Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
дата" "_________ Тема: М. М. Пришвин «Выскочка» Цели урока: Познакомить детей с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка» Развивать навыки чтения Развивать воображение, внимание, память Учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль произведения Расширять читательский кругозор, развивать читательскую активность Воспитывать любовь к природе, к Родине. Ход урока: 1. Организационный момент приветствие, психологический настрой 2. Постановка цели урока рассказ М. Пришвина «Выскочка» 3. Вступительное слово учителя. Биография М. М. Пришвина Родился М. Пришвин 23 января 1873 года в Елецком районе Орловской губернии в небогатой купеческой семье. В семье было семеро детей. Ранее детство будущего писателя прошло в фамильном имении Хрущёво – Левшино. Что такое прекрасное мальчик понял рано благодаря своей тётке Марии, которая была очень музыкальна и прекрасно образована. Пришвин получил хорошее образование. Впоследствии он работал агрономом и сельским учителем, библиотекарем и учёным-природоведом, а так же военным журналистом во время первой мировой войны. Пришвин много путешествовал, охотился, фотографировал.Но главным делом его жизни стала литература. Хотя серьёзно писать он начал в 30 лет. С юных лет Пришвин задумывался о смысле жизни. На многие вопросы он нашёл ответы в природе. Из под пера писателя выходят книги «Кладовая солнца» ) , «Кощеева цепь», «Корабельная чаша», «Желанная книга» и т. д. В его рассказах часто встречаются герои, которые любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в природу своей Родины: в её красоту, в леса, поля, реки, горы. Сам Пришвин писал: Итак, я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку человек даёт свой образ и смысл». (запомните эти слова, они помогут нам определить главную мысль рассказа, который мы будем изучать сегодня). Ребята, вы обратили внимание на фотографии Пришвина. Рядом с ним часто его четвероногие друзья – собаки. Может быть, в одной из них, после чтения рассказа вы узнаете главную героиню. 4. Предварительная работа перед чтением Обратите внимание на заглавие рассказа. Кого называют в народе выскочкой? Это тот человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял общественное положение не по заслугам. (из «Толкового словаря» Ожегова). Прогноз. По названию произведения, иллюстрации и ключевым словам определите о чём будет рассказ? 5. Словарная работа. Полено – кусок распиленного бревна для растопки бдительность – постоянное настороженное внимание. выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, которые живут вместе с матерью. с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая. поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. улучила – нашла подходящее время. срам – стыд, позор. 6. Чтение рассказа. (сначала учитель, затем дети). Беседа по выявлению первичного восприятия. Оправдался ли ваш прогноз? Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного. 7. Анализ прочитанного. Кого автор называет выскочкой и почему? Кто является главными героями рассказа? Охарактеризуйте охотничью собаку Вьюшку. (подтвердите текстом) Как автор относиться к Вьюшке? (докажите примерами из текста) Как сорока хотела отобрать косточку у собаки? Почему ей это не удалось? Как Выскочка лишилась хвоста? Вам жалко её? Почему? Кто виноват в несчастье Выскочки? Что вы можете сказать о Выскочке? Как, по-вашему, автор относится к Выскочке? Почему эта история заканчивается именно так? Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? (сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».) Попробуйте самостоятельно сделать вывод. Все ли пословицы подходят к прочитанному рассказу, найдите одну лишнюю. Поспешишь – людей насмешишь. Дружный табун и волков не боится. Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём. И лес шумит дружней, когда деревьев много. Где тонко, там и рвётся. Одна пчела не много мёду натаскает. Один якал, якал, да и заплакал. Какая пословица, по вашему мнению, наиболее подходит к рассказу? 8. Итог урока. Чему учит нас этот рассказ? Что нового вы узнали на уроке? Это выдуманный сюжет или такое могло случиться в жизни, чему автор стал свидетелем? 9. Домашнее задание - подробный пересказ рассказа или- рассказ о поведении любого животного, которое вы наблюдали сами | |
Просмотров: 1611 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|