Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о глаголе"
Русский язык, 4 класс
Учитель: Суслова Л.Н.
Тема: Обобщение знаний о глаголе
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: урок-путешествие
Цель: Обобщение и систематизация знаний о части речи – глаголе.
Задачи: Повторить и закрепить знания о глаголе, полученные на уроках русского языка.
Обогащать лексику учеников, развивать память, внимание.
Воспитывать интерес к знаниям, взаимопомощь, взаимопонимание.
Материалы к уроку: презентация к уроку, карточки для составления кластера, индивидуальные карточки для работы в группах

Ход урока:
I. Слайд №1
I.Организационный момент
Проверь, дружок, Проверили? Садитесь!
Готов ли ты начать урок? С усердием трудитесь!
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?

Дети записывают число, «Классная работа». Называют орфограммы в записи числа.

II. Актуализация знаний
- Начнем наш сегодняшний урок русского языка с отрывка из стихотворения.
Послушайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке.

Слайд №2
Что без меня предметы? Летит ракета.
Лишь названия. Люди строят здания
А я приду – Цветут сады,
Всё в действие придёт. И хлеб в полях растёт.

- Догадались, о чем идет речь? Обоснуйте свой ответ.
(Учитель может обобщить и дополнить ответы детей:
- Действительно, с помощью глаголов все в этом мире двигается, говорит, чувствует, меняет свои краски, звучит. Глагол обозначает бесчисленное количество действий. Недаром по частоте употребления в речи он занимает второе место после существительного.)

- Сегодня мы обобщим свои знания об этой части речи.
-Какие задачи поставим перед собой?
(- Повторить и закрепить знания о глаголе и его морфологических признаках;
формировать умения и навыки в применении полученных знаний – правильное употребление глаголов в речи; правописание безударных личных окончаний глаголов)

- Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе? Хотели бы узнать новое о нем?
(- тогда еще одна задача – углубить знания об этой части речи)
Слайд №3

- А урок я предлагаю вам провести в форме путешествия.
Итак, я приглашаю вас в удивительную страну Глаголию.
Слайд №4

Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что вместе мы это всё преодолеем. Для путешествия нам понадобятся наши школьные принадлежности, те знания, которые мы приобрели и, конечно же, взаимовыручка и взаимопонимание.

III. Обобщающее повторение
Слайд №5
Первая остановка - островок « Повторяй-ка»
Работа у доски:
а) 1- ученик: Синтаксический разбор предложения, схема предложения: Петух разгуливает по молодой травке и ищет червяков.
2 – ученик: морфологический разбор глагола - разгуливает
3 – ученик: найти ошибки в предложениях, вставить где нужно частицу «не», раскрыть скобку (использовать цветной мел).
Рыбу плавать учат.
Расстояние дружбе немешает.
(НЕ)взлюбил я эту собаку за её злость.
Дополнительно: Назовите другие глаголы - исключения, которые без частицы НЕ не употребляются? (негодовать, недоумевать, ненавидеть, недомогать, нездоровиться). Слайд №6

б) Двое учащихся работают в паре: проверка домашнего задания: Задание: проверить напарника, дать оценку его работе. Были ли затруднения при выполнении домашнего задания?
в) Индивидуальная работа по карточке:
разбор слов по составу: разгуливает, травка, молодой
г) Весь класс (устно): Что вы знаете о глаголе? (Составление кластера, карточки для кластера у детей на партах. Они выходят к доске и составляют кластер)
Глагол
самостоятельная часть речи

действие предмета
↙ ↘
что делать? (н.ф.) что сделать? (н.ф.)
что делал? что делаем? и др. что сделал? что будем делать? и др.
изменяется

по числам по временам

ед.ч. мн.ч настоящее будущее прошедшее

по лицам по родам в ед.ч.

спряжение

IIспр. Iспр.
-ить -еть, -оть, -уть, -ть и др.
Главный член предложения: сказуемое
Проверка заданий у доски.
Минута чистописания. Словарная работа.
Слайд №7
Остановка - город Чистописания
Слайд №8-10
ем им ешь ишь ет ит ете ите
- Что вам напоминают эти сочетания букв?
Можно ли объединить сочетания этих букв в 1 группу? ( Да. Это личные окончания глаголов настоящего и будущего времени)
- Все ли окончания присутствуют? (Нет окончаний –у, -ю и –ат, -ят, -ут, -ют)
- Можно ли их сгруппировать? По какому признаку? ( по числам, по лицам, по спряжениям)
Записали в тетради.
I спр. ед. ч. II спр. ед. ч. I спр. мн. ч. II спр. мн. ч.
У ю у ю ем им
Ешь ишь ете ите
Ет ит ут ют ат ят
Слайд №11
Остановка - речка Словарная
Образовать от имён существительных однокоренные глаголы в неопределенной форме. Вопросы.

Слайд №12-13
М.чта - м.чтать
Р.кета
С.лют - с.лютовать ( 9 Мая наша страна будет салютовать Победе)
М.роз - м.роз.ть
П.здравление - п.здравлять, поздравить
З.бота - з.бот.т.ся

Слайд №14 Остановка - гора Знаний
Имеем багаж знаний
Итак, наступил момент, когда вы имеете возможность применить свои знания в работе.
Слайд №15
1)Упражнение «Четвертый лишний»
Вы видите группы глаголов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите его.
Мечтает, морозит, поздравляет, заботился. (Заботился – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
Салютует, заморозит, будет мечтать, поздравит. (Салютует – глагол настоящего времени, остальные глаголы – будущего простого и сложного времени.)

Слайд №16
2)Задание по вариантам : 1- поставить данные глаголы в форму 1 лица, буд. прост. времени, мн. ч.
2 - поставить данные глаголы в форму 2 лица, наст. времени, ед. числа.
3 - поставить данные глаголы в форму 3 лица, наст. времени, ед. числа.
- Что необходимо сделать, для того чтобы образовать глаголы 1,2,3 лица.
- Выделить окончания глаголов, определить спряжение. (Указать способ определения спряжения по 3 лицу мн. числа: морозить – морозят, заботиться - заботятся)
- Взаимопроверка
- Мы совсем ничего не говорим о глаголах прошедшего времени. Почему? (Они не спрягаются)

3) Физминутка – шутка
- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, зажёг, флажок, дружок.

– Я называю глагол, а вы выполняете действия: присели, встали, потянулись, согнулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели
– Выполнять действия нам помогали глаголы. В каком времени они стоят?
– Что помогает нам узнать глагол прошедшего времени? Кто может назвать «лишний» глагол? (зажег)

Слайд №17-18
4) Составить слово – глагол: с е в т р к а ь (с в е р к а т ь)
Что означает этот глагол? (сиять ярким прерывистым светом)
Работа в группах:
А) Образовать глаголы-синонимы: 2 группы
(светить, сиять, блестеть, блистать, светиться)
Б) Сочетаемость: сверкать + сущ. Что сверкает? Где сверкает? Сверкать чем? Как? (2 группы)
( Сверкает снег, луг, молния, солнце)
(Сверкать в небе, в траве, на солнце, над лесом.
Сверкать огнями, росой, умом, красотой, босыми пятками, глазами
Сверкать, как золото)

В) Работа с фразеологизмами. (1 группа) Слайд 20
Кто чем сверкает?
Сверкает яркий луг росой, Лицо – красой,
Карась – боками гладкими, А трус – босыми пятками.
Мудрец – умом, (О. Дриз)

Когда так говорят?
- Сверкать глазами – (от злости - выражать чувство гнева. А от радости ?)
- Только пятки сверкают – (кто-либо очень быстро убегает)

Г) Многозначное ли слово? Доказать.
Составить предложения.

На ночном небе сверкают далекие звезды.
Запись предложения. Синтаксический разбор. Морфологический разбор глагола.

5)Рубрика «Это интересно» Сценка Слайд 21-22

Послушайте, какой разговор состоялся между двумя мальчиками – спортсменами:
- Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена.
- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.

- А как же сказать правильно? Подумайте! (Глагол "победить" в 1 лице не употребляется).
- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч.
Вот некоторые из них
ПОБЕДИТЬ УБЕДИТЬ ДЕРЗИТЬ
БОРОЗДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬ ШЕЛЕСТЕТЬ
-Однако, ситуация небезвыходная.
-Как можно сказать иначе? (Одержу победу, я должен победить)

5) Слайд №23. Остановка - Водопад вопросов
Проверочный тест по теме «Глагол». 4 класс, 4 четверть. _____________________
1.Что обозначает глагол?
а) Признак предмета; б) предмет; в) действие предмета.
2.Укажи глагол:
а) веселье; б) радостный; в) осенью; г) радовать.
З.Изменяется ли глагол по числам? а) Да; б) нет.
4.Сколько временных форм имеют глаголы?
а) 2; 6)3; в) 4.
5.Как изменяются глаголы прошедшего времени ед. числа?
а) по числам; б) по падежам; в) по родам.
6.Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы ...
а) Что делал? Что сделал?
б)Что сделает? Что будет делать?
в) Что делать? Что сделать?
7.Какие глаголы изменяются по числам и лицам?
а)Глаголы прошедшего времени;
б)Глаголы настоящего времени;
в) Глаголы будущего времени.
8.Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?
а) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?
б) -у {-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)?
9.Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его...
а) спряжение; б) время; в) лицо; г) число.
10.Восстанови порядок действий при написании безударных личных окончаний глаголов:
№ … Смотрю, на что оканчивается неопределенная форма глагола.
№ … Определяю вид глагола
№ … Ставлю глагол в неопределенную форму.
№ … Определяю спряжение глагола.

VI. Итог урока. Выставление оценок.
- Сегодняшнее путешествие заканчивается. Давайте подведём его итог.
Вспомните, какие задачи были вами поставлены в начале урока. Как вы считаете, мы справились с ними?
Слайд №24 Рефлексия.
- Я доволен собой, потому что …
- Мне надо еще поработать …
- Раньше я не знал, а теперь знаю, что…

Слайд №25 Домашнее задание
1) стр. 172 упр. 543
2) Поработать над глаголами - исключениями 1 лица по карточке. Составить устно предложения.

Запомни глаголы, которые не употребляются
в 1 лице ед.ч
ПОБЕДИТЬ УБЕДИТЬ
БОРОЗДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬ
ШЕЛЕСТЕТЬ ДЕРЗИТЬ
-Как сказать иначе? Подумай!
Я … (победить) - одержу победу, я должен победить
Я … (пылесосить) -
Категория: Начальная школа | Добавил: Людмила2581 (2015-01-26) | Автор: Суслова Людмила Николаевна E
Просмотров: 609 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 3:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru