Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Открытый урок русского языка.Тема: Имя числительное.
Чабан Л.В. КГУ СОШ №32
Тема: Имя числительное.
Цель:открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
Задачи:
Создать условия для открытия нового знания учащимися;
Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;
Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
 Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
 Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
 Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)

Ход урока:
Слайд№1
I.Организационный момент.
Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. На ваших партах есть учебники, тетради и ручки по числу учеников.
У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.
Садитесь пожалуйста.
II. Психологическая установка на урок.
- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.
III. Актуализация знаний .
Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.
Итак. У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. (им.сущ., им.прил., глагол, местоимение)
А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное»
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок
Слайд№2
-Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
-Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»

Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»
Читают слова: красивый, высокий, сонный, грустный
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.

Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»
Читают слова: прыгать, сплю, бегать, считать
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)

Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «»Местоимения»
Читают слова: ты, он, вы, нас.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
-Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению.
Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.

IV. Постановка проблемы
Какие же слова у нас остались?
Читают слова: первый, восемь, двенадцать, десятый, шесть, пятый, второй, семь, .
Слайд№3
-Итак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи..
Давайте подумаем, что называют эти слова?
Ответы детей: порядок при счете или количество предметов
Как мы можем назвать такую часть речи?
Ответы детей: числовик, численник, числительное.
Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание?
Ответы детей
Правильно ли я тебя поняла? Ты хотел сказать, то имя числительное –это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов?

Слайд№4
V. Постановка темы урока:
Сегодня на уроке мы знакомимся с самостоятельной частью речи- имя числительное.

Слайд№5
Этоинтересно


Слайд№6


Слайд№7 (Слово миллион)
Слайд№8(История возникновения слова миллион)
VI. Работа в тетради.
Дата
Вид работы
Темаурока
Каллиграфическая минутка: (и л с о ч число)
Загадки-стихотворения о буквах
1.Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
-Три!
А какая буква?
-И!
2.Полумесяц в небе тёмном
БуквойС повис над домом.
3.Первой букве в слове чтение-
Букве Ч
Моё почтение!
4.Посмотри на колесо-
А увидишь буквуО!
5.Алфавит продолжит наш
Буква Л- лесной шалаш.

Собери слово из данных букв (число)
- Как вы понимаете смысл слова «число»? (ответы детей)
Послушайте, как это слово определяется в толковом словаре…
Слайд №9
Если мы используем это слово в математике в устной речи, то называем как число, а если записываем, то используем цифру.

Словарная работа:
- Используя буквы каллиграфической минутки, вспомните и запишите словарные слова: словосочетание сущ.+прил.
Трудное изложение, болотная лягушка, вкусная сметана, холодный октябрь, добрый человек.
- Относятся ли эти слова к изучаемой теме нашего урока? Почему?
VII. Работа по теме урока.
- Назовите слова, которые лежат у вас на парте.
- К какой части речи они относятся?
- На что указывают данные слова? ( на порядок предметов при счёте, на количество предметов)
- Можно ли к ним подобрать вопрос? (сколько? который?)
-Сделайте вывод, что такое имя числительное? Ответы детей
Вывод. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
Слайд №10
Слайд№11(слова числительные)
- Можно ли эти числительные разделить на группы?
- По какому признаку?
- На что указывают числительные, отвечающие на вопрос сколько? ( на количество)
Вывод: имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и называют количество предметов, называются количественными.
Слайд№12
Слайд№13 (слова числительные)
- Выберите из имён числительных количественные, запишите в 1 столбик.(учение у доски: восемь, двенадцать, шесть, семь)
- На какой вопрос отвечают оставшиеся имена числительные? ( который?)
- На что указывают числительные, отвечающие на вопрос который? (порядок предметов при счёте)
Вывод: Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопрос который?
Слайд№14
Слайд№15 (слова числительные)
- Запишите их во 2 столбик. (ученик у доски: первый, пятый, десятый, второй)
- Сформулируйте, что такое имя числительное.
Слайд №16
Физминутка слайд№17
VIII. Работа с учебником.
-Знакомство с правилом с.87
- Тренировочное упражнение 269 с.88 – сам.работа.
Слайд№18
IX. Применение полученных знаний на практике.
- Имена числительные используются в разных видах УНТ, например, в пословицах и поговорках.
Слайд№19
Слайд№20 (проверка пословиц)
 Записать несколько пословиц
- Часто имена числительные встречаются в ребусах (запись отгадок в тетрадь)
Слайд№21
Слайд№22
- Используем ли мы в повседневной жизни им.числит.? (ответы детей, упр.265 стр.88)
Слайд№23
X. Итог урока.
С какой частью речи познакомились?
Что узнали об им. числительном?
Я хочу проверить какими внимательными вы были на уроке, ответьте на мои вопросы:
-Как записывают число на уроке математики?
Дети. Цифрами.
- А как мы записываем число на уроке русского языка?
- Именами Числительными.
- Чем различаются выделенные слова в тексте ?
Слайд№24
На пути я вижу сорок
Резво скачущих сорок .
Дети. Первое слово – числительное, второе – существительное.
-Как надо спросить, если вы хотите узнать время?
Дети. Который час.
- А если хотите узнать о длительности времени, затраченном на выполнение какой – либо работы?
Дети. Сколько времени ты решал задачу?
XI.Рефлексия.
Итак, наш урок заканчивается.
- Встаньте, кто считает, что активно потрудился на занятии.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Слайд№25

Спасибо за работу.
Слайд №26

XII.Домашнее задание.Напишите названия сказок, в которых присутствуют им. числительные.
Категория: Начальная школа | Добавил: Аллочка (2015-03-02) | Автор: Чабан Л.В. КГУ СОШ №32 E
Просмотров: 208 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru