Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Сообщение "Развитие творческого воображения младших школьников"
Сообщение «Развитие творческого воображения младших школьников»
"Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором ... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому"
М. Чехов
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейся социальной и предметной средой. И, следовательно, одной из значимых целей образования является подготовка подрастающего поколения к творческому труду. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать сой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Творческое воображение – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческого воображения вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что воображение человека следует признать одной из самых существенных частей его интеллекта и задачу его развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В познавательной деятельности наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль в деятельности школьника играет воображение. Воображение необходимо в любой детальности ребенка: труд, учение, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усвоить школьную программу без воображения? Воображение и фантазия являются высшей необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте 5-15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, гаснет интерес к искусству, и науке.
Один школьник спросил известного писателя Дж.Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?» «Учи математику», услышал он в ответ.
Действительно, возможность создавать что- либо новое, необычное, закладывается в детстве.
Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Младенческий возраст наиболее благоприятен для развития ощущения, ранний возраст – для речевого развития, дошкольный возраст – для развития восприятия.
Младший же школьный возраст является сензитивным (чувствительным) для развития мышления и воображения ребенка. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения ребенком разносторонних знаний и их использования на практике.
С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Это достигается, в первую очередь, посредством использования исследовательского, эвристического метода, а также метода проблемного изложения материала.
• Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы.
Так, например, во 2 классе на уроке познания мира по теме “Значение почвы” учащимся можно предложить следующую проблемную ситуацию: «Что было бы, если бы исчезла почва?».
1. Частично-поисковый, или эвристический метод получил такое название, т.к. ученики не всегда могут решить сложную проблему самостоятельно и поэтому часть знаний сообщает им учитель, а часть они добывают сами. Под руководством учителя ученики рассуждают, решают возникающие познавательные ситуации, анализируют, сравнивают. Вследствие этого у них формируются осознанные знания.
В качестве примера применения данного метода на уроках изобразительного искусства можно предложить работу по следующему алгоритму: на первом этапе учащиеся получают представление о каком-то предмете (например, животном – зайце) – с помощью учителя устанавливают его отличительное особенности, внешний вид, форму, цвет; на втором этапе самостоятельно определяют алгоритм его рисования – размещают в правильной последовательности изображенные на доске этапы рисования, заполняют пропуски в последовательности и т.д.
• Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения, которые обладают высокой степенью переноса, приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска.
Так, на уроках познания мира во 2 классе, знакомясь со свойствами воды, учащимся давала задание определить, какими свойствами обладает вода. Для этого вместе с учащимися проводили небольшое исследование на уроке – небольшие опыты, и делали соответствующие выводы.
Таким образом, педагог должен подходить к организации уроков нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения – развивающие методы. Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.
Развивающего эффекта на уроках можно достигнуть, применяя разнообразные современные технологии обучения:
1. Обучение в сотрудничестве, групповая форма организации обучения. При групповой форме организации учебной деятельности класс на уроке делится на группы (пары, подгруппы); каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Примером такой работы может быть создание коллективного панно (например, познание мира во 2 классе на тему “Домашние и дикие животные”, используя технику коллажа), разработка в малой группе образа необычного животного.
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
2. Игровые технологии. Младшие школьники, особенно первоклассники и второклассники, легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. Им трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. В этом случае на помощь учителю приходит дидактическая игра.
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения. При этом под активными методами обучения понимается такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.
Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто верней и быстрей?”, “Не зевать! Отвечать сразу!” Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.
Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.
2. Дидактический материал должен быть простым.
3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
Дидактическая игра на уроке повышает интерес учащихся, позволяет пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, благотворно влияет на эмоциональное состояние школьников.
Для развития творческого воображения существует множество дидактических игр, среди них необходимо отметить дидактические игры “Жонглер», “Дорисуй картинку”, “Рисуем настроение” и др.
3) Информационные компьютерные технологии. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) на уроках становятся новым средством художественно-творческого развития учащихся. Внедрение в учебный процесс данных технологий позволяет решить сразу несколько задач:
– уроки с применением аудиовизуального ряда повышают интерес учащихся к предмету;
– посредством использования аудиовизуальной аппаратуры обеспечивается реализация дидактического принципа наглядности в обучении;
– уроки становятся динамичными, задействуются все системы восприятия, в результате повышается эффективность усвоения материала;
– интерактивные элементы обучения позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости к какому либо фрагменту.
На уроках литературного чтения знакомство детей с произведениями можно сопровождать прослушиванием этих произведений через аудио-запись., возможна организация уроков на тему под музыкальное сопровождение и т.д. На современном этапе технического развития для учащихся возможно организовать виртуальную экскурсию, не выходя из класса.
Способы развития творческого воображения.

1.Сформировать мотивацию!

2.Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3.Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умение воображать, а потом и рационально мыслить.

4.Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу.

5.Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?».

6.Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

7. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
Таким образом, обобщая выше изложенный материал, необходимо отметить, что учитель на уроках для развития творческого воображения школьников, их творческого мышления, творческих способностей, должен отдавать преимущество методам и технологиям, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.
В своей работе над темой получала методическую помощь от администрации школы, учителей начальных и старших классов.
Для того, чтобы лучше овладеть новыми технологиями обучения, в этом году администрация школы направила меня и несколько учителей на курсы по критическому мышлению. Пройдя эти курсы, я поняла, что именно здесь постоянно идет работа над развитием творческого воображения учащихся. На этапе побуждения чаще составление рассказа или сказки по картинке или по опорным словам, а на этапе рефлексии – составления коллажа или написания эссе.
Работая с родителями, стремлюсь привить их к работе в деле обучения и воспитания своих детей. Выступала с этой целью на классных родительских собраниях по разным темам. Поддерживаю с ними тесную связь, чтобы быть в курсе процесса и обучения в школе и дома. Оказываю родителям методическую помощь по вопросам выполнения домашних заданий.
Проводя работу над формированием умений учащихся, я вижу, что бывают недоработки, не всегда получается то, что в результате ожидала. На это существуют объективные и субъективные причины, над которыми работаю и стараюсь их постепенно устранять. Считаю, что мне необходимо пополнять свой методический арсенал, улучшить индивидуальную работу с учащимися и их родителями. Вести работу по выявлению склонностей учащихся к предметам и их развития. Больше посещать уроки опытных учителей, учиться создавать интересные уроки и научиться закреплять знания учащихся так, чтобы эти знания остались на долгие годы.
Подводя итоги, можно сказать, что воображение является одним из важнейших психических процессов, от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. При этом младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей и, прежде всего, эти возможности предоставляет учебная деятельность. Это особо благоприятный сензитивный период для развития воображения, что, безусловно, доказывает необходимость целенаправленной работы по развитию творческого потенциала детей, нахождению путей, приёмов и способов развития творческого воображения как в рамках учебной деятельности, так и за ее пределами.
Категория: Начальная школа | Добавил: мариса (2015-03-01) | Автор: Иргалиева М.С. E W
Просмотров: 495 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru