Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её реализации
Тема: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её реализации»
Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших проблем школы. Так как успешность формирования любых знаний, действий зависит прежде всего, от желания учащихся получить эти знания и действия.
Что же нужно делать, чтобы желание учиться не только не проходило, а наоборот возрастало? В своей педагогической деятельности, я столкнулась с тем, что мы, учителя, не обладаем достаточными знаниями о том, что такое мотивация, мотив, мы не можем найти этому практического применения. Так происходит потому, что мотивация – это не навык, и не информация. Мотивацию учения нельзя тренировать, как навык чистописания, нельзя и научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать.
Учебная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. По мнению известного психолога Л.И.Божович «мотивация учения складывается из ряда постоянно меняющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.»
Учителя, также как и учёные, постоянно и целенаправленно изучают пути формирования мотивов учения. В практике школ преимущественно возникают и ведутся поиски методического характера, учителя ищут те формы организации и содержания процесса учения, в которых возможно достижение реальных изменений в области мотивации. Вместе с тем, наряду с поисками, к сожалению, существуют многочисленные факты, указывающие на то, что многие учителя не уделяют должного внимания мотивации учащихся, довольно часто встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях учебная деятельность ученику радости не приносит, и в таких условиях школьникам находиться длительное время нельзя.
Психологи отмечают не только важность, но и сложность, длительность процесса развития мотивации школьников. Что требует от учителя знаний психологических закономерностей развития мотивов, общей психологической грамотности в организации учебной деятельности младших школьников, собственной развитой педагогической мотивации
Развитие уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учёбе ребёнка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей. Является крайне необходимым, без чего дальнейшая учёба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, нельзя. Поэтому важно обеспечить такое развитие мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основной для его самообучения и самосовершенствования в будущем.
В связи с этим я наметила основные пути и методы развития учебной мотивации, которые проходят через: содержание учебного материала, ОУД, коллективные формы работы, оценку учебной деятельности.
Первое. Содержание обучения.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама информация по себе вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а значит не вызывает какой – либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке.
Для этого содержание учебного материала должно быть, доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно, но не с помощью внешней занимательности или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а тем, что содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами познания. С первого класса моя цель – вызвать интерес не к Незнайке, Петрушке или Зайчику, пришедшему на урок, а к содержанию урока, добиться активного отношения детей к тому, что происходит на уроке. Поэтому вместо объяснительно-иллюстративного метода использую деятельностный подход.
Второе. Организация УД.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. Какова структура УД – зависит результат обучения, его развивающая роль. Изучение каждой темы должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап:
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить учебную задачу.
Мотивационный этап состоит из учебных действий:
А)создание учебно-проблемной ситуации. Можно использовать приёмы: постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы; беседой учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы; рассказам учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
Б)формулировка основной учебной задачи. Это может быть как итог обсуждения проблемной ситуации.
В)самоконтроль и самооценка возможностей решения учебной задачи.
После того, как учебная задача понята и принята учащимися. Намечают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки её завершения, Это создаёт у учащихся ясную перспективу работы. Учитель вместе с учащимися определяют, что нужно знать и уметь для изучения темы. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы. Этот этап изучения материала можно представить в виде карты прохождения тем.
Операционально-познавательный этап
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Основным на этом этапе становится моделирование объектов и явлений, изучение построенных моделей, деятельность учащихся приобретает теоретический, исследовательский характер.
Рефлексивно-оценочный этап
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать собственную учебную деятельность, оценивать её, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами. На данном этапе я использую задания типа: «Составь схему (модель) пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изучения в пройденной теме, и связи между ними»; «Составьте вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы». Такое задание можно дать для групповой работы или парной в качестве домашнего задания. «Напишите перечень основных вопросов, пройденных нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот вопрос усвоили: хорошо, не очень хорошо, или вовсе не усвоили»; «Перечислите те умения, которые вы должны были приобрести при изучении темы, и укажите, как вы их усвоили: хорошо, не очень хорошо, слабо или вовсе не усвоили» Это полезно для выработки адекватной самооценки учебной деятельности, для выяснения причин имеющихся пробелов и для ликвидации этих пробелов.
Коллективные формы работы
Для развития учебной мотивации большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную деятельность. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу всех учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую больше, чем мнением учителя. Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, то сам начинает её ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенностей класса, от склонностей и характера учителя.
Оценка учебной деятельности
В обыденной речи не различаются выражения «получить отметку» и «получить оценку». Но слова «отметка» и «оценка» не являются синонимами. Мы будем говорить об «оценке», т.е. о мнении о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо. Ребёнок нуждается в оценке каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради неё?
Для развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявлении причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ направляется на формирование у детей адекватной самооценки, её рефлексии. Балльная отметка занимает в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно использую в текущем учёте неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения вовсе не использую. Вместо этого вместе с учениками обнаруживаю пробелы в работе, отмечаем как их убрать. Оценка становится более эффективной, когда работает система ученик – родитель – учитель. Так же в своей практике я применяю так называемые «линеечки» как инструмент небаллированной оценки.
В 2003 году я с группой учителей нашей школы побывала в центре РО г.Москвы. прослушав курс лекций и практических занятий, на которых происходил обмен мнениями учителей работающих в системе РО, я открыла для себя, что все условия относительно содержания и ОУД в рамках мотивации учения, занимает ведущее место в системах развивающего обучения Д.Эльконина – В.Давыдова, главной целью которой является создание условий для формирования у учащихся умения учиться.
«Умение учиться» в рамках начальной школы рассматривается как способность учащегося: отличать известное ему от ещё неизвестного; принимать задачу, анализировать её условие; планировать свою работу; использовать построенные модели; осуществлять контроль за решением задача; осуществлять оценивание проделанной работы. Система РО требует рассмотрение учащегося как формирующегося субъекта УД. Основной технологией является организация решения учебных задач. Особенностью учебной задачи состоит в том, что в процессе её решения учащийся получает не ответ на конкретно заданный вопрос, а общий способ решения задач подобного вида. Двигателем процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное. Исключительное значение для ребёнка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями. Самое главное в работе детей – найти возможно большее количество вариантов анализа и доказательства своих суждений. Моим детям и мне интересны обсуждение и сопоставление как правильных, так и неправильных ответов. Самое главное для меня, то удовлетворение от работы, которое я получаю благодаря заинтересованности учеников, их желанию узнавать всё больше и больше.
В своей работе я использую разные пути развития учебной мотивации. из опыта знаю, что для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении мотивации учения всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством развития мотивации учения у школьника.
Узнать более широкую информацию по развитию мотивации учения можно из литературы, данной в раздаточном материале.

1.Маркова А.К. и др. «Формирование мотивации учения»
2.Ильин Е.П. «Мотив и мотивация»
3.Матюхина М.В. «Мотивация учения младших школьников»
4.В.В.Давыдов «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении»
5.Савенков А.И. «Психологические основы исследовательского подхода к обучению»
6.А.И.Савенков «Психологические основы исследовательского подхода к обучению»
7.В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения»
8.Цукерман Г.А. «Оценка без отметки»
9.Цукерман Г.А «Виды общения»
Категория: Начальная школа | Добавил: НадеждаС (2015-01-26) | Автор: Смирнова Надежда Робертовна E
Просмотров: 1954 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 6:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru