Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

: Частица не с глаголами. Обобщение по теме «Глагол»
Русский язык - 3 класс
Подготовила: учитель начальных классо
ОШ имени С.Т.Ельгизекова
Бухаржырауский район
Карагандинской области
Трусова Галина Федосьевна

Тема урока: Частица не с глаголами. Обобщение по теме «Глагол»
Цель урока:
- закрепить знания о глаголе, как части речи, написание частицы не с глаголами.
- развивать устную и письменную речь.
- воспитание любви к русскому языку с помощью пословиц, стихотворений.
Тип урока: обобщение, урок – путешествие в сказку.
Оборудование: 1. Словарь Даля, 2. Карточки для работы, 3. Плакаты «Король Глагол», «Частица Не».
Ход урока:
I. Оргмомент: Добрый день, дети! Пусть этот ясный день несет нам сегодня радость общения и наполнит сердце добрыми чувствами.
II. Сообщение темы и цели урока. Сегодня у нас важный урок. Мы закончили изучать раздел о глаголе сейчас нам предстоит обобщить полученные знания и поупражняться в написании частицы не с глаголами.
III. Каллиграфическая минутка: время
- на доске написаны слова. Что это такое? Как вы это понимаете? (дни, часы, времена года). Работа со словарем Даля.
В словаре ДАЛЯ сказано:
«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Работа по развитию речи
- прочитайте эти выражения:
Время летит.
Время разум дает.
Всякой вещи время.
Делу время, а потехе час.
- Как вы понимаете эти выражения.
- Придумайте ситуацию, когда можно использовать: например последнее выражения.
- Записать выражение в тетрадь
- найдите глаголы.
IV. Обобщение знаний о глаголе
Делу время, потехе час.
Прочитайте мой рассказ.
(У каждого ученика карточка с текстом)
Рыженький котёнок сидеть на окошке,
И увидеть он знакомую кошку
Он ей песню спеть
А потом поесть
Вот теперь сидеть
На неё глядеть
Кисонька мурлыкать
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек на улицу гулять,
Курочек соседских попугать
Будет вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.

- Что вы заметили?
- Что нужно заменить, какие слова?
- К какой части речи они относятся?
- А что такое глагол?
- А что вы знаете о глаголе?
- На какие три группы можно разделить глаголы (н., п., б. времени)
(выписать глаголы в тетрадь по столбикам)
V. Организация восприятие и осмысление новой информации и освоения знаний.
А теперь послушайте сказку.
Жила была частица НЕ.
Гордую и упрямую НЕ полюбил Глагол.
Трудной и печальной была эта любовь.
Он говорит «Люблю», а она ему… (не люблю)
Он признаётся «Верю»
А она ему «Не верю»
И вот однажды частица НЕ совсем заупрямилась.
Она забралась на стул. А что была дальше вы сейчас узнаете.
Чтение стихотворение по ролям: (У каждого ученика карточка со стихотворениями)

Глагол – Слезь со стула! Глагол – Найдёшь?
Частица НЕ – не хочу Частица НЕ – нет не найду
Глагол – Упадёшь! Глагол – Слезаешь?
Частица НЕ – не упаду Частица НЕ – нет не слезу
Глагол – Отойди! Глагол – Решаешь?
Частица НЕ – не отойду Частица НЕ – не решу!
Глагол – Приедешь? Глагол – Мечтаешь?
Частица НЕ – не приеду Частица НЕ – не мечтаю!
Глагол – Придёшь? Глагол – Молчишь?
Частица НЕ – нет, не приду Частица НЕ – нет, не молчу!
Глагол – Услышишь? Глагол – конфетку, может, хочешь?
Частица НЕ – не услышу Частица НЕ – нет! Да, хочу, хочу!

- На ваших листочках нет частицы НЕ. Вам нужно её вписать.
- Но как нам быть?
- Мы помним, частица Не пишется отдельно от глагола.
- Вот поэтому у глагола с частицей такая странная любовь (Дети вписывают частицу у себя)
VI. Упражнения в написании частицы НЕ.
1. Вспомним пословицу, у которых есть частица НЕ. (Вписывают из каждой пословицы глаголы с частицей НЕ).
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
-Под лежачий камень вода не течёт.
(как вы это понимаете)
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Я тоже вам приготовила пословицы: (НЕ) стыдно (НЕ) знать, стыдно (НЕ) учиться. Кто (не стыдится) спрашивать, узнает много.
- Что вы заметили? О чём эти пословицы.
- Итак, что вы узнали о частице НЕ?
3. – Давайте расскажу, что в сказке было дальше.
- Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко. И писалась от него отдельно однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Частица НЕ и говорит ему, «я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком! «Негодую!» Ненавижу! И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
- Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и Частицы НЕ жить друг без друга не могут!
На доске: Негодую! Ненавижу!
- Как вы думаете, почему в этих словах НЕ написано слитно (потому что без НЕ эти слова не существуют НЕ – это не частица, а корень)
- Как у существительных невежа, неряха.
- Итак, что мы должны запомнить?
VII. Обобщение знаний о написании частицы НЕ.
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.
Учитель: Спиши, но не спеши!
Без ошибок напиши.
VIII. Рефлексия урока.
Понравился ли вам урок?
С какой частью речи мы сегодня работали?
На какие вопросы отвечали.
Что они обозначают.
Каким членам предложение являются.
Прочитать стихотворения В.Воскобойникова стр. 172 «Я учу глаголы»
Я надеюсь, что вы ребята, так будете учить глаголы, чтобы соседи от вас не пострадали.
IX. Домашнее задание
Стр. 205, упр. 654
Категория: Начальная школа | Добавил: Галина9564 (2015-01-29) E
Просмотров: 1053 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru