Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

статья
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в работе над личностью играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что¬бы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в сопереживаниях.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного возраста.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для

последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо¬теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации
возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший- учитель учит ее находить.
А. Дистервег
Младший школьник должен отличаться сформированностью таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самосознание, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития. Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в развитом правовом обществе, у нас нет. Этот набор качеств является ключевым в обучении учащихся современной школы, начиная с ученика младших классов и заканчивая её выпускником.
За годы работы в начальной школе формируя личность и развивая ее всесторонне по роду своей деятельности часто приходится перестраиваться таким образом.
Использование на уроке проблемных ситуаций, применение заданий поискового характера востребованы в сегодняшней школе, так как вся «система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера - творческий процесс, путь поиска и находок». В последние годы в практику работы учителей все шире входит деятельностный метод обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание, сотворение. Сегодня стало очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.
В связи с этим , ставила перед собой следующие задачи:


Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;
• Обоснование важности формирования информационно-
коммуникативной компетентности у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся;
Формирование у школьников прочных умений и навыков на любом уроке -одна из важнейших задач учебного процесса. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Моя задача – лишь помочь ему.
Активизация познавательной деятельности требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя, использования различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1.Создание максимальной помощи ученику с учетом результатов анализа контрольных работ, работы на уроке.

2.Познание становится ведущей деятельностью в развитии ребенка.

3. В зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.

4. Замечать любые способности учеников.

5. Создавать условия для развития познавательных способностей посредством дифференциации, как на уроках, так и во внеклассной работе.
Начинаешь задавать себе вопросы.
Как сделать так, чтобы мои ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребёнок откажется от просмотра мультфильмов, компьютерных игр, а отдаст предпочтение книге?
Наверное, только тогда, когда он будет жить вместе с героями не определённый момент, а в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые
моменты. Чтобы воплотить это в жизнь я использую метод «погружения в литературное произведение» Мы читаем с учащимися длительное время большое по объёму произведение. Ежедневно дома дети читают одну главу или несколько страниц . На следующий день на уроке 5 минут. Ученики ждут этих совместных обсуждений, хотят соотнести собственные впечатления с мнениями ровесников. Каждая книга даёт возможность открыть что-то новое. Работа строится на вопросах учеников. Учащиеся ведут дневник читателя по чтению, где записывают вопросы, делают рисунки, пишут небольшие сочинения. Оценивая работу в тетради, стараюсь учитывать содержание вопросов, грамотность написания, аккуратность, систему в работе. Мы стремимся, чтобы вопросы носили поисковый характер. На своих уроках учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения. В
конце года второго класса при проверке техники чтения, все дети справились с нормой. Читая , у детей развивается фонематический слух, столь важного для усвоения правописания. У детей хорошо читающих, развито языковое чувство, они слышат фонемы и пишут грамотно. Но не всем дано быть грамотными. Одна из волнующих моих проблем научить грамотному письму, а то есть замечать речевые ошибки.
Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимания учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падение интереса к чтению, организация учителем учебной деятельности оптимальная.
Один из этапов русского языка – словарно - орфографическая работа. Цель учителя - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания орфограмм и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждом уроке.
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребёнку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. С самых первых дней ребёнка в школе учу рассматривать любое правило и научиться, им следовать. Развитию орфографической зоркости способствует большое количество систематических упражнений.
Ежеурочно - проводимые « орфографические зарядки» нацеленные на умение учащегося обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Проводятся в начале каждого урока русского языка, занимают 5-6 минут урока. Эти упражнения можно подразделить на четыре этапа: подготовительно- ознакомительный этап, тренировочный этап, закрепительный этап, контрольно- диагностический этап.
1.
Упражнения « Орфограммы в загадках» развивая орфографическую зоркость, помогают учителю разнообразить работу на уроке, формируют любовь к народному творчеству, расширяют кругозор, обогащая словарный запас, развивают логическое мышление, приучая к размышлению и доказательству.


Например:

ЖИ – ШИ Парные согласные.

Сами крошки, Хозяин лесной

Боятся кошки: Просыпается весной.

Под полом живут А зимой под вьюжный вой

Туда всё несут. Спит в избушке снеговой.

(мыши) (медведь)

Ползун ползет, На дворе горой

Иголочки везёт. А в избе водой.

(ёжик) (снег)
2.Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работ, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.

3.Объяснительные и предупредительные диктанты.

4. Выборочные списывания диктантов. Приём списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Письмо по памяти.

5. Использование зрительных диктантов.

6.Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты, так, как написаны.

7. Очень активизируют работу перфокарты.

8. Использование орографической зоркости практикуется работа в парах. Работа в парах организуется разнообразно, где учащиеся должны видеть « опасные места», рассуждать, доказывать.

