто-либо очень быстро убегает) Г) Многозначное ли слово? Доказать. Составить предложения. На ночном небе сверкают далекие звезды. Запись предложения. Синтаксический разбор. Морфологический разбор глагола. 5)Рубрика «Это интересно» Сценка Слайд 21-22 Послушайте, какой разговор состоялся между двумя мальчиками – спортсменами: - Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали. - В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена. - Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь. - А как же сказать правильно? Подумайте! (Глагол "победить" в 1 лице не употребляется). - Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч. Вот некоторые из них ПОБЕДИТЬ УБЕДИТЬ ДЕРЗИТЬ БОРОЗДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬ ШЕЛЕСТЕТЬ -Однако, ситуация небезвыходная. -Как можно сказать иначе? (Одержу победу, я должен победить) 5) Слайд №23. Остановка - Водопад вопросов Проверочный тест по теме «Глагол». 4 класс, 4 четверть. _____________________ 1.Что обозначает глагол? а) Признак предмета; б) предмет; в) действие предмета. 2.Укажи глагол: а) веселье; б) радостный; в) осенью; г) радовать. З.Изменяется ли глагол по числам? а) Да; б) нет. 4.Сколько временных форм имеют глаголы? а) 2; 6)3; в) 4. 5.Как изменяются глаголы прошедшего времени ед. числа? а) по числам; б) по падежам; в) по родам. 6.Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы ... а) Что делал? Что сделал? б)Что сделает? Что будет делать? в) Что делать? Что сделать? 7.Какие глаголы изменяются по числам и лицам? а)Глаголы прошедшего времени; б)Глаголы настоящего времени; в) Глаголы будущего времени. 8.Какие окончания имеют глаголы второго спряжения? а) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)? б) -у {-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)? 9.Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его... а) спряжение; б) время; в) лицо; г) число. 10.Восстанови порядок действий при написании безударных личных окончаний глаголов: № … Смотрю, на что оканчивается неопределенная форма глагола. № … Определяю вид глагола № … Ставлю глагол в неопределенную форму. № … Определяю спряжение глагола. VI. Итог урока. Выставление оценок. - Сегодняшнее путешествие заканчивается. Давайте подведём его итог. Вспомните, какие задачи были вами поставлены в начале урока. Как вы считаете, мы справились с ними? Слайд №24 Рефлексия. - Я доволен собой, потому что … - Мне надо еще поработать … - Раньше я не знал, а теперь знаю, что… Слайд №25 Домашнее задание 1) стр. 172 упр. 543 2) Поработать над глаголами - исключениями 1 лица по карточке. Составить устно предложения. Запомни глаголы, которые не употребляются в 1 лице ед.ч ПОБЕДИТЬ УБЕДИТЬ БОРОЗДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬ ШЕЛЕСТЕТЬ ДЕРЗИТЬ -Как сказать иначе? Подумай! Я … (победить) - одержу победу, я должен победить Я … (пылесосить) - | |
Просмотров: 1907 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|