Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Открытый урок русского языка.Тема: Имя числительное.
Чабан Л.В. КГУ СОШ №32
Тема: Имя числительное.
Цель:открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
Задачи:
Создать условия для открытия нового знания учащимися;
Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;
Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
 Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
 Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
 Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)

Ход урока:
Слайд№1
I.Организационный момент.
Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. На ваших партах есть учебники, тетради и ручки по числу учеников.
У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.
Садитесь пожалуйста.
II. Психологическая установка на урок.
- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.
III. Актуализация знаний .
Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.
Итак. У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. (им.сущ., им.прил., глагол, местоимение)
А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное»
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок
Слайд№2
-Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
-Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»

Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»
Читают слова: красивый, высокий, сонный, грустный
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.

Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»
Читают слова: прыгать, сплю, бегать, считать
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)

Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «»Местоимения»
Читают слова: ты, он, вы, нас.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
-Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению.
Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.

IV. Постановка проблемы
Какие же слова у нас остались?
Читают слова: первый, восемь, двенадцать, десятый, шесть, пятый, второй, семь, .
Слайд№3
-Итак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи..
Давайте подумаем, что называют эти слова?
Ответы детей: порядок при счете или количество предметов
Как мы можем назвать такую часть речи?
Ответы детей: числовик, численник, числительное.
Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание?
Ответы детей
Правильно ли я тебя поняла? Ты хотел сказать, то имя числительное –это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов?

Слайд№4
V. Постановка темы урока:
Сегодня на уроке мы знакомимся с самостоятельной частью речи- имя числительное.

Слайд№5
Этоинтересно


Слайд№6


Слайд№7 (Слово миллион)
Слайд№8(История возникновения слова миллион)
VI. Работа в тетради.
Дата
Вид работы
Темаурока
Каллиграфическая минутка: (и л с о ч число)
Загадки-стихотворения о буквах
1.Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
-Три!
А какая буква?
-И!
2.Полумесяц в небе тёмном
БуквойС повис над домом.
3.Первой букве в слове чтение-
Букве Ч
Моё почтение!
4.Посмотри на колесо-
А увидишь буквуО!
5.Алфавит продолжит наш
Буква Л- лесной шалаш.

Собери слово из данных букв (число)
- Как вы понимаете смысл слова «число»? (ответы детей)
Послушайте, как это слово определяется в толковом словаре…
Слайд №9
Если мы используем это слово в математике в устной речи, то называем как число, а если записываем, то используем цифру.

Словарная работа:
- Используя буквы каллиграфической минутки, вспомните и запишите словарные слова: словосочетание сущ.+прил.
Трудное изложение, болотная лягушка, вкусная сметана, холодный октябрь, добрый человек.
- Относятся ли эти слова к изучаемой теме нашего урока? Почему?
VII. Работа по теме урока.
- Назовите слова, которые лежат у вас на парте.
- К какой части речи они относятся?
- На что указывают данные слова? ( на порядок предметов при счёте, на количество предметов)
- Можно ли к ним подобрать вопрос? (сколько? который?)
-Сделайте вывод, что такое имя числительное? Ответы детей
Вывод. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
Слайд №10
Слайд№11(слова числительные)
- Можно ли эти числительные разделить на группы?
- По какому признаку?
- На что указывают числительные, отвечающие на вопрос сколько? ( на количество)
Вывод: имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и называют количество предметов, называются количественными.
Слайд№12
Слайд№13 (слова числительные)
- Выберите из имён числительных количественные, запишите в 1 столбик.(учение у доски: восемь, двенадцать, шесть, семь)
- На какой вопрос отвечают оставшиеся имена числительные? ( который?)
- На что указывают числительные, отвечающие на вопрос который? (порядок предметов при счёте)
Вывод: Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопрос который?
Слайд№14
Слайд№15 (слова числительные)
- Запишите их во 2 столбик. (ученик у доски: первый, пятый, десятый, второй)
- Сформулируйте, что такое имя числительное.
Слайд №16
Физминутка слайд№17
VIII. Работа с учебником.
-Знакомство с правилом с.87
- Тренировочное упражнение 269 с.88 – сам.работа.
Слайд№18
IX. Применение полученных знаний на практике.
- Имена числительные используются в разных видах УНТ, например, в пословицах и поговорках.
Слайд№19
Слайд№20 (проверка пословиц)
 Записать несколько пословиц
- Часто имена числительные встречаются в ребусах (запись отгадок в тетрадь)
Слайд№21
Слайд№22
- Используем ли мы в повседневной жизни им.числит.? (ответы детей, упр.265 стр.88)
Слайд№23
X. Итог урока.
С какой частью речи познакомились?
Что узнали об им. числительном?
Я хочу проверить какими внимательными вы были на уроке, ответьте на мои вопросы:
-Как записывают число на уроке математики?
Дети. Цифрами.
- А как мы записываем число на уроке русского языка?
- Именами Числительными.
- Чем различаются выделенные слова в тексте ?
Слайд№24
На пути я вижу сорок
Резво скачущих сорок .
Дети. Первое слово – числительное, второе – существительное.
-Как надо спросить, если вы хотите узнать время?
Дети. Который час.
- А если хотите узнать о длительности времени, затраченном на выполнение какой – либо работы?
Дети. Сколько времени ты решал задачу?
XI.Рефлексия.
Итак, наш урок заканчивается.
- Встаньте, кто считает, что активно потрудился на занятии.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Слайд№25

Спасибо за работу.
Слайд №26

XII.Домашнее задание.Напишите названия сказок, в которых присутствуют им. числительные.
Категория: Начальная школа | Добавил: Аллочка (2015-03-02) | Автор: Чабан Л.В. КГУ СОШ №32 E
Просмотров: 1104 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-07-16, 4:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru