Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения "Выскочка"
дата" "_________
Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»
Цели урока:
Познакомить детей с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка»
Развивать навыки чтения
Развивать воображение, внимание, память
Учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль произведения
Расширять читательский кругозор, развивать читательскую активность
Воспитывать любовь к природе, к Родине.
Ход урока:
1. Организационный момент
приветствие, психологический настрой
2. Постановка цели урока
рассказ М. Пришвина «Выскочка»
3. Вступительное слово учителя. Биография М. М. Пришвина
Родился М. Пришвин 23 января 1873 года в Елецком районе Орловской губернии в небогатой купеческой семье. В семье было семеро детей. Ранее детство будущего писателя прошло в фамильном имении Хрущёво – Левшино. Что такое прекрасное мальчик понял рано благодаря своей тётке Марии, которая была очень музыкальна и прекрасно образована.
Пришвин получил хорошее образование. Впоследствии он работал агрономом и сельским учителем, библиотекарем и учёным-природоведом, а так же военным журналистом во время первой мировой войны. Пришвин много путешествовал, охотился, фотографировал.Но главным делом его жизни стала литература. Хотя серьёзно писать он начал в 30 лет.
С юных лет Пришвин задумывался о смысле жизни. На многие вопросы он нашёл ответы в природе. Из под пера писателя выходят книги «Кладовая солнца» ) , «Кощеева цепь», «Корабельная чаша», «Желанная книга» и т. д. В его рассказах часто встречаются герои, которые любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в природу своей Родины: в её красоту, в леса, поля, реки, горы.
Сам Пришвин писал:
Итак, я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку человек даёт свой образ и смысл».
(запомните эти слова, они помогут нам определить главную мысль рассказа, который мы будем изучать сегодня).
Ребята, вы обратили внимание на фотографии Пришвина. Рядом с ним часто его четвероногие друзья – собаки. Может быть, в одной из них, после чтения рассказа вы узнаете главную героиню.
4. Предварительная работа перед чтением
Обратите внимание на заглавие рассказа. Кого называют в народе выскочкой?
Это тот человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял общественное положение не по заслугам. (из «Толкового словаря» Ожегова).
Прогноз. По названию произведения, иллюстрации и ключевым словам определите о чём будет рассказ?
5. Словарная работа.
Полено – кусок распиленного бревна для растопки
бдительность – постоянное настороженное внимание.
выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, которые живут вместе с матерью.
с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.
улучила – нашла подходящее время.
срам – стыд, позор.
6. Чтение рассказа. (сначала учитель, затем дети).
Беседа по выявлению первичного восприятия.
Оправдался ли ваш прогноз?
Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.
7. Анализ прочитанного.
Кого автор называет выскочкой и почему?
Кто является главными героями рассказа?
Охарактеризуйте охотничью собаку Вьюшку. (подтвердите текстом)
Как автор относиться к Вьюшке? (докажите примерами из текста)
Как сорока хотела отобрать косточку у собаки?
Почему ей это не удалось?
Как Выскочка лишилась хвоста?
Вам жалко её? Почему?
Кто виноват в несчастье Выскочки?
Что вы можете сказать о Выскочке?
Как, по-вашему, автор относится к Выскочке?
Почему эта история заканчивается именно так?
Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
(сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».)
Попробуйте самостоятельно сделать вывод.
Все ли пословицы подходят к прочитанному рассказу, найдите одну лишнюю.
Поспешишь – людей насмешишь.
Дружный табун и волков не боится.
Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Где тонко, там и рвётся.
Одна пчела не много мёду натаскает.
Один якал, якал, да и заплакал.
Какая пословица, по вашему мнению, наиболее подходит к рассказу?
8. Итог урока.
Чему учит нас этот рассказ?
Что нового вы узнали на уроке?
Это выдуманный сюжет или такое могло случиться в жизни, чему автор стал свидетелем?
9. Домашнее задание
- подробный пересказ рассказа или- рассказ о поведении любого животного, которое вы наблюдали сами
Категория: Начальная школа | Добавил: Poli4ka (2015-01-26) | Автор: Бурашова Полина Васильевна E
Просмотров: 928 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru