Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Чабан Л.В. КГУ СОШ №32 Тема: Имя числительное. Цель:открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете. Задачи: Создать условия для открытия нового знания учащимися; Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов; Формировать умение различать порядковые и количественные числительные. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт. Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи. Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.) Ход урока: Слайд№1 I.Организационный момент. Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. На ваших партах есть учебники, тетради и ручки по числу учеников. У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь пожалуйста. II. Психологическая установка на урок. - Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. III. Актуализация знаний . Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах. Итак. У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения. Прочитайте надписи на конвертах. (им.сущ., им.прил., глагол, местоимение) А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи. Проверим, что у нас получилось. Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное» Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок Слайд№2 -Докажите, что эти слова являются существительными. Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? -Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто ответит? Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?» Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное» Читают слова: красивый, высокий, сонный, грустный Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит? Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением. Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол» Читают слова: прыгать, сплю, бегать, считать Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? Кто из вас даст характеристику глаголу? Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?») Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «»Местоимения» Читают слова: ты, он, вы, нас. Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? -Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению. Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его. IV. Постановка проблемы Какие же слова у нас остались? Читают слова: первый, восемь, двенадцать, десятый, шесть, пятый, второй, семь, . Слайд№3 -Итак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать? Ответы детей: определить часть речи. Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.. Давайте подумаем, что называют эти слова? Ответы детей: порядок при счете или количество предметов Как мы можем назвать такую часть речи? Ответы детей: числовик, численник, числительное. Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное. Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание? Ответы детей Правильно ли я тебя поняла? Ты хотел сказать, то имя числительное –это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов? Слайд№4 V. Постановка темы урока: Сегодня на уроке мы знакомимся с самостоятельной частью речи- имя числительное. Слайд№5 Этоинтересно Слайд№6 Слайд№7 (Слово миллион) Слайд№8(История возникновения слова миллион) VI. Работа в тетради. Дата Вид работы Темаурока Каллиграфическая минутка: (и л с о ч число) Загадки-стихотворения о буквах 1.Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? -Три! А какая буква? -И! 2.Полумесяц в небе тёмном БуквойС повис над домом. 3.Первой букве в слове чтение- Букве Ч Моё почтение! 4.Посмотри на колесо- А увидишь буквуО! 5.Алфавит продолжит наш Буква Л- лесной шалаш. Собери слово из данных букв (число) - Как вы понимаете смысл слова «число»? (ответы детей) Послушайте, как это слово определяется в толковом словаре… Слайд №9 Если мы используем это слово в математике в устной речи, то называем как число, а если записываем, то используем цифру. Словарная работа: - Используя буквы каллиграфической минутки, вспомните и запишите словарные слова: словосочетание сущ.+прил. Трудное изложение, болотная лягушка, вкусная сметана, холодный октябрь, добрый человек. - Относятся ли эти слова к изучаемой теме нашего урока? Почему? VII. Работа по теме урока. - Назовите слова, которые лежат у вас на парте. - К какой части речи они относятся? - На что указывают данные слова? ( на порядок предметов при счёте, на количество предметов) - Можно ли к ним подобрать вопрос? (сколько? который?) -Сделайте вывод, что такое имя числительное? Ответы детей Вывод. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? Слайд №10 Слайд№11(слова числительные) - Можно ли эти числительные разделить на группы? - По какому признаку? - На что указывают числительные, отвечающие на вопрос сколько? ( на количество) Вывод: имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и называют количество предметов, называются количественными. Слайд№12 Слайд№13 (слова числительные) - Выберите из имён числительных количественные, запишите в 1 столбик.(учение у доски: восемь, двенадцать, шесть, семь) - На какой вопрос отвечают оставшиеся имена числительные? ( который?) - На что указывают числительные, отвечающие на вопрос который? (порядок предметов при счёте) Вывод: Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопрос который? Слайд№14 Слайд№15 (слова числительные) - Запишите их во 2 столбик. (ученик у доски: первый, пятый, десятый, второй) - Сформулируйте, что такое имя числительное. Слайд №16 Физминутка слайд№17 VIII. Работа с учебником. -Знакомство с правилом с.87 - Тренировочное упражнение 269 с.88 – сам.работа. Слайд№18 IX. Применение полученных знаний на практике. - Имена числительные используются в разных видах УНТ, например, в пословицах и поговорках. Слайд№19 Слайд№20 (проверка пословиц) Записать несколько пословиц - Часто имена числительные встречаются в ребусах (запись отгадок в тетрадь) Слайд№21 Слайд№22 - Используем ли мы в повседневной жизни им.числит.? (ответы детей, упр.265 стр.88) Слайд№23 X. Итог урока. С какой частью речи познакомились? Что узнали об им. числительном? Я хочу проверить какими внимательными вы были на уроке, ответьте на мои вопросы: -Как записывают число на уроке математики? Дети. Цифрами. - А как мы записываем число на уроке русского языка? - Именами Числительными. - Чем различаются выделенные слова в тексте ? Слайд№24 На пути я вижу сорок Резво скачущих сорок . Дети. Первое слово – числительное, второе – существительное. -Как надо спросить, если вы хотите узнать время? Дети. Который час. - А если хотите узнать о длительности времени, затраченном на выполнение какой – либо работы? Дети. Сколько времени ты решал задачу? XI.Рефлексия. Итак, наш урок заканчивается. - Встаньте, кто считает, что активно потрудился на занятии. Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе. Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке. А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. Слайд№25 Спасибо за работу. Слайд №26 XII.Домашнее задание.Напишите названия сказок, в которых присутствуют им. числительные. | |
Просмотров: 1104 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|