Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о глаголе"
Русский язык, 4 класс
Учитель: Суслова Л.Н.
Тема: Обобщение знаний о глаголе
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: урок-путешествие
Цель: Обобщение и систематизация знаний о части речи – глаголе.
Задачи: Повторить и закрепить знания о глаголе, полученные на уроках русского языка.
Обогащать лексику учеников, развивать память, внимание.
Воспитывать интерес к знаниям, взаимопомощь, взаимопонимание.
Материалы к уроку: презентация к уроку, карточки для составления кластера, индивидуальные карточки для работы в группах

Ход урока:
I. Слайд №1
I.Организационный момент
Проверь, дружок, Проверили? Садитесь!
Готов ли ты начать урок? С усердием трудитесь!
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?

Дети записывают число, «Классная работа». Называют орфограммы в записи числа.

II. Актуализация знаний
- Начнем наш сегодняшний урок русского языка с отрывка из стихотворения.
Послушайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке.

Слайд №2
Что без меня предметы? Летит ракета.
Лишь названия. Люди строят здания
А я приду – Цветут сады,
Всё в действие придёт. И хлеб в полях растёт.

- Догадались, о чем идет речь? Обоснуйте свой ответ.
(Учитель может обобщить и дополнить ответы детей:
- Действительно, с помощью глаголов все в этом мире двигается, говорит, чувствует, меняет свои краски, звучит. Глагол обозначает бесчисленное количество действий. Недаром по частоте употребления в речи он занимает второе место после существительного.)

- Сегодня мы обобщим свои знания об этой части речи.
-Какие задачи поставим перед собой?
(- Повторить и закрепить знания о глаголе и его морфологических признаках;
формировать умения и навыки в применении полученных знаний – правильное употребление глаголов в речи; правописание безударных личных окончаний глаголов)

- Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе? Хотели бы узнать новое о нем?
(- тогда еще одна задача – углубить знания об этой части речи)
Слайд №3

- А урок я предлагаю вам провести в форме путешествия.
Итак, я приглашаю вас в удивительную страну Глаголию.
Слайд №4

Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что вместе мы это всё преодолеем. Для путешествия нам понадобятся наши школьные принадлежности, те знания, которые мы приобрели и, конечно же, взаимовыручка и взаимопонимание.

III. Обобщающее повторение
Слайд №5
Первая остановка - островок « Повторяй-ка»
Работа у доски:
а) 1- ученик: Синтаксический разбор предложения, схема предложения: Петух разгуливает по молодой травке и ищет червяков.
2 – ученик: морфологический разбор глагола - разгуливает
3 – ученик: найти ошибки в предложениях, вставить где нужно частицу «не», раскрыть скобку (использовать цветной мел).
Рыбу плавать учат.
Расстояние дружбе немешает.
(НЕ)взлюбил я эту собаку за её злость.
Дополнительно: Назовите другие глаголы - исключения, которые без частицы НЕ не употребляются? (негодовать, недоумевать, ненавидеть, недомогать, нездоровиться). Слайд №6

б) Двое учащихся работают в паре: проверка домашнего задания: Задание: проверить напарника, дать оценку его работе. Были ли затруднения при выполнении домашнего задания?
в) Индивидуальная работа по карточке:
разбор слов по составу: разгуливает, травка, молодой
г) Весь класс (устно): Что вы знаете о глаголе? (Составление кластера, карточки для кластера у детей на партах. Они выходят к доске и составляют кластер)
Глагол
самостоятельная часть речи

действие предмета
↙ ↘
что делать? (н.ф.) что сделать? (н.ф.)
что делал? что делаем? и др. что сделал? что будем делать? и др.
изменяется

по числам по временам

ед.ч. мн.ч настоящее будущее прошедшее

по лицам по родам в ед.ч.

спряжение

IIспр. Iспр.
-ить -еть, -оть, -уть, -ть и др.
Главный член предложения: сказуемое
Проверка заданий у доски.
Минута чистописания. Словарная работа.
Слайд №7
Остановка - город Чистописания
Слайд №8-10
ем им ешь ишь ет ит ете ите
- Что вам напоминают эти сочетания букв?
Можно ли объединить сочетания этих букв в 1 группу? ( Да. Это личные окончания глаголов настоящего и будущего времени)
- Все ли окончания присутствуют? (Нет окончаний –у, -ю и –ат, -ят, -ут, -ют)
- Можно ли их сгруппировать? По какому признаку? ( по числам, по лицам, по спряжениям)
Записали в тетради.
I спр. ед. ч. II спр. ед. ч. I спр. мн. ч. II спр. мн. ч.
У ю у ю ем им
Ешь ишь ете ите
Ет ит ут ют ат ят
Слайд №11
Остановка - речка Словарная
Образовать от имён существительных однокоренные глаголы в неопределенной форме. Вопросы.

Слайд №12-13
М.чта - м.чтать
Р.кета
С.лют - с.лютовать ( 9 Мая наша страна будет салютовать Победе)
М.роз - м.роз.ть
П.здравление - п.здравлять, поздравить
З.бота - з.бот.т.ся

Слайд №14 Остановка - гора Знаний
Имеем багаж знаний
Итак, наступил момент, когда вы имеете возможность применить свои знания в работе.
Слайд №15
1)Упражнение «Четвертый лишний»
Вы видите группы глаголов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите его.
Мечтает, морозит, поздравляет, заботился. (Заботился – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
Салютует, заморозит, будет мечтать, поздравит. (Салютует – глагол настоящего времени, остальные глаголы – будущего простого и сложного времени.)

Слайд №16
2)Задание по вариантам : 1- поставить данные глаголы в форму 1 лица, буд. прост. времени, мн. ч.
2 - поставить данные глаголы в форму 2 лица, наст. времени, ед. числа.
3 - поставить данные глаголы в форму 3 лица, наст. времени, ед. числа.
- Что необходимо сделать, для того чтобы образовать глаголы 1,2,3 лица.
- Выделить окончания глаголов, определить спряжение. (Указать способ определения спряжения по 3 лицу мн. числа: морозить – морозят, заботиться - заботятся)
- Взаимопроверка
- Мы совсем ничего не говорим о глаголах прошедшего времени. Почему? (Они не спрягаются)

3) Физминутка – шутка
- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, зажёг, флажок, дружок.

– Я называю глагол, а вы выполняете действия: присели, встали, потянулись, согнулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели
– Выполнять действия нам помогали глаголы. В каком времени они стоят?
– Что помогает нам узнать глагол прошедшего времени? Кто может назвать «лишний» глагол? (зажег)

Слайд №17-18
4) Составить слово – глагол: с е в т р к а ь (с в е р к а т ь)
Что означает этот глагол? (сиять ярким прерывистым светом)
Работа в группах:
А) Образовать глаголы-синонимы: 2 группы
(светить, сиять, блестеть, блистать, светиться)
Б) Сочетаемость: сверкать + сущ. Что сверкает? Где сверкает? Сверкать чем? Как? (2 группы)
( Сверкает снег, луг, молния, солнце)
(Сверкать в небе, в траве, на солнце, над лесом.
Сверкать огнями, росой, умом, красотой, босыми пятками, глазами
Сверкать, как золото)

В) Работа с фразеологизмами. (1 группа) Слайд 20
Кто чем сверкает?
Сверкает яркий луг росой, Лицо – красой,
Карась – боками гладкими, А трус – босыми пятками.
Мудрец – умом, (О. Дриз)

Когда так говорят?
- Сверкать глазами – (от злости - выражать чувство гнева. А от радости ?)
- Только пятки сверкают – (кто-либо очень быстро убегает)

Г) Многозначное ли слово? Доказать.
Составить предложения.

На ночном небе сверкают далекие звезды.
Запись предложения. Синтаксический разбор. Морфологический разбор глагола.

5)Рубрика «Это интересно» Сценка Слайд 21-22

Послушайте, какой разговор состоялся между двумя мальчиками – спортсменами:
- Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена.
- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.

- А как же сказать правильно? Подумайте! (Глагол "победить" в 1 лице не употребляется).
- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч.
Вот некоторые из них
ПОБЕДИТЬ УБЕДИТЬ ДЕРЗИТЬ
БОРОЗДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬ ШЕЛЕСТЕТЬ
-Однако, ситуация небезвыходная.
-Как можно сказать иначе? (Одержу победу, я должен победить)

5) Слайд №23. Остановка - Водопад вопросов
Проверочный тест по теме «Глагол». 4 класс, 4 четверть. _____________________
1.Что обозначает глагол?
а) Признак предмета; б) предмет; в) действие предмета.
2.Укажи глагол:
а) веселье; б) радостный; в) осенью; г) радовать.
З.Изменяется ли глагол по числам? а) Да; б) нет.
4.Сколько временных форм имеют глаголы?
а) 2; 6)3; в) 4.
5.Как изменяются глаголы прошедшего времени ед. числа?
а) по числам; б) по падежам; в) по родам.
6.Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы ...
а) Что делал? Что сделал?
б)Что сделает? Что будет делать?
в) Что делать? Что сделать?
7.Какие глаголы изменяются по числам и лицам?
а)Глаголы прошедшего времени;
б)Глаголы настоящего времени;
в) Глаголы будущего времени.
8.Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?
а) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?
б) -у {-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)?
9.Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его...
а) спряжение; б) время; в) лицо; г) число.
10.Восстанови порядок действий при написании безударных личных окончаний глаголов:
№ … Смотрю, на что оканчивается неопределенная форма глагола.
№ … Определяю вид глагола
№ … Ставлю глагол в неопределенную форму.
№ … Определяю спряжение глагола.

VI. Итог урока. Выставление оценок.
- Сегодняшнее путешествие заканчивается. Давайте подведём его итог.
Вспомните, какие задачи были вами поставлены в начале урока. Как вы считаете, мы справились с ними?
Слайд №24 Рефлексия.
- Я доволен собой, потому что …
- Мне надо еще поработать …
- Раньше я не знал, а теперь знаю, что…

Слайд №25 Домашнее задание
1) стр. 172 упр. 543
2) Поработать над глаголами - исключениями 1 лица по карточке. Составить устно предложения.

Запомни глаголы, которые не употребляются
в 1 лице ед.ч
ПОБЕДИТЬ УБЕДИТЬ
БОРОЗДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬ
ШЕЛЕСТЕТЬ ДЕРЗИТЬ
-Как сказать иначе? Подумай!
Я … (победить) - одержу победу, я должен победить
Я … (пылесосить) -
Категория: Начальная школа | Добавил: Людмила2581 (2015-01-26) | Автор: Суслова Людмила Николаевна E
Просмотров: 1907 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 2:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru