Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения "Выскочка"
дата" "_________
Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»
Цели урока:
Познакомить детей с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка»
Развивать навыки чтения
Развивать воображение, внимание, память
Учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль произведения
Расширять читательский кругозор, развивать читательскую активность
Воспитывать любовь к природе, к Родине.
Ход урока:
1. Организационный момент
приветствие, психологический настрой
2. Постановка цели урока
рассказ М. Пришвина «Выскочка»
3. Вступительное слово учителя. Биография М. М. Пришвина
Родился М. Пришвин 23 января 1873 года в Елецком районе Орловской губернии в небогатой купеческой семье. В семье было семеро детей. Ранее детство будущего писателя прошло в фамильном имении Хрущёво – Левшино. Что такое прекрасное мальчик понял рано благодаря своей тётке Марии, которая была очень музыкальна и прекрасно образована.
Пришвин получил хорошее образование. Впоследствии он работал агрономом и сельским учителем, библиотекарем и учёным-природоведом, а так же военным журналистом во время первой мировой войны. Пришвин много путешествовал, охотился, фотографировал.Но главным делом его жизни стала литература. Хотя серьёзно писать он начал в 30 лет.
С юных лет Пришвин задумывался о смысле жизни. На многие вопросы он нашёл ответы в природе. Из под пера писателя выходят книги «Кладовая солнца» ) , «Кощеева цепь», «Корабельная чаша», «Желанная книга» и т. д. В его рассказах часто встречаются герои, которые любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в природу своей Родины: в её красоту, в леса, поля, реки, горы.
Сам Пришвин писал:
Итак, я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку человек даёт свой образ и смысл».
(запомните эти слова, они помогут нам определить главную мысль рассказа, который мы будем изучать сегодня).
Ребята, вы обратили внимание на фотографии Пришвина. Рядом с ним часто его четвероногие друзья – собаки. Может быть, в одной из них, после чтения рассказа вы узнаете главную героиню.
4. Предварительная работа перед чтением
Обратите внимание на заглавие рассказа. Кого называют в народе выскочкой?
Это тот человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял общественное положение не по заслугам. (из «Толкового словаря» Ожегова).
Прогноз. По названию произведения, иллюстрации и ключевым словам определите о чём будет рассказ?
5. Словарная работа.
Полено – кусок распиленного бревна для растопки
бдительность – постоянное настороженное внимание.
выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, которые живут вместе с матерью.
с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.
улучила – нашла подходящее время.
срам – стыд, позор.
6. Чтение рассказа. (сначала учитель, затем дети).
Беседа по выявлению первичного восприятия.
Оправдался ли ваш прогноз?
Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.
7. Анализ прочитанного.
Кого автор называет выскочкой и почему?
Кто является главными героями рассказа?
Охарактеризуйте охотничью собаку Вьюшку. (подтвердите текстом)
Как автор относиться к Вьюшке? (докажите примерами из текста)
Как сорока хотела отобрать косточку у собаки?
Почему ей это не удалось?
Как Выскочка лишилась хвоста?
Вам жалко её? Почему?
Кто виноват в несчастье Выскочки?
Что вы можете сказать о Выскочке?
Как, по-вашему, автор относится к Выскочке?
Почему эта история заканчивается именно так?
Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
(сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».)
Попробуйте самостоятельно сделать вывод.
Все ли пословицы подходят к прочитанному рассказу, найдите одну лишнюю.
Поспешишь – людей насмешишь.
Дружный табун и волков не боится.
Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Где тонко, там и рвётся.
Одна пчела не много мёду натаскает.
Один якал, якал, да и заплакал.
Какая пословица, по вашему мнению, наиболее подходит к рассказу?
8. Итог урока.
Чему учит нас этот рассказ?
Что нового вы узнали на уроке?
Это выдуманный сюжет или такое могло случиться в жизни, чему автор стал свидетелем?
9. Домашнее задание
- подробный пересказ рассказа или- рассказ о поведении любого животного, которое вы наблюдали сами
Категория: Начальная школа | Добавил: Poli4ka (2015-01-26) | Автор: Бурашова Полина Васильевна E
Просмотров: 1611 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru