Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Класс: 4 Тема урока: «Синонимы» Тип урока: обобщение и систематизация знаний Цель: изучить слова синонимы. Критерии: 1. Знаю что такое синонимы. 2. Понимаю значение слов синонимов в речи. 3. Могу подобрать слова синонимы в тексте. Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды Ресурсы:маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма. Ход урока. I.Орг момент. «Волшебная корзиночка». -Здравствуйте ребята! Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке. II. Стадия вызова. Деление на группы. В нашей волшебной корзиночке каждый найдёт для себя волшебный фантик, который поможет ему определиться в группу. Синие – 1 группа, красные – 2 группа, зелёные – 3 группа, жёлтые – 4 группа. -Расселись? Откройте тетради, запишем число, классная работа. Интерактивная игра «Подбери словечко» с учащимися 1 и 2 группа. Учащиеся 3 и 4 группы выполняют это упражнение письменно по карточкам -Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего урока. Для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый. 1 и 2 группа.Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться. 3 и 4 группа: смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод. -Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание. Чистописание: - Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, прочитайте, что у вас получилось. дсдидндодндидмдыд -Вот мы и угадали тему нашего урока. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. -Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика Бортовой журнал ученика Что я знаю по теме урока Что я узнал(а) о синонимах на уроке Постановка цели урока: -Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся составлять синонимические ряды. Работа в группах -Чтобы работа прошла интересно и понятно, давайте придумаем правила для работы в группах. Правила для работы в группах: • Говорить по очереди • Активно слушать • Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы • Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других • Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других • Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения • Помогать и просить о помощи • Давать и просить пояснения • Пояснять и оценивать идеи • Принимать групповые решения и приходить к единому мнению • Подводить итоги обсуждения • Приводить убедительные аргументы *Соблюдать время III. Стадия осмысления. Творческая работа. Запишите текст, вставляя в предложения подходящие синонимы: Апрельское небо …,…,….. Птицы в апреле…и….. Зеленеет….,….трава. -Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку - помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. -Как называются несколько синонимов подряд? Прочитайте синонимические ряды из предложений, которые вы записали. Музыкальная физминутка Мозговой штурм. -Придумайте и запишите в тетрадь самый длинный синонимичный ряд к данному слову: 1-я группа: труд 2-я группа: чудный 3-я группа: плакать 4-я группа: хороший Выступление групп. Взаимооценивание групп аплодисментами Анализ и сравнение текстов, используя «Закрытые и открытые вопросы» Сравним 2 текста о медвежатах. 1. У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов. 2. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку, мать осторожно держит темно – бурых детенышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим дыханием. Медвежата питаются молоком матери. (По С. Покровскому) Беседа по первому тексту. – О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах.) – Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны.) – Можно ли данные слова считать синонимами к слову МЕДВЕЖАТА? (Нет, это скорее синонимы к словам ДЕТИ, РЕБЯТА и словам БАЛОВНИКИ, ОЗОРНИКИ.) – Что же позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержание текста.) – Как называются синонимы, сближающиеся в условиях контекста? (Текстовые, контекстуальные.) – Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных? (Школьники устно переделывают текст.) – Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, его приятно слушать, второй – тяжелый, сухой , его трудно воспринимать.)\ – От чего это зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов.) – Следовательно, для чего они используются? (Помогают избежать повторов, соединяют предложения текста. Ярко характеризуют медвежат, раскрывая их повадки.) Беседа по второму тексту. – Прочитаем второй текст. Уместно ли синонимы ВЕСЕЛЫЕ МАЛЫШИ, ШАЛУНЫ использовать здесь?(Нет, неуместно. В первом тексте речь идет о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей.) – Какие же синонимы соединяют предложения в данном случае? (МЕДВЕДИЦА – МАТЬ; МЕДВЕЖАТА – ТЕМНО-БУРЫЕ ДЕТЕНЫШИ) – От чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы, содержания текста, его основного замысла.) IV. Стадия рефлексии. Итог урока - Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Чему научились? - Что поняли? -Что было самым трудным на уроке? - Что помогло справиться с трудностями? - Что было самым важным на уроке? - Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала» Бортовой журнал ученика Что я знал по теме урока Что я узнал(а) на уроке про синонимы Работа по схеме - Расскажите о синонимах, используя схему А теперь выполните последнее задание. Напишите синквейн на нашу тему и мы посмотрим, к какому выводу вы пришли в ходе нашего исследования. (Заслушиваются 2–3 варианта синквейна, обсуждается получившиеся варианты) Синквейн 1. ___________________________________ (тема). 2. __________, _________ (2 прилагательных). 3. ________, ________, _________ (3 глагола). 4. _________ _________ ________ __________ (предложение из 4-х слов). 5.__________________ (синонимическое понятие). Например: Синоним Одинаковый, похожий. Украшает, обогащает, дополняет. Делает нашу речь выразительной. Необходимость. Лист самооценки ученика Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке Я научился: Работать в группе Создавать синонимические ряды Подбирать синонимы к словам Выступать перед классом Просить помощи, когда возникают трудности Видеть необычное в привычном Слушать активно других Дарить хорошее настроение людям Составлять синквейн Давать определение, используя схему Домашнее задание: Подобрать синонимичный ряд к слову радость. | |
Просмотров: 1483 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|