Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Цель: познакомить учащихся с животными и растениями луга. Показать разнообразие и комплексность живых организмов. Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием животного мира луга, понятиями «цепи питания», «природное сообщество» на примере луга. Развивающая: развивать наблюдательность, память, кругозор, мышление, внимание. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным. Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с изображением растений и животных луга для построения схем цепей питания; таблички с опорными словами, клип луговые цветы. Опорные слова: природное сообщество, пищевые цепочки. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Стихотворение читает ученик Бежит тропинка через луг, Ныряем влево, вправо. Куда ни глянь - цветы вокруг, Да по колено травы. Зелёный луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов На нём разбросаны букеты. - Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге). Но прежде чем начать изучать новый материал. Давайте познакомимся с группами, которые помогут нам в изучении новой темы. Биологи, зоологи, экологи. 2. Работа по теме урока. а) Выступление группы биологов. Знакомство с понятием луг. Виды лугов. Луга – это участки земли с достаточным количеством влаги, на которых произрастают влаголюбивые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют – лужайками. Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются – заливные. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели. Суходольные луга. Требуют особой заботы человека. Дают время для того, чтобы травы вызрели и дали семена. Рыхлят почву, подкармливают растения. Используют для пастьбы животных и заготовки сена.. б) Растения луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями. Выступление подготовленный ученик. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек. • Кто из животных больше всего любит клевер? • Ребята, кто из вас на лугу видел растение – мышиный горошек? Учитель: В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза. Я думаю, вы помогаете в деревне косить траву. А как именно? Итак, траву сначала косят, она сохнет, затем ее собирают в кучи – получается копна, уж потом в скирды, стога. На лугу очень много цветущих растений – синих, желтых и красных. К ним относятся и одуванчик. Следующий наш рассказ о цветущем растении одуванчике. Носит одуванчик желтый сарафанчик, Подрастет, нарядится в беленькое платьице, Легкое, воздушное, ветерку послушное». Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы, становится веселым и радостным. Об одуванчике нам расскажет… «Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по-разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая головка одуванчика – это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок – парашютик. На таких пуховичках – парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку». в) Ядовитые растения. •Учитель. Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех ядовитый. По топким берегам рек и озер растет одно из самых ядовитых растений – вех. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть. Чем оно опасно? А с лютиком нас познакомит: «На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый. За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит – попадает на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название? В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано «отправляются на покой» и лютики – еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов – куриная слепота. Почему лютики называются «куриной слепотой»? Чем это растение опасно? 3. Животные луга. Учитель. С животными луга вас познакомят зоологи. Богат и своеобразен животный мир луга. Разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи. Насекомые служат пищей более крупным животным. Многие насекомые имеют окраску под цвет травы, это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче. Давайте поближе познакомимся с животным миром лугов. • Каких животных луга вы знаете? На лугу живут очень интересные насекомые у каждого насекомого своя “работа” – санитары: жуки – навозники и жуки – могильщики, шмели опыляют растения. Кузнечики – хищники, питаются мелкими насекомыми и их личинками. Сейчас с жуком навозником вас познакомит ... Б) Большое разнообразие птиц. Перепел, трясогузка, журавли. О журавле нам расскажет …. • Каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете? (Лисы, мыши, кроты) … расскажет нам о кроте. 4. Физминутка. Давайте выйдем все на луг. Как много трав, смотри, вокруг! Вот бабочка вспорхнула И крыльями взмахнула. А вот кузнечик скок-скок. Давай понюхаем цветок. Мы наклонимся к нему, Раздвинем пальцами траву. А сейчас встаем на ножки, Пробежимся по дорожке. Дружно все вздохнули, Мы немножко отдохнули. 5. Цепи питания. Учитель. Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Они живут совместно, сообща. Значит, луг - природное сообщество.) - На лугу живет много насекомых. Они питаются нектаром растений. Ползая по цветку и собирая мед, насекомые опыляют его. Завязываются плоды, образуются семена, из которых весной вырастают новые растения. - Объясните связь: растения ↔ насекомые - Большая часть птиц, обитающих на лугу, питается насекомыми. Выстраивается пищевая цепочка: растения → насекомые → птицы 5. Работа с литературным материалом – Я прочитаю вам сказку о том, как старик природное равновесие нарушил. Сказка называется «Сова», ее написал В.Бианки. - Как вы думаете, может ли от совы зависеть, сколько корова даст молока? - Постройте цепь питания, которая прослеживается в сказке: клевер → шмели (мед) → мыши → сова - А сейчас ответьте на вопрос: зависит ли от совы количество молока, которое дает корова? Для этого нужно составить логическую цепочку, вспомнив содержание сказки: сова → мыши → гнезда шмелей ↓ молоко ← корова ← клевер б) Работа в группах. Нарисовать цепи питания природного сообщества «Луг» из трех звеньев. 5. Охрана лугов. Луга играют большую роль в сельском хозяйстве, издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботятся о них: очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы. В середине лета начинается страдная пора - сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для кормежки домашних животных в зимнее время. Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд и др. - может нарушить экологическое равновесие луга. Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек, пчел, то растения погибнут (неопыленные растения не дают семян). Все живые существа связаны друг с другом. Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам. И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой». Нам казалось все мало, все мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из-под ног, Молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек, Безнадежно гвоздики глядели». Что нам нужно делать , чтобы сохранить луг. Разработка правил. Рисование экологических карточек в группах. 6. Рефлексия. Просмотр клипа луговые цветы. - Что такое луг? - Кто живет на лугу? - Для чего нам нужны луга? -У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили тему луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень - жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Прикрепите их на доску. (Таким образом, учитель отчётливо увидит насколько хорошо дети усвоили материал.) 7. Дом.зад. Заполнить таблицу. | |
Просмотров: 4516 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|