Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

История создания книги
История создания книги
Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
Цели:
— Формирование у детей любви к книге, потребность в чтении, воспитание культуры;
— Привлечение новых читателей в библиотеку;
— Повышение авторитета, имиджа библиотеки.

Оборудование:
Компьютер
Проектор
Экран
Презентация

Оформление:
Книжная выставка «Книги о книгах»

Ход мероприятия:

Библиотекарь:
Наш урок я хочу начать с цитаты философа Ф. Бекона: «Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
На прошлом занятии мы с вами говорили о пользе книги и чтения, и вы получили домашнее задание подготовить интересные стихи на эту тему.
(чтение стихотворений)

Библиотекарь:
Наш урок мы проведем как конкурс или соревнование, для этого мы разделимся на две команды, и каждая команда будет получать жетоны за победы в конкурсах. А в конце урока мы подведем общий итог и наградим победителей.
Книга во все времена считалась великим сокровищем. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах. А мудрость народная выражается, прежде всего, в пословицах. Ребята, давайте вспомним пословицы, посвященные книге, грамоте, учению!

Век живи, век учись.
Учиться никогда не поздно.
Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
Дом без книги – день без солнца.
Книга твой друг, без нее как без рук.
Чтение – вот лучшее учение.
Кто мало читает, тот мало знает.

(Жетоны вручаются за каждую пословицу)

Библиотекарь: Вы когда-нибудь, задумывались о том, как на свете появилась книга? Сегодня на уроке мы узнаем как видоизменялись материалы, из которых изготовлялась книга (камень, глина, папирус, береста, пергамент, бумага) и проследим эволюцию материальных форм книги (глиняная табличка, папирусный свиток, пергаменный блок, бумажная книга, электронная книга).

Древнетюркский мальчик: Археологи считают, что самое древнее на земле письмо – руническое. Древние тюрки писали свои руны на камнях. Древние каменные стелы с орхоно-енисейским руническим письмом и в ваши дни находят в Туве, Хакассии и Монголии, в Киргизии и Казахстане – в Таласской долине и в Семиречье. Представляете, сколько труда вкладывали мои предки, чтобы написать один рунический знак. А ведь стелы, найденные в устьях рек Орхон и Енисей, сплошь исписанные руническим письмом, в высоту составляют около 3,5 м, а в ширину – 1,5 м.

(Конкурс «Камушки». На камушках написаны слова «кітап» и «мектеп». Участники должны составить из перемешанных камушек слова.

Ассирийская девочка: В моей стране Ассирии, в 7 веке до вашей эры, книги были глиняные, каждая страница была изготовлена из глины. На глиняной плитке, еще сырой, писали трехгранной палочкой строчки письма, это письмо называется клинописью. Затем сырую глиняную плитку обжигали в печи как глиняный горшок. У великого царя Ашурбанипала была огромная библиотека из 30 тысяч книг и занимала множество комнат в его огромном дворце. Каждая книга состояла из десятков или сотен глиняных плиток и занимала целый ящик. Но в 612 году до вашей эры войска вавилонян и мидян разрушили прекрасный дворец великого царя Ашурбанипала. В нем погибла и его прекрасная библиотека. А до ваших времен дошли лишь обломки глиняных книг.

(Конкурс «Глиняные книги». Плитки из пластилина, заостренная палочка, иллюстрация – 2 шт. Участники из двух команд рисуют палочками заданный рисунок).

Египетская девочка: а в моей стране – Древнем Египте книги делали из папируса - это такой тростник, который растет по берегам Великого Нила. Из сердцевины тростника делали материал похожий на вашу бумагу, только толще и мягче. На листах папируса писали иероглифами. Листы папируса склеивали между собой. Так что папирусные книги - это длинные-предлинные свитки, около ста шагов каждый. Эти свитки скручивали в трубочку и прятали в футляр.

(Конкурс «Свитки» Лента на палочке – 2 шт. Участники от каждой команды на скорость закручивают ленту на палочку).

Пергамская девочка: В моей стране Пергаме у самого богатого в мире царя Пергама были несметные стада скота, именно у нас появились книги, похожие на те, которые вы привыкли видеть. Материал для страниц книги пергамент изготавливали из шкур животных. Овечью или телячью шкуру опускали на 10 дней в раствор извести, потом доставали, промывали и натягивали на деревянную раму, скоблили и сушили, для самых дорогих книг шкуры еще и отбеливали – втирали в них мел. Большой лист пергамента сгибали вчетверо, получался «тетрадион», что значит «лист, сложенный вчетверо». Вот откуда пошло название ваших школьных тетрадок. Несколько тетрадионов сшивали вместе, делали обложки из деревянных крышек. Часто крышки украшали бархатом и драгоценными камнями.

(Конкурс «Тетрадион». Участники команд складывают листы вчетверо, затем все листы складывают в одну книгу и нумеруют страницы).