9. Составление опорных таблиц и памяток учащегося, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.
При работе над орфографической зоркостью особого внимания требуют словарные слова.
Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение ряда словарных слов.
Все слова я группирую по темам. Например:
:учебные вещи, огород, класс, школа, завод, птицы, зима, в магазине, животные. . Тематически учащиеся лучше запоминают слова из словаря, составляют с ними предложения и небольшие тексты.

Вот некоторые из видов работы над словарными словами, которые использую в работе.
-напиши названия птиц (учебных вещей) и другие.

-запиши слова с мягким знаком.

-запиши слова, отвечающие на вопрос кто? что?

-запиши существительные мужского рода (ж.р., с.р.) – в 3 классе.

-выборочный диктант (учащиеся записывают только словарные слова).
При первом знакомстве с новым словом используют загадки, предметные картинки, описание признаков предмета. Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Выполняя работу над ошибками, учу детей работать по памяткам. Сначала учимся работать коллективно, а затем дети работают самостоятельно.
В своей педагогической практике уделяю внимание к системе нетрадиционных уроков, которые получили название повторительно - обобщающие. Именно на таких уроках возлагается задача приведения в систему изученного материала. Включая сюда, письмо по памяти, орфографические загадки, ребусы, списывание деформированного текста, использование зрительных диктантов. Учащиеся любят работу в парах, где выполняют роль учителя, находят ошибки товарища - рассуждают, доказывают. Использую приёмы дифференцированного обучения..

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. А, как известно познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Математика тоже очень сложный предмет и задача учителя развивать на уроке смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету, математические навыки. Формирование у школьников вычислительных навыков – одна из главных задач начальной школы, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными
приёмами. Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая
знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти
результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно
быстро.
Вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, автоматизмом и прочностью.
Правильность – это значит, ученик правильно находит результат арифметического действия, т. е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.

Осознанность – это значит, ученик осознаёт на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему так надо решать.
Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём.

Автоматизм – ученик выполняет операции быстро и в свёрнутом виде.

Прочность – ученик сохраняет сформулированные вычислительные навыки на длительное время. При формировании вычислительных навыков важно, чтобы было достаточное число упражнений, чтобы они были разнообразными как по числовым данным, так и по форме.
Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и считаю, что без этой «изюминки» урок скучен, неинтересен ребятам. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу, приучает считаться с интересами товарищей. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики игр и игровых ситуаций, делает процесс интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Успешность изучения математики в первом и последующих классах зависит от качества усвоения детьми нумерации и арифметических действий в пределах 10. Во-вторых без твёрдого знания таблицы сложения чисел в пределах 10 невозможно производить действия над многозначными числами. Поэтому задача учителя на первых порах в первом классе помочь ребёнку понять нумерацию первого десятка, а не запоминать её механически. Некоторые дети приходят в школу неподготовленными, не умеют держать ручку. Опыт показывает, что для каждого урока необходимо определить не только общую учебно-воспитательную задачу, но и пути разрешения этой задачи применительно к каждому из учащихся с учётом индивидуальных особенностей. Использую различные формы работы со слабоуспевающими: индивидуальные задания и занятия, систематическая работа над ошибками, повторное объяснение материала, дифференцированные задания.
Например: запиши число, предшествующее данному числу при счёте, и число, следующее за ним...….200…., ......450....., ......309.....

Соедини линией примеры с одинаковыми ответами 17+19 80-8 9*8 37-28 7*8 .

Вставь вместо звёздочек цифры так, чтобы запись была верная: **** + * =****.
С помощью вычислительных навыков дети отгадывают названия произведений, загадки, ребусы. Для проверки вычислительных навыков практически на каждом уроке использую перфокарты. В моей копилке есть перфокарты по следующим темам:
- проверка состава чисел в пределах 10 (домики).

- проверка состава чисел второго десятка.

- сложение и вычитание в пределах 10,20,100.

- табличное умножение и деление.

- вне табличное умножение и деление.
Эта работа даёт свои результаты.
При выполнение проверочных и контрольных работ мои ученики реже допускают ошибки в вычислениях.
Ребята с удовольствием работают и в парах, группах. Одним из самых любимых уроков, дети считают урок математики, так как разнообразные задания, игры-соревнования, математические лабиринты вызывают у учащихся большой интерес и способствуют развитию математического мышления.
На уроке Познания мира уделяю большое внимание формированию знаний
учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъяснялось, что соблюдение правил поведения при общении с природой

- одна из важнейших задач охраны природы. На экскурсиях обращаю внимание детей на конкретные примеры невыполнения правил поведения людей в природе. Показываю берёзку или рябинку с обломанными ветками, стволы деревьев с вырезками и надписями на них, вытоптанную траву, покрытую бумажным мусором. Отталкиваясь в ходе беседы от этих примеров, дети сами формулируют правила поведения в природе.
Использование проблемного метода предполагает особую форму подачи
материала в каждом уроке.. Любят учащиеся и уроки-конкурсы, уроки-
конференции которые я провожу .. Например: урок-конкурс на лучшую
композицию из природных материалов ( листьев, семян, плодов). Названия
своим творениям дети придумывают сами. Работали в группах. Каждая группа проявила свою фантазию.
Подобную работу провожу и на уроках трудового обучения.
Задача уроков трудового обучения развивать определённые трудовые навыки, познавательный интерес, воспитание любви к труду, уважение к людям труда, творческие способности.
На каждом уроке перед практической работой проводится небольшая вступительная беседа с организацией образцов.
Основное её назначение-разъяснение задания. Обычно не затягиваю эту часть урока, так как за один урок нужно сделать ту или иную поделку. После урока труда организую выставки работ в классе, поэтому все дети стараются, чтобы его работа была лучшей.
Иногда уроки труда сопровождаются спокойной музыкой. Это тоже стимулирует детей к творчеству.
Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у ребёнка сформировано одно из ведущих качеств личности - познавательная активность, важным фактором которой является поощрение. Возрастные и психологические особенности младшего школьника указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса на любом уроке. Им оцениваются не только положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе поощрение подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе, а значит, от этого зависит эффективность урока. К высокой эффективности урока ведут многие пути: объяснение нового
материала, закрепление, домашнее задание, опрос учащихся, индивидуальная работа, подведение итога урока - это важный этап.
Что дал урок? Достигнута ли моя цель? Решены ли поставленные задачи? Над чем ещё нужно работать? Важно, чтобы мои дети уяснили, чему они научились, чем обогатились, какие знания умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны видеть свой рост. А также из четверти в четверть , из полугодия в полугодие, из года в год я им доказываю важность каждого этапа т.е. их результат, достижения. Из опыта своей
работы я вижу, что каждый ребёнок ежедневно уносит что-то новое и
делится этим со своими родителями, которые тоже играют важную роль учебно-воспитательном процессе в.
Ежегодно в нашем классе существует традиция проведения праздников «Новый год», «8 Марта». Также традицией является поход в осенний парк. Вот тут ребята и доказывают, как нужно вести себя в природе? К празднику готовимся заранее. Делаем поздравительные открытки или сувениры, ставим сценки, разучиваем танцы, стихи, песни о маме и любой праздник и 8 марта, и праздник пап, заканчивается чаепитием. Дети очень рады, когда их родители приходят на праздники и участвуют вместе с ними.
Посейте поступок – пожнёте привычку,

посейте привычку – пожнёте характер,

посейте характер – пожнёте судьбу
У.Теккерей
Считаю это высказывание главным руководством в воспитании детей. Учитель и родители должны быть единомышленниками в этом важном деле. Главное – это сотрудничество
Я считаю, что роль классного руководителя – это роль объединяющей силы и поддержки, как для детей, так и для родителей. Чтобы стать такой поддерживающей силой, нужно непрерывное и искреннее общение. Осуществлению такого общения способствуют родительские собрания. предложенную методическую литературу учёных – педагогов и психологов. Собрания провожу в форме тестов, тренингов, дискуссии, в форме непринуждённой беседы за чашкой чая.
Проводится большая работа с родительским комитетом, который в свою очередь, привлекает остальных родителей:

оформление классных уголков;

озеленение класса, школы и пришкольных участков;

организация походов;

организация и проведение поездок;

организация и помощь при проведении классных и школьных мероприятий.
Считаю, что при работе с родителями важны личностные отношения. Родители могут прийти в школу, позвонить домой и поделиться своими проблемами, обсудить какие-то дела. Никогда не отказываю в помощи и поддержке, всегда стараюсь помочь.
В заключении хочется отметить, что радость и залог успеха создаётся при тесном сотрудничестве учителя, ученика, родителя.
Постоянно совершенствую свою педагогическую деятельность: занимаюсь самообразованием, посещаю уроки своих коллег, семинары. Сама участвую в них.

Список используемой литературы:
1.Обучение и развитие под редакцией ЗанковаЛ.В.-М.,1975г.
2.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям-М.,1983 г.

3.Шевченко С.Д. Как научить каждого-М.,Просвещение 1991 г.
Категория: Начальная школа | Добавил: Надежда6727 (2015-03-31) | Автор: Алтыбаева Надежда Андреевна E W
Просмотров: 191 | Комментарии: 1 | Теги: развитие личности | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 8:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru