Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема: «Согласный звук [щ]. Буквы Щщ. » Цель: • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой. Задачи: • Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и предметным картинкам; • Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях; • Развитие внимания, памяти, воображения. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова; • Воспитание аккуратности. Билингвальный компонент:щенок-кшік, щука-шортан. Оборудование:картина: щуки, Емели;удочка, рыбки с словами на брюшке, касса букв и звуков, картины: лещ, ящик, плащ, роща, овощи, щетка;зубная щетка, щетка для одежды, щетка для обуви. ХОД ОУД: I. Организационный момент. Утренний круг. II. Сообщение темы урока Отгадайте загадку. Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец? – Знаком ли вам этот сказочный герой? – Из какой он сказки? – Вспомните, кого выловил Емеля в проруби? Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? – Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А]. – С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]) . – Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ». III. Объяснение нового материала 1. Выделение нового звука На доске картинка щуки. – Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук. – Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику: а) как произносим звук, протяжно или отрывисто; б) как располагаются видимые органы речи, как проходит воздух; в) что слышите при произношении: шум или шум с голосом; г) какой звук слышите после [щ] с слове щука? Но как произносим [щ]? – Дайте короткую характеристику звука. – Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий круги) . – Составим схему на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. – Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы. 1-ый звук согласный Л 2 –ой звук гласный 3 -тим добавим новый звук. – Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща) -Правильно «лещ» – Составим схему слова лещ на доске. – Найдите место нового звука в схеме и поставьте под условным обозначением звука точку. – Каким условным знаком обозначили [щ] в слове щука? А в слове лещ? – Как произносится этот звук в начале и в конце слов? (Мягко) . – Дайте уточненную характеристику [щ]. (Звук [щ] – согласный, звонкий, всегда мягкий) . 2. Игра: «Рыбалка» – Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку. – Что вы делаете, когда клюет рыба? – Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку Дети читают слова на брюшке у рыбок. – Посчитайте, сколько слов вы выудили. – А какие еще слова вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова) . – Какой еще шипящий звук встретился в словах? – Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику. Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит, А [щ] прерваться спешит. Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть, А [щ] спешит улизнуть. 3. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой – Какой буквой обозначим звук [щ]? – Как называется эта буква? (ща) . – На что похожа эта буква? (Собственные высказывания детей). Воспитатель вывешивает буквы Щщ на доску. – Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ) . Хватать, глотать умеют щуки, Другой не нужно им науки. – Что вам напоминает этот рисунок? – Сравним с печатной буквой Щ? – Из каких элементов состоит печатная буква Щ? Из четырех элементов. Воспитатель показывает печатные буквы на доске.Дети в воздухе. 4. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов На доске карточки с буквами ш и щ. – На какую букву похожа Щ? Чем отличаются? Ш и Щ – родные сестры, Но у Щ есть хвостик острый. - Ребята, давайте выучим скороговорку. Я по камушкам пошел, Шубу шелкову нашел. - Произнесем ее медленно. - Быстро. -Тихо. - Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно? - Какой звук встречается чаще других? - Какой он? Почему? - Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой? - Твердый или мягкий? - Есть ли у него мягкий братик? - Правильно, звук “ш” всегда твердый! - Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем? Вьется веревка На конце головка. (змея) - Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ” - Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”. -Дети, мы уже знаем, чтозвук “щ” на письме обозначается буквой Ща. - Посмотрите на нее. На что она похожа? На расческу Щ похожа, Три зубца всего? И что же? Щ играющий щенок. Кверху лапками он лег! Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. -Дети, чем мы чистим зубы? -А еще какие щетки бывают? (Воспитатель вывешивае картины :зубную щетку, щетку для одежды и для обуви) 5. Физминутка: «Рыбки» Рыбки плавают в воде, В чистой, тепленькой воде. То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке. 6. Воспроизведение чистоговорок: - Произнесем чистоговорки: Ща – ща – ща – Шура ходит без плаща. Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ. Щи – щи – щи – щавеля мне поищи. Щу – щу – щу – я щенка ищу. Щи – щи – щи – где же он пищит? 7. Игра : «Слоговый аукцион»(Придумайте больше слов со слогами.) Ща – Ще – Щу – 8. Работа в тетради. Работа над звуковым составом слова: - На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной. Ящик, плащ, щука, лещ, щетка, овощи, роща, клещ. Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. Проверим! Соедини со схемой. - Составим схему к слову “щука” - Сколько слогов? Почему? - Какой слог ударный? Какой он по счету? - Назовите безударный слог? Какой он по счету? - Произнесите первый слог. - Выделяем первый звук первого слога? Характеристика. - Какой второй звук первого слога? Характеристика. - Произнесите второй слог. - Выделяем первый звук второго слога. Характеристика. - Выделяем последний звук. Характеристика. (Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке) - Произнесем еще раз слова. - К какому слову подходит эта схема? (щипцы и клещи) .(На доске звуковые схемы слов) 9. Физминутка «Ветер дует». 10. Работа над рассказом: - Послушаем рассказ. - Запомните слова со звуком “щ”. Катин щенок. Жила – была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из – под стола щетку и стал с ней играть. - Кого подарили Кате? - Куда посадила Катя щенка? - Где уснул щенок? - Что сделал щенок, когда проснулся? - Какие слова со звуком “щ” вы услышали? - Перескажем рассказ по цепочке. 11. Работа в азбуке тетради. Помоги Щенку запустить шары. Найди шар с правильным изображением буквы Щ. 12. Игра “Разноцветный сундучок ”. - Поиграем в игру, которая называется “ Разноцветный сундучок ”. Цель:учить детей описывать предметы. Материал:шкатулка, щетки:зубная, для обуви, для одежды. Ход. Воспитатель: Я предметы положила, В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ваня, загляни-ка, Вынь предметик, назови. Дети вынимают и описывают предмет. 13. Прочитай слоги по звуковой (зеленой) ленте. 14. Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 15. Превращения слов. К+ЛЕЩИ=? 16. Печатание букв в тетради. Воспитатель показывает повторно на доске, а дети в воздухе. Далее печатают в тетради. III Итог: - С каким звуком сегодня познакомились? - Поиграем в игру. Хлопните, если услышите звук “щ”: Каша, пища, пищать, печать, гуща, куча, трещать,, щепка, встречать, укачать, угощать. | |
Просмотров: 1007 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|