Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Растения и животные луга. Охрана лугов
Цель: познакомить учащихся с животными и растениями луга. Показать разнообразие и комплексность живых организмов.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием животного мира луга, понятиями «цепи питания», «природное сообщество» на примере луга.
Развивающая: развивать наблюдательность, память, кругозор, мышление, внимание.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с изображением растений и животных луга для построения схем цепей питания; таблички с опорными словами, клип луговые цветы.
Опорные слова: природное сообщество, пищевые цепочки.
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение читает ученик
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге).
Но прежде чем начать изучать новый материал. Давайте познакомимся с группами, которые помогут нам в изучении новой темы. Биологи, зоологи, экологи.
2. Работа по теме урока. а) Выступление группы биологов. Знакомство с понятием луг. Виды лугов.
Луга – это участки земли с достаточным количеством влаги, на которых произрастают влаголюбивые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют – лужайками. Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются – заливные. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.
Суходольные луга.
Требуют особой заботы человека. Дают время для того, чтобы травы вызрели и дали семена. Рыхлят почву, подкармливают растения. Используют для пастьбы животных и заготовки сена..
б) Растения луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями.
Выступление подготовленный ученик.
Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
• Кто из животных больше всего любит клевер?
• Ребята, кто из вас на лугу видел растение – мышиный горошек?
Учитель: В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.
Я думаю, вы помогаете в деревне косить траву.
А как именно?
Итак, траву сначала косят, она сохнет, затем ее собирают в кучи – получается копна, уж потом в скирды, стога.
На лугу очень много цветущих растений – синих, желтых и красных. К ним относятся и одуванчик. Следующий наш рассказ о цветущем растении одуванчике. Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное».
Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы, становится веселым и радостным. Об одуванчике нам расскажет… «Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по-разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая головка одуванчика – это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок – парашютик. На таких пуховичках – парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку».
в) Ядовитые растения.
•Учитель. Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?
На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех ядовитый.
По топким берегам рек и озер растет одно из самых ядовитых растений – вех. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть.
Чем оно опасно? А с лютиком нас познакомит:
«На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.
За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит – попадает на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий.
Иногда лютики называют еще куриной слепотой.
А откуда это название?
В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано «отправляются на покой» и лютики – еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов – куриная слепота.
Почему лютики называются «куриной слепотой»? Чем это растение опасно?
3. Животные луга.
Учитель. С животными луга вас познакомят зоологи.
Богат и своеобразен животный мир луга. Разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи. Насекомые служат пищей более крупным животным. Многие насекомые имеют окраску под цвет травы, это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче.
Давайте поближе познакомимся с животным миром лугов.
• Каких животных луга вы знаете?
На лугу живут очень интересные насекомые у каждого насекомого своя “работа” – санитары: жуки – навозники и жуки – могильщики, шмели опыляют растения. Кузнечики – хищники, питаются мелкими насекомыми и их личинками.
Сейчас с жуком навозником вас познакомит ...
Б) Большое разнообразие птиц. Перепел, трясогузка, журавли.
О журавле нам расскажет ….
• Каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете? (Лисы, мыши, кроты)
… расскажет нам о кроте.
4. Физминутка.
Давайте выйдем все на луг.
Как много трав, смотри, вокруг!
Вот бабочка вспорхнула
И крыльями взмахнула.
А вот кузнечик скок-скок.
Давай понюхаем цветок.
Мы наклонимся к нему,
Раздвинем пальцами траву.
А сейчас встаем на ножки,
Пробежимся по дорожке.
Дружно все вздохнули,
Мы немножко отдохнули.

5. Цепи питания.
Учитель. Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Они живут совместно, сообща. Значит, луг - природное сообщество.)
- На лугу живет много насекомых. Они питаются нектаром растений. Ползая по цветку и собирая мед, насекомые опыляют его. Завязываются плоды, образуются семена, из которых весной вырастают новые растения.
- Объясните связь:
растения ↔ насекомые
- Большая часть птиц, обитающих на лугу, питается насекомыми.
Выстраивается пищевая цепочка: растения → насекомые → птицы
5. Работа с литературным материалом
– Я прочитаю вам сказку о том, как старик природное равновесие нарушил. Сказка называется «Сова», ее написал В.Бианки.
- Как вы думаете, может ли от совы зависеть, сколько корова даст молока?
- Постройте цепь питания, которая прослеживается в сказке:
клевер → шмели (мед) → мыши → сова
- А сейчас ответьте на вопрос: зависит ли от совы количество молока, которое дает корова?
Для этого нужно составить логическую цепочку, вспомнив содержание сказки:
сова → мыши → гнезда шмелей

молоко ← корова ← клевер
б) Работа в группах. Нарисовать цепи питания природного сообщества «Луг» из трех звеньев.
5. Охрана лугов.
Луга играют большую роль в сельском хозяйстве, издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботятся о них: очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы.
В середине лета начинается страдная пора - сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для кормежки домашних животных в зимнее время.
Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд и др. - может нарушить экологическое равновесие луга.
Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек, пчел, то растения погибнут (неопыленные растения не дают семян). Все живые существа связаны друг с другом.
Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам.

И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели».

Что нам нужно делать , чтобы сохранить луг. Разработка правил. Рисование экологических карточек в группах.
6. Рефлексия.
Просмотр клипа луговые цветы.
- Что такое луг?
- Кто живет на лугу?
- Для чего нам нужны луга?
-У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили тему луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень - жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Прикрепите их на доску.
(Таким образом, учитель отчётливо увидит насколько хорошо дети усвоили материал.)

7. Дом.зад. Заполнить таблицу.
Категория: Начальная школа | Добавил: FNV (2015-03-10)
Просмотров: 2329 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru