Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Растения и животные луга. Охрана лугов
Цель: познакомить учащихся с животными и растениями луга. Показать разнообразие и комплексность живых организмов.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием животного мира луга, понятиями «цепи питания», «природное сообщество» на примере луга.
Развивающая: развивать наблюдательность, память, кругозор, мышление, внимание.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с изображением растений и животных луга для построения схем цепей питания; таблички с опорными словами, клип луговые цветы.
Опорные слова: природное сообщество, пищевые цепочки.
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение читает ученик
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге).
Но прежде чем начать изучать новый материал. Давайте познакомимся с группами, которые помогут нам в изучении новой темы. Биологи, зоологи, экологи.
2. Работа по теме урока. а) Выступление группы биологов. Знакомство с понятием луг. Виды лугов.
Луга – это участки земли с достаточным количеством влаги, на которых произрастают влаголюбивые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют – лужайками. Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются – заливные. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.
Суходольные луга.
Требуют особой заботы человека. Дают время для того, чтобы травы вызрели и дали семена. Рыхлят почву, подкармливают растения. Используют для пастьбы животных и заготовки сена..
б) Растения луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями.
Выступление подготовленный ученик.
Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
• Кто из животных больше всего любит клевер?
• Ребята, кто из вас на лугу видел растение – мышиный горошек?
Учитель: В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.
Я думаю, вы помогаете в деревне косить траву.
А как именно?
Итак, траву сначала косят, она сохнет, затем ее собирают в кучи – получается копна, уж потом в скирды, стога.
На лугу очень много цветущих растений – синих, желтых и красных. К ним относятся и одуванчик. Следующий наш рассказ о цветущем растении одуванчике. Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное».
Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы, становится веселым и радостным. Об одуванчике нам расскажет… «Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по-разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая головка одуванчика – это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок – парашютик. На таких пуховичках – парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку».
в) Ядовитые растения.
•Учитель. Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?
На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех ядовитый.
По топким берегам рек и озер растет одно из самых ядовитых растений – вех. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть.
Чем оно опасно? А с лютиком нас познакомит:
«На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.
За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит – попадает на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий.
Иногда лютики называют еще куриной слепотой.
А откуда это название?
В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано «отправляются на покой» и лютики – еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов – куриная слепота.
Почему лютики называются «куриной слепотой»? Чем это растение опасно?
3. Животные луга.
Учитель. С животными луга вас познакомят зоологи.
Богат и своеобразен животный мир луга. Разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи. Насекомые служат пищей более крупным животным. Многие насекомые имеют окраску под цвет травы, это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче.
Давайте поближе познакомимся с животным миром лугов.
• Каких животных луга вы знаете?
На лугу живут очень интересные насекомые у каждого насекомого своя “работа” – санитары: жуки – навозники и жуки – могильщики, шмели опыляют растения. Кузнечики – хищники, питаются мелкими насекомыми и их личинками.
Сейчас с жуком навозником вас познакомит ...
Б) Большое разнообразие птиц. Перепел, трясогузка, журавли.
О журавле нам расскажет ….
• Каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете? (Лисы, мыши, кроты)
… расскажет нам о кроте.
4. Физминутка.
Давайте выйдем все на луг.
Как много трав, смотри, вокруг!
Вот бабочка вспорхнула
И крыльями взмахнула.
А вот кузнечик скок-скок.
Давай понюхаем цветок.
Мы наклонимся к нему,
Раздвинем пальцами траву.
А сейчас встаем на ножки,
Пробежимся по дорожке.
Дружно все вздохнули,
Мы немножко отдохнули.

5. Цепи питания.
Учитель. Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Они живут совместно, сообща. Значит, луг - природное сообщество.)
- На лугу живет много насекомых. Они питаются нектаром растений. Ползая по цветку и собирая мед, насекомые опыляют его. Завязываются плоды, образуются семена, из которых весной вырастают новые растения.
- Объясните связь:
растения ↔ насекомые
- Большая часть птиц, обитающих на лугу, питается насекомыми.
Выстраивается пищевая цепочка: растения → насекомые → птицы
5. Работа с литературным материалом
– Я прочитаю вам сказку о том, как старик природное равновесие нарушил. Сказка называется «Сова», ее написал В.Бианки.
- Как вы думаете, может ли от совы зависеть, сколько корова даст молока?
- Постройте цепь питания, которая прослеживается в сказке:
клевер → шмели (мед) → мыши → сова
- А сейчас ответьте на вопрос: зависит ли от совы количество молока, которое дает корова?
Для этого нужно составить логическую цепочку, вспомнив содержание сказки:
сова → мыши → гнезда шмелей

молоко ← корова ← клевер
б) Работа в группах. Нарисовать цепи питания природного сообщества «Луг» из трех звеньев.
5. Охрана лугов.
Луга играют большую роль в сельском хозяйстве, издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботятся о них: очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы.
В середине лета начинается страдная пора - сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для кормежки домашних животных в зимнее время.
Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд и др. - может нарушить экологическое равновесие луга.
Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек, пчел, то растения погибнут (неопыленные растения не дают семян). Все живые существа связаны друг с другом.
Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам.

И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели».

Что нам нужно делать , чтобы сохранить луг. Разработка правил. Рисование экологических карточек в группах.
6. Рефлексия.
Просмотр клипа луговые цветы.
- Что такое луг?
- Кто живет на лугу?
- Для чего нам нужны луга?
-У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили тему луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень - жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Прикрепите их на доску.
(Таким образом, учитель отчётливо увидит насколько хорошо дети усвоили материал.)

7. Дом.зад. Заполнить таблицу.
Категория: Начальная школа | Добавил: FNV (2015-03-10)
Просмотров: 4516 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 6:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru