Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Материал к урокам развития речи.
Сочинение-миниатюра «Весеннее утро»
Теплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, льется веселая песня, зеленая дымка, чувствуешь дыхание весны.

Сочинение-миниатюра «Гроза в мае»
Чудесный майский денек, на голубом небе, веселые раскаты грома, стук первых дождевых капель, сверкают, переливаются листочки, свежая зелень, радуга в небе.

Сочинение-миниатюра «Весенний сев»
Горячая пора, день год кормит, оживают колхозные поля, гудят машины, полевые работы, упорно трудятся, забота о будущем урожае.

Сочинение-миниатюра «Ручей»
Теплые лучи весеннего солнца, растопили снега, открылись первые проталины, струйки воды, шумит, набирает силу, бежит по тропке, вестник весны.

Редактирование текста «Лиса»
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Редактирование текста «Елка»
Я увидел елку. Елка росла в тени, и оттого сучья у елки были опущены вниз. Теперь после рубки леса елка оказалась на свету. Каждый сук елки стал расти кверху. Под елкой был шалашик.

Редактирование текста «Проказы старухи-зимы»
Обидно стало зиме, что даже маленькие ребятишки зимы не боятся. Щипнет зима со злости одного мальчишку за ухо, другого за нос. Малыш схватит ком снега и давай тереть ухо или нос. У малыша лицо разгорается.

Редактирование текста «Сказка про одуванчики».
Составить предложение, выбрав подходящий по смыслу глагол.
(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по синему небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Редактирование текста «Встреча на дороге».
Составить предложение, выбрав подходящий по смыслу глагол.
С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал, выскочил) лисенок. Шофер остановил машину. Лисенок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) ее. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что за зверь такой.
Мы (позвали, поманили) лисенка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошел) к машине. Зверек был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в черных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисенок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверек (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!

Отредактируй. Вставь в сочинение предложения или слова-связки.
Летом я жил на даче. У наших соседей были куры. Я наблюдал за одной наседкой. Она долго сидела на яйцах. Цыплята были похожи на маленькие пищащие комочки. Курица заботилась о своих детках. Она не отпускала их далеко от себя. Курица широко расставляла крылья, и цыплята прятались под ними. Тогда струи дождя не попадали на малышей.

Спиши текст, обозначая начало и конец предложения.
Наступила осень в зеленой листве деревьев появились желтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики.

Прочитай текст. Все ли понятно в тексте? В каких предложениях надо заменить слова? Отредактируй текст.
Коля и Саша нашли в кустах гнездо. В гнезде были птенцы. Они хотели их взять. Вдруг налетели вороны. Они стали их клевать. Они убежали. Не надо разорять птичьи гнезда!

Отредактируй. Вставь в сочинение предложения или слова-связки.
Дети вышли рано утром из дому и отправились в лес за грибами. Тропинка петляла среди высоких деревьев. На их ветвях радостно пели проснувшиеся птицы.
Маша срезала подберезовик и положила в лукошко. Она еще никогда не находила такого большого гриба!
На ужин вся семья ела картошку с вкуснейшими жареными грибами.

Дописать начало рассказа «Помощь»
…………………………………………………………………………………………….
Весенний разлив затопил подъезд к конюшне. Старый конюх был в тревоге. Чем кормить жеребят? Стога сена были на дальнем лугу.
Но что за чудо? Конюх не поверил своим глазам. По талой воде плыл маленький стожок сена. Вот ткнулись в берег две шлюпки. Это школьники пришли на помощь.

Дописать начало и конец рассказа «Гостья»
…………………………………………………………………………………………….
Ребята решили для белочки сделать столик. Они клали на него корочки хлебца, сухие грибки, орешки. Иногда все это они зарывали в глубоком снегу. У белочки хорошее чутье. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное.
............................................................................................................................................
Дописать конец рассказа «Аист прилетел»
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали своими большими крыльями. Самый сильный аист подлетел к старому дереву. На верхушке его чернели остатки гнезда. На другой день аист стал чинить его.
…………………………………………………………………………………………….

Дописать конец рассказа «Косули»
В тени деревьев показался силуэт быстрого осторожного зверя. Это была косуля. Она тихо продвигалась по лесу. Ни одна веточка не хрустнула под ее легким копытцем.
Вот косуля замерла на месте, повела ушами и скрылась в лесной чаще. Кто напугал ее?
…………………………………………………………………………………………….

Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его.
1. Он разгр…бал ла…ками мурав…иную кучу.
2. Так дро… освоб…ждался от насекомых-паразитов.
3. По муравейн…ку прыгал дрозд.
4. Муравьи быстро «вычесывают» все, что ск…пилось под крыльями, и опрыскивают тело к…слотой.
5. Птица выт…нула в стор…ны крылья и пос…дела минут дес…ть.
6. Такие муравьиные ванны принимают многие лесн… птиц… .
(По В. Пескову)

Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его.
1. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их затушить.
2. Часто лесные пожары возникают по вине людей.
3. Берегите лес от пожара!
4. Искры от непогашенных костров вызывают новые пожары.
5. От пожара гибнут растения, звери и птицы.
6. Долгие годы растет на пожарище новый лес.

Восстанови текст «Играющие собаки»
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватать зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой угрюмой собаке.
Видишь ли, – сказал Володе отец. – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
(К. Ушинский)

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Растопила, снежные, весна, сугробы.
2. Листвой, деревья, помолодевшие, украсились.
3. Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились.
4. С, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели.
5. Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Машу, привел, дедушка Мороз, домой.
2. Сделан, у, дом, Мороза Ивановича, льда, из.
3. Стенам, снежные, по, блестели, звездочки.
4. Постели, лежал, на, снег, пушистый.
5. Снежной, под, периной, травка, была.
(По В. Одоевскому)

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Мокрый, падал, неба, снежок, с.
2. И, снеговика, выбежали двор, стали, ребята, во, лепить.
3. Слепил, Коля, и, на, с, в, ведром, голове, на, метлой, снеговика, руке.
4. Окошками, домик, снежный, с, ледяными, Женя, выстроила.
5. Дед, получился, Мороз, Толи, у, хороший.
6. Бородой, елочкой, он, зеленой, белой, в, был, с, и, руке.
7. Снегурочка, а, рядом, стояла.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Чудесен, лес, зимой, сказочен, и, русский.
2. Снег, украшает, пушистый, деревьев, ветви.
3. Шишки, висят, смолистые, ели, на.
4. Вершинам, по, перелетают, елей, клесты-еловики.
5. Попискивают, на, хлопотливые, сучьях, синицы.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. За, Вася, ухаживать, летом, помогал, дедушке, цветами.
2. Срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов.
3. Принес, класс, в, этот, Вася, букет.
4. Поставил, цветы, стол, мальчик, учительницы, на.
5. Как цветы, красивы, эти, осенние.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Ваня, лесом, любовался.
2. Деревья, праздничные, стояли.
3. Соком, налилась, алым, земляника.
4. Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные.
5. Ваня, собирать, землянику, стал.
6. Угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою.

Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его.
1. Там тетерева наелись березовых почек.
2. Стая птиц полетела на лесную полянку.
3. Утром проснулись тетерева и удивились.
4. Потом они нырнули в мягкий снег.
5. Кругом был снег.
6. Теперь у птиц есть убежище от врагов.

Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его.
1. Они едут гасить пожар, спасать людей от огня.
2. Все им дорогу уступают.
3. С шумом летят по улице ярко-красные, как огонь, автомобили.
4. Это спешат пожарные машины.

Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его.
1. Только Андрейкин тополек был очень слабый.
2. Ребята каждый вечер тащили на улицу ведро воды и поливали деревце.
3. Летом оно стало веселым и зеленым.
4. Осенью у дома рабочие посадили молодые тополя.
5. Скоро у тополька зазеленели листочки.
6. Андрей и Никита стали помогать деревцу.
7. Весной топольки покрылись молодыми листочками.
8. Ожило деревце.
9. Прошла зима.

Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно

Сочинение «Мой друг (моя подруга)»
План
1. Вступление. Как зовут моего друга (подругу), сколько ему (ей) лет.
2. Когда, где и как мы познакомились.
3. Какие черты характера мне особенно нравятся в нем (в ней).
4. Где и когда мы встречаемся, что вместе делаем.
5. Интересный случай из нашей жизни.
6. Заключение. Наши общие интересы (какие у нас общие интересы, помогает ли это нашей дружбе).

Сочинение «Мои летние каникулы»
План
1. Вступление. Прекрасная пора (почему я так люблю лето и летние каникулы).
2. Каким было лето (как менялась погода в течение лета).
3. Где я провел лето.
4. Самые интересные события.
5. Какие книги я прочитал.
6. Что нового увидел, узнал.
7. Что больше всего понравилось летом.
8. Как я помогал взрослым.
9. Заключение. Пора приниматься за работу (почему так важно уметь быстро перестраиваться от веселого отдыха к серьезной работе).

Сочинение на основе наблюдений на тему «Белый снег пушистый в воздухе кружится»
Примерный план
1. Какой сегодня день?
2. Какая стоит погода?
3. Когда пошел снег?
4. Какой он?
5. Как он падает?
6. Что укрыл снег?
7. Какими стали деревья, дома, люди?
8. Какое настроение вызывает у тебя падающий снег?
9. Почему мы радуемся снегу?

Сочинение «Осень. Изменения в природе»
План
1. Вступление. Первые вестники осени (появляются желтые листочки, день становится короче, холодает). «Кто-то тронул зелень желтой кистью».

2. Сентябрь – начало золотой осени (большая часть листьев желтеет или краснеет; листья начинают облетать; холодает; вместо летних ливней идут «моросящие» дожди. «Сентябрь – значит лето позади».

3. И снова лето? (Часто в сентябре погода на несколько дней улучшается, становится тепло, как летом – это называется «бабье лето»). «Нам лето шлет прощальную улыбку».

4. Октябрь – пора листопада (хотя листья начали опадать уже в сентябре, большая их часть опадает в октябре; часто весь день сыплет мелкий дождик; ночью бывают заморозки). «Под ветра свист танцуют листья до упаду».

5. Ноябрь – месяц ненастный (становится очень холодно, ветрено, часто идет снег с дождем, под ногами грязь, листья почти все облетели). «Промозглый ветер, дождь и грязь, скорей зима бы началась».

6. Зимняя погода осенью (выпадает первый снег, лужи замерзают, пейзаж из осеннего становится зимним). «Зима пока у осени в гостях».

7. Снова осень? (Первый снег часто тает и возвращается осенняя погода; но это ненадолго, скоро снег ляжет до весны). «И вот уж, кажется, напрасно вчера трудился снегопад».

8. Заключение. Что мне нравится и что не нравится осенью. «Унылая пора, очей очарованье».

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»
Вопросы для выяснения содержания картины:
1. Какое время года изобразил художник на картине?
2. Какие краски преобладают здесь?
3. Что К.Ф. Юон изобразил голубым?
4. Где происходит действие на картине?
5. Что вы видите на улице?
6. Какие краски выбрал художник, чтобы показать животных, дома, людей, деревья?
7. Какими изобразил К.Ф. Юон деревья?
8. Каким образом передал художник радость наступления теплых дней?
9. Какие чувства вызывает эта картина?
Примерный план
1. Приближение весны на картине художника.
2. Описание снега, неба, воздуха, солнца.
3. Деревья тянутся к солнцу.
4. Люди и животные рады весне.
5. Настроение, вызванное картиной.
Слова для справок: ярко-голубое, выделяются пятнами, ощущается тепло, бело-голубой, отражается в снегу, белоствольные, могучие тополя, величественные, резвый жеребенок, трусят, резвятся, почувствовали, пробуждается от зимнего сна.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Вопросы к анализу картины:
1. Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»?
2. Каким было половодье в тот год?
3. Какие цвета преобладают в картине?
4. Почему главные цвета голубой и желтый?
5. На картине Левитана не показано солнце, а между тем чувствуется, что день солнечный. Чем вы можете подтвердить это?
6. Взгляните на небо: какое оно?
7. С чем можно сравнить плывущие по небу облака?
8. Какими красками нарисованы деревья и вода?
9. Почему деревья на картине кажутся вытянутыми и причудливо изогнутыми?
10. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
11. Какое настроение создает она?

Примерный план
1. Художник Левитан и его картина.
2. Началось половодье.
3. Апрельский солнечный денек.
4. Деревья встречают весну.
5. Чем мне нравится картина?