Русский мальчик: Мои предки славяне писали на березовой коре – бересте. Буквы на берестяных грамотах процарапывались острым железным или костяным стержнем. Береста очень похожа на бумагу. Да и бумага, как вы знаете, делается из древесины. На Руси береста была очень популярным материалом. На ней не только писали. Из нее делали домашнюю утварь, посуду и мебель, и даже одежду и обувь. Знаете, что такое лапти? Так вот их плели тоже из бересты. Способов плетения бересты очень много. Самый простой- крест –накрест.

(Конкурс «Плетение из бересты». Полоски цветной бумаги. Участники от каждой команды плетут из полос бумаги четырехугольник).

Китайская девочка: Мой земляк Цай Лунь придумал новый материал для письма – бумагу, которой вы все до сих пор пользуетесь. И тем прославил нашу страну – Китай. Мы долго держали в секрете технологию изготовления бумаги. В Европе наша бумага появилась много столетий спустя. А писали у нас по бумаге тушью с помощью тонких заостренных палочек.
Ведущая: В странах Европы на бумаге долгие годы писали гусиными перьями. Это самый доступный материал для пишущих принадлежностей.

(Конкурс «Писцы». Гусиные перья – 2 шт. Краски, листы бумаги. Участники команд пишут слово «книга»).

Библиотекарь: Бумажные книги еще очень долго оставались большой редкостью, потому что были рукописными и требовали больших временных затрат,

Немецкий мальчик: пока 3 февраля 1468 года в немецком городе Майнце Иоганном Гуттенбергом не был изобретен печатный станок

Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука
И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку
Он нанизывал строчку на строчку
Перепишет всего пару книг
И, глядишь, уже дряхлый старик.

И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, и ныне
Доверили книгу великой машине.

Библиотекарь: В правление царя Ивана Грозного 15 апреля 1563 Иван Федоров и его подмастерье Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой – «Деяния и послания святых Апостолов». Она была духовного содержания. Работа длилась около года.
1 марта 1564 года Первой русской типографией в Москве была выпущена в свет первая российская многотиражная печатная книга.
В Казахстане же печатные книги на бумаге появились значительно позже. Это был 19 век. Первую книгу издали в 1879 году. Это была «Киргизская хрестоматия». Её автор – Ибрай Алтынсарин. Типографий в Казахстане еще не было, и книги печатались в городах Казань, Оренбург, Ташкент.
Первые типографии в Казахстане открылись уже в начале 20 века в городах Уральск, Семипалатинск, Верный (Алматы).
В это же время стали создаваться первые библиотеки в городах Уральск, Актюбинск, Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск.

Конкурс «Оттиски» (Мыло – 2 бруска, нож канцелярский- 2, краски (тушь), листы бумаги. Участники команд вырезают на бруске мыла буквицу (красивую заглавную букву)
Библиотекарь: Современные книги очень разные и интересные, среди них есть звуковые, объемные (3D), ни кого уже не удивят электронные учебники и книги.
Какими же будут книги через 100 и более лет? Включаем фантазию!

(самостоятельная работа Мини-сочинение-фантазия «Какой я вижу книгу будущего»)
Библиотекарь: Предлагаю вам небольшое домашнее задание: закончить мини сочинение-фантазия «Какой я вижу книгу будущего»
Наш библиотечный урок подходит к концу, надеюсь, вам было интересно? и вы узнали для себя много нового. И сейчас мы проверим вашу память с помощью викторины.
Вопросы викторины:
1. Как называются письменные знаки древнетюркского письма? (Руны)
2. Назовите памятник орхоно-енисейского рунического письма. (Кюль-Тегин)
3. Как называлась палочка с помощью которой писали на сырых глиняных дощечках? (Стилос)
4. Как называются знаки древнеегипетского письма? (Иероглифы)
5. Объясните значение слова «Тетрадион». (Лист сложенный вчетверо)
6. Как в Древней Руси применяли бересту? (в качестве писчего материала, а так же для изготовления одежды, обуви, посуды и мебели)
7. Чем писали по бумаге в Древнем Китае? (Тушью и кисточкой)
8. Кто сжег древнюю Отырарскую библиотеку? (Воины Чингиз-хана)
9. В какой стране был изобретен первый печатный станок? (В Германии)
10. Назовите автора «Киргизской хрестоматии», изданной в 1879 году. (Ибрай Алтынсарин)
(Подведение итогов конкурсов и награждение победителей).
(Обзор литературы по книжной выставке «Книги о книгах»)
Библиотекарь: Поздравляем команду, победившую в конкурсах! Ждем вас как всегда в нашей школьной библиотеке.

Составитель: Абрамова И.Ю.
Категория: Начальная школа | Добавил: Ikaiks (2015-01-27) | Автор: Абрамова Ирина Юрьевна E
Просмотров: 1946 | Комментарии: 3 | Теги: привлечение к чтению, реклама книги и библиотеки | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 2:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru