Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

: Частица не с глаголами. Обобщение по теме «Глагол»
Русский язык - 3 класс
Подготовила: учитель начальных классо
ОШ имени С.Т.Ельгизекова
Бухаржырауский район
Карагандинской области
Трусова Галина Федосьевна

Тема урока: Частица не с глаголами. Обобщение по теме «Глагол»
Цель урока:
- закрепить знания о глаголе, как части речи, написание частицы не с глаголами.
- развивать устную и письменную речь.
- воспитание любви к русскому языку с помощью пословиц, стихотворений.
Тип урока: обобщение, урок – путешествие в сказку.
Оборудование: 1. Словарь Даля, 2. Карточки для работы, 3. Плакаты «Король Глагол», «Частица Не».
Ход урока:
I. Оргмомент: Добрый день, дети! Пусть этот ясный день несет нам сегодня радость общения и наполнит сердце добрыми чувствами.
II. Сообщение темы и цели урока. Сегодня у нас важный урок. Мы закончили изучать раздел о глаголе сейчас нам предстоит обобщить полученные знания и поупражняться в написании частицы не с глаголами.
III. Каллиграфическая минутка: время
- на доске написаны слова. Что это такое? Как вы это понимаете? (дни, часы, времена года). Работа со словарем Даля.
В словаре ДАЛЯ сказано:
«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Работа по развитию речи
- прочитайте эти выражения:
Время летит.
Время разум дает.
Всякой вещи время.
Делу время, а потехе час.
- Как вы понимаете эти выражения.
- Придумайте ситуацию, когда можно использовать: например последнее выражения.
- Записать выражение в тетрадь
- найдите глаголы.
IV. Обобщение знаний о глаголе
Делу время, потехе час.
Прочитайте мой рассказ.
(У каждого ученика карточка с текстом)
Рыженький котёнок сидеть на окошке,
И увидеть он знакомую кошку
Он ей песню спеть
А потом поесть
Вот теперь сидеть
На неё глядеть
Кисонька мурлыкать
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек на улицу гулять,
Курочек соседских попугать
Будет вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.

- Что вы заметили?
- Что нужно заменить, какие слова?
- К какой части речи они относятся?
- А что такое глагол?
- А что вы знаете о глаголе?
- На какие три группы можно разделить глаголы (н., п., б. времени)
(выписать глаголы в тетрадь по столбикам)
V. Организация восприятие и осмысление новой информации и освоения знаний.
А теперь послушайте сказку.
Жила была частица НЕ.
Гордую и упрямую НЕ полюбил Глагол.
Трудной и печальной была эта любовь.
Он говорит «Люблю», а она ему… (не люблю)
Он признаётся «Верю»
А она ему «Не верю»
И вот однажды частица НЕ совсем заупрямилась.
Она забралась на стул. А что была дальше вы сейчас узнаете.
Чтение стихотворение по ролям: (У каждого ученика карточка со стихотворениями)

Глагол – Слезь со стула! Глагол – Найдёшь?
Частица НЕ – не хочу Частица НЕ – нет не найду
Глагол – Упадёшь! Глагол – Слезаешь?
Частица НЕ – не упаду Частица НЕ – нет не слезу
Глагол – Отойди! Глагол – Решаешь?
Частица НЕ – не отойду Частица НЕ – не решу!
Глагол – Приедешь? Глагол – Мечтаешь?
Частица НЕ – не приеду Частица НЕ – не мечтаю!
Глагол – Придёшь? Глагол – Молчишь?
Частица НЕ – нет, не приду Частица НЕ – нет, не молчу!
Глагол – Услышишь? Глагол – конфетку, может, хочешь?
Частица НЕ – не услышу Частица НЕ – нет! Да, хочу, хочу!

- На ваших листочках нет частицы НЕ. Вам нужно её вписать.
- Но как нам быть?
- Мы помним, частица Не пишется отдельно от глагола.
- Вот поэтому у глагола с частицей такая странная любовь (Дети вписывают частицу у себя)
VI. Упражнения в написании частицы НЕ.
1. Вспомним пословицу, у которых есть частица НЕ. (Вписывают из каждой пословицы глаголы с частицей НЕ).
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
-Под лежачий камень вода не течёт.
(как вы это понимаете)
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Я тоже вам приготовила пословицы: (НЕ) стыдно (НЕ) знать, стыдно (НЕ) учиться. Кто (не стыдится) спрашивать, узнает много.
- Что вы заметили? О чём эти пословицы.
- Итак, что вы узнали о частице НЕ?
3. – Давайте расскажу, что в сказке было дальше.
- Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко. И писалась от него отдельно однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Частица НЕ и говорит ему, «я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком! «Негодую!» Ненавижу! И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
- Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и Частицы НЕ жить друг без друга не могут!
На доске: Негодую! Ненавижу!
- Как вы думаете, почему в этих словах НЕ написано слитно (потому что без НЕ эти слова не существуют НЕ – это не частица, а корень)
- Как у существительных невежа, неряха.
- Итак, что мы должны запомнить?
VII. Обобщение знаний о написании частицы НЕ.
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.
Учитель: Спиши, но не спеши!
Без ошибок напиши.
VIII. Рефлексия урока.
Понравился ли вам урок?
С какой частью речи мы сегодня работали?
На какие вопросы отвечали.
Что они обозначают.
Каким членам предложение являются.
Прочитать стихотворения В.Воскобойникова стр. 172 «Я учу глаголы»
Я надеюсь, что вы ребята, так будете учить глаголы, чтобы соседи от вас не пострадали.
IX. Домашнее задание
Стр. 205, упр. 654
Категория: Начальная школа | Добавил: Галина9564 (2015-01-29) E
Просмотров: 417 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru