Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Дата: 3.12.14г Предмет: Литература Класс: 2 «Б» Тема: И.С. Никитин. "Встреча зимы” Цели урока: • познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»; • учить понимать настроение, мысли поэта; • формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы. Оборудование: учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись, музыкальный отрывок «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, конверты с заданиями, лист формата А3, цветные карандаши, компьютер, презентация Power Point , мультимедийные средства. ХОД УРОКА I. Организационный момент С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая их, мы словно открываем книгу природы. Позитивный настрой Звучит музыкальный отрывок «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского Путешествие в зимний лес Сядьте удобно. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьтесь. Мы отправляемся на прогулку в зимний лес. Представьте, вы медленно идёте по сказочно красивому зимнему лесу. Остановитесь на мгновение и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть зимней природы. Вся земля покрыта белым пушистым снегом. Ходит Зима вместе с нами по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. Живёт зимний лес. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показать. Раздвинуло солнышко сизую тучку, глядит на зимний лес. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина! Пора возвращаться. Медленно идём назад. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь в школу, в класс и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя, красоты зимней природы. Откройте глаза и улыбнитесь. 2. Актуализация темы. Постановка задач урока. Слайд 1 Сегодня у нас необычный урок литературы. Вы уже, наверное, догадались, мы будем говорить о зиме. Во все времена писатели и поэты, музыканты и художники, фотографы в своих произведениях старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство. Величава Зима – Называть её хочется Не по имени просто, А по имени – отчеству. Ой, Зима, ты – Морозовна! Ой, Зима, ты – Метельевна! Утром кажется розовым Снег под синими елями. Ветер в ветках берёзовых Сыплет хлопья на головы, Ой, Зима, ты – Морозовна! Ой, Зима, ты – Метельевна! «Зима» (К. Ибряев) - Как по-другому, красиво называли поэты и писатели это чудесное время года? Слайд 2. Зимушка - зима. Матушка - зима. Гостья - зима. Волшебница - зима. Чародейка – зима. Подготовленные дети читают стихи о зиме Вы прослушали строки, которые дали глубже понять и увидеть красоту зимней природы. А сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму II. Работа над темой урока 1. Введение в тему Работа с учебником • Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».) • Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.) • Ребята, а кто из вас любит это время года? • Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.) 2. Чтение стихотворения учителем (После чтения учитель выдерживает паузу.) Встреча зимы Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над, землёю туман Облаками вставал. Веял холод в лицо От угрюмых небес, И, Бог знает о чём, Плакал сумрачный лес. В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём. На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под чёрных кудрей, Словно рад он чему, — И на ветках берёз, Как алмазы, горят Капли сдержанных слёз. Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, — Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! Искони уж таков Православный народ: Летом, смотришь, жара — В полушубке идёт; Жгучий холод пахнул — Всё равно для него: По колени в снегу, Говорит: «Ничего!» В чистом поле метель И крутит, и мутит, — Наш степной мужичок Едет в санках, кряхтит: «Ну, соколики, ну! Выносите, дружки!» Сам сидит и поёт: «Не белы-то снежки!..» Да и нам ли подчас Смерть не встретить шутя, Если к бурям у нас Привыкает дитя? Когда мать в колыбель На ночь сына кладёт, Под окном для него Песни вьюга поёт. И разгул непогод С ранних лет ему люб, И растёт богатырь, Что под бурями дуб. Рассыпай же, зима, До весны золотой Серебро по полям Нашей Руси святой! И случится ли, к нам Гость незваный придёт И за наше добро С нами спор заведёт — Уж прими ты его На сторонке чужой, Хмельный пир приготовь, Гостю песню пропой; Для постели ему Белый пух припаси И метелью засыпь Его след на Руси! 3. Первичное понимание текста – Понравилось вам стихотворение? – Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе...) 4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением 5. Выборочное чтение – Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.) – Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.) – Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.) – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.) – Ребята, любил ли поэт зиму? (Да, он её любил.) – А как он относился к людям, к простому человеку? (Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.) 6. Выразительное чтение в классе – Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу. - Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть III. Входит «Зима», читает стихотворение о зиме и загадывает загадки. Проводит с ребятами физминутку «Сдуй снежинку» Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей. IV Составление литературной газеты. Создание продукта проектной деятельности Задание №1 Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу. Варианты названия странички: 1. Гостья- зима. 2. Волшебница- зима. 3. Матушка – зима . 4. Чародейка-зима. Задание №2. Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму. Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки. А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Подумайте и запишите их на заготовке и приклейте заготовку на страницу, по вашему усмотрению. Задание №3. Ребята, откройте конверт под номером 3, там вы найдете четверостишие о зиме. Ваша задача собрать строчки в правильной последовательности и наклеить на вашу литературную газету. 1) Снег, снег кружится Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок! 2) Много у зимы забот: Выпустить поземки, вьюги, Замести везде пути, Ни проехать, ни пройти! 3) Пришла волшебница зима, Ковер с собою принесла И растелила по земле Как-будто по избе. Задание №4 Ребята, откройте конверт №4. Там вы найдете пословицы на 3 языках. Ваша задача прочитать их и объяснить их смысл. Жыл желтоқсанды аяқтайды – Қысты бастайды (В декабре зима начинается, год заканчивается) . Что летом родится, то зимой пригодится That summer is born, then winter will come in handy. Береги нос в большой мороз Задание №5. Красота зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Показ слайдов №3 Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И.Левитана, На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский. Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой. Ребята украшают рисунками свои страницы. . Презентация продукта. Представление (защита) работ Ребята, у нас в гостях зимние месяцы. Они расскажут стихотворения о себе. Гостья-Зима дарит нам песню о зиме «У леса на опушке» Мультфильм «Первый снег» V. Итог урока Рефлексия Если вам понравился урок, запустите вверх голубую снежинку, а если нет - белую. Выставление оценок Домашнее задание выучить стихотворение наизусть | |
Просмотров: 2361 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|