Сочинение по картине В.Г. Перова «Тройка»
Этапы работы
1. Молчаливое рассматривание картины.
Вопросы:
• Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?
• Почему художник решил ее написать?
• Какое время года изображено?
• Какими вы видите детей?
• Что выражают их лица?
• Кто решил облегчить их нелегкий труд?
• Какие краски преобладают в этой картине и почему?
• О чем рассказывает эта картина?
Варианты работы
1-й вариант. Дается начало сочинения, дети дописывают его до конца.
Тройка
Сумеречный морозный вечер. Снежная мгла бьет в лицо. Встречный ветер срывает одежду. Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани. На них огромная бочка, доверху наполненная водой. Тяжелые сани раскачиваются на ухабах. Вода из бочки выплескивается через край…

2-й вариант. Примерные вопросы для сочинений.
• Какое время года изображено на картине?
• Какая стоит погода?
• Что тащат трое ребят?
• Что вы можете сказать о них?
• Что выражают их лица?
• Кто решил помочь детям?
• Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

2. Словарно-орфографическая подготовка
Подбор определений.
Дети – уставшие, обессиленные, измученные, обездоленные.
Лица, взгляд – изможденные, безучастные к окружающему, страдальческие, горестные.
Одежда – ветхая, рваная, с чужого плеча.
Мороз – жгучий, лютый, суровый.
Ветер – леденящий, встречный.
Ноша – невыносимо тяжелая.
Запись на доске словосочетаний, которые могут быть использованы учащимися в работе: обездоленные дети, детство, лишенное счастья и радости, жгучее желание закончить работу, изнемогая от тяжести, безучастный к окружающему взгляд, страдальческие, горестные лица, фигуры детей вызывают сострадание, сочувствует бедным ребятишкам.

Сочинение «Моя любимая компьютерная игра»
План
1. Вступление. Как часто я играю на компьютере. Не вредит ли это другим занятиям.
2. Название моей любимой игры.
3. Один я играю или с друзьями.
4. Описание игры.
5. Часто ли мне удается выигрывать.
6. Заключение. Почему вредно играть в компьютерные игры слишком много.

Сочинение «Первый снег»
План
1. Вступление. Почему мы ждем первого снега (ненастная осенняя погода, грязь, распутица; красота зимнего пейзажа). «Дни поздней осени бранят обыкновенно…».
2. Полет снежинок (красиво медленно кружатся; быстро летят; снег сыплет мокрыми хлопьями; ветер гонит снежинки). «Снег может танцевать и вальс, и рок-н-ролл…».
3. Снежное покрывало (чистый белый ковер постепенно покрывает грязную землю). «Ковром раскинулись снега…».
4. Мы любуемся зимним пейзажем. «Пришла красавица-зима…».
5. Недолговечность первого снега (через несколько дней может растаять). «Зима теплу на время уступила…».
6. Зима вступает в свои права (снова выпадает снег и лежит уже всю зиму). «Зима-царица захватила власть…».
7. Заключение. Первый снег – начало зимы (что хорошего и что плохого несет с собой зима). «Характер сложный у зимы…».

Сочинение А.А. Пластов «Первый снег»
План
1. Первый снег глазами художника. Приход зимы, бесхитростные радости, послевоенные годы, 1946год, мирное небо, гимн красоте природы, чистое восприятие мира, глазами первооткрывателя, сказочно преобразился, бережное восхищение, прелесть праздника.

2. Первый день зимы. Начало зимы, первый снег, светлое утро, второпях выбежали, деревянное крыльцо, деревенские ребятишки, восторженно глядят, рады снегу, ощущение праздника, радостное волнение, крупные хлопья, все изменилось, похоже на сказку, снег везде, голая земля, нет сугробов, крыши домов, кусты и ветви деревьев, люди на санях, обновление природы.

3. Цветовое решение и композиция. Ликование природы, светлый фон, теплые тона, бледно-голубой, ощущение белизны, лиловый, серовато-розовый, светло-коричневый, много розового, свежесть природы, красота снегопада, праздничное настроение, бездонное небо, запрокинув голову, долгий полет снежинок, часть зимнего пейзажа, настроение детей, лебяжий пух, укрыл землю, припорошил, скрыл все обыденное, вертикальный формат, усилить впечатление, взгляд из окна, первый раз.

4. Дети на картине. Только проснулись, увидели в окно, окна на другую сторону, очень торопились, одела братишку, набросила платок, валенки не по размеру, замерли в восторге, поднимает голову, счастье на лице, темная отцовская куртка, запахнулся, накинута шапка, в ночной рубашке, падают на лица, теплая безветренная погода, ворона тоже рада, береза покрылась, певучая тишина, легкие пушинки, зимние забавы, огласится смехом, недолговечный первый снег.

5. Удалось ли художнику передать свои чувства. У меня возникает ощущение, я вспоминаю свои чувства, вот так и я, пережить чувство восторга, не оставит равнодушным, удивление и радость, ощущение чистоты, смотреть на снег, танцующие снежинки, ловить на ладонь.

Сочинение по картине В. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Вопросы:
• В какое время года можно наблюдать такую картину?
• Как художник изобразил приближение грозы?
• Какие он использует краски, почему?
• Что рождает тревожное чувство, почему?
• Какими изображены дети?
Примерный план
1. В лес за грибами.
2. Приближение грозы.
3. Начало грозы.
4. Скорей домой.
Лексико-орфографическая подготовка
В лес за грибами Удивительное лето, ласковое теплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес.

Приближение грозы Лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисла над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

Начало грозы Тяжелые взрывы ухали над горизонтом, мелькали вспышки молний, молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

Скорей домой Бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, собирали, испуганные, тревожные.

Сочинение «Зимние каникулы»
План
1. Вступление. Закончено полугодие (после серьезной работы наступило долгожданное время отдыха).
2. Школьный праздник.
3. Встреча Нового года.
4. Зимние забавы (санки, лыжи, коньки, игра в снежки).
5. Интересные занятия.
6. Интересные события.
7. Помощь взрослым (в каникулы у детей больше времени для помощи родителям; мои домашние обязанности).
8. Учеба – наш труд (после веселого отдыха бывает нелегко перестроиться и снова взяться за работу, но это необходимо).
Сочинение «На горке»
План
1. Вступление. Склон оврага превратился в удобную горку. «Снег подарил забаву детворе».
2. Малыши катаются на санках. «Свистит в ушах, мы едем все быстрее».
3. Ребята постарше съезжают на лыжах. «Ты ловкий? Так попробуй – удержись».
4. Малыши учатся съезжать на лыжах с невысокой горки. «И мы научимся съезжать с горы на санках».
5. Заключение. Почему на горке всем весело? «Здесь все в снегу и все довольны»

Восстанови текст «Деревенские посиделки»
Возвращаясь, каждый держал в клюве одну или даже несколько толстых гусениц.
На охоту они вылетали дружной стайкой, и почти всегда им сопутствовала удача.
Они напоминали в это время деревенских женщин, которые собираются вместе, прежде чем отправиться в лес за ягодами.
Покормив выводок, родители не сразу летели за новой добычей, а дожидались соседей, усевшись на вершине одного из крупных деревьев.
Деревенские скворцы, хотя и гнездились по разным дворам, жили одним коллективом. Многие их действия были согласованы между собой.

Сочинение «Зимняя природа»
План
1. Вступление. Жизнь продолжается и зимой (природа словно дремлет под снежным покрывалом). «И в стужу лютую живет природа наша…».
2. Покрытые снегом поля (под снегом в земле ждут весны семена растений, под снегом живут мыши, за ними охотятся лисы, совы). «Что там под снегом средь полей…».
3. Зимний лес (деревья в снегу, трудно пройти, почти не слышно птиц, но на деревьях есть почки – из них весной появляются листья). «И задремал под снегом лес…».
4. Животные зимой (спрятались от холодов насекомые, мало птиц, спят медведь, еж, крот и барсук, заяц и лось питаются ветками и корой, охотятся волк и лиса). «Кто спит, кто рыщет средь сугробов…».
5. Заключение. Весной спящая красавица-природа проснется (пробьется из земли травка, из почек появятся листья, проснутся насекомые, вернутся птицы). «Приди, весна, и разбуди природу!»

Сочинение «Мой папа»
План
1. Вступление. Как зовут моего папу, кто он по профессии.
2. Каковы интересы моего папы, чем он увлекается.
3. Что он делает дома.
4. Как я помогаю папе.
5. Как мы вместе проводим свободное время.
6. Заключение. Самые-самые лучшие черты характера моего папы.

Сочинение «Мой дедушка»
План
1. Вступление. Как зовут моего дедушку, где он живет.
2. Что значит дедушка для нашей семьи.
3. Кем работал (работает) дедушка.
4. Как мы проводим с ним свободное время.
5. Что интересного мне рассказал дедушка.
6. Чему меня научил дедушка.
7. Заключение. Почему мы так любим своих дедушек, и почему мой дедушка – самый лучший.

Сочинение «Моя семья»
План
1. Вступление. Почему каждому человеку нужна семья.
2. Из кого состоит моя семья.
3. Какие у меня обязанности в семье.
4. Как мы проводим свободное время в обычные дни.
5. Как мы проводим время в воскресенье и праздничные дни.
6. Заключение. Почему мне хорошо дома.

Сочинение «Возвращение птиц»
План
1. Вступление. Почему птицы могут вернуться из теплых стран (становится больше корма – просыпаются насекомые, после таяния снега доступны зерна травянистых растений).
2. Грачи – первые переселенцы.
3. Возвращение птиц (назвать всех известных перелетных птиц).
4. Птицы строят гнезда (из чего и зачем).
5. Май месяц – птицы откладывают яйца и высиживают их.
6. Конец мая – июнь появление птенцов.
7. Заключение. Почему мы рады возвращению птиц. «Без них пусты леса, пуста природа».

Сочинение «Звери весной»
План
1. Вступление. Почему зверям трудно зимой и они рады весне. «Скупая колдунья-зима уступает приветливой фее».
2. Почему весной становится больше корма. «Весна открывает замки потайных кладовых».
3. Какие животные выходят из спячки и почему. «Кто там проснулся в берлогах и норах».
4. Весной у большинства зверей появляются детеныши. «Весна всегда детишкам рада».
5. Почему в этот период запрещена охота. «Как деткам без родителей прожить».
6. Заключение. Почему домашние животные тоже рады весне. «Весна подарки дарит всем животным».

Сочинение «Весенняя погода»
План
1. Вступление. Весеннюю погоду называют переменчивой. «То дождь, то снег, то холод, то тепло».
2. Приближение весны (длиннее становится день, тепло пригревает солнышко, но бывают холода и метели). «Идет весна, зима кричит сердито».
3. Начало весны – снег то тает, то выпадает вновь. «Зима с весной играют в кошки-мышки».
4. Апрельская погода – то ясно, то дождь, то тепло, то холодно. «Обманчиво тепло, обманчив холод».
5. Май – бывает теплым, бывает холодным. «Чудесный месяц май, будь ласков, не сердит!»
6. Заключение. Почему, несмотря на переменчивость погоды, мы любим весну. «Простим весне ее капризы».

Сочинение И.И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем»
План
1. Этюд, ставший картиной. Царь леса, называли современники, пейзажи настроения, обобщающий образ, былинное величие, научная точность рисунка, частичка души, изучал русский лес. Лес – его царство, колоннады громадных стволов, поэтические пейзажи, самостоятельная картина, залитые солнцем, торжественная красота.
2. Солнечные палаты. Солнечная поляна, две стройные сосны, рыжая хвоя под ногами, знойный полдень, летний день, горячее солнце, светлые лучи, пробивающиеся сквозь хвою, лес вдалеке, чуть пожелтели, чуть тронуло осенью, блики на стволах, длинные четкие тени, ярко-голубое небо, сквозь резную зелень, все ярко, хочется прищуриться, золотистые лучики.
3. Лесные царицы. Передний план, величавые красавицы, торжественно замерев, распластали кроны, раскинули ветви, озаренные светом, золотисто-оранжевая кора, светлые блики, слепит глаза, тяжелые ветви, подняли к небу, покой леса, за статными деревьями, на фоне синего неба, прохладная тень, крепкие и сильные, выписана кора, хочется прикоснуться, ощутить аромат, напоены теплом и солнцем.
4. Волшебные краски. Сочетание света и тени, темных, почти черных теней, золотистые, оранжевые, желтые, медовые, янтарные, светло-зеленые, охристые блики, темно-зеленый бархат, всевозможные оттенки зеленого, красно-коричневая хвоя на поляне, свет заполняет собой, светлые тона, магия цвета, звуки лесного полдня, дуновение ветерка, густой воздух, ленивое спокойствие.
5. Чтобы я почувствовал, окажись я в таком лесу. Хочется очутиться, вдохнуть аромат, закрыть глаза и прислушаться, шепот веток, обнять ствол, прикоснуться щекой, бродить меж сосен, подставить лицо лучам, любоваться янтарными стволами, кричать от радости, остановить мгновение, ленивая истома, отдохнуть, помечтать.
Категория: Начальная школа | Добавил: Сашуня (2015-02-08) | Автор: Наталия Михайловна
Просмотров: 953 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 0:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru