Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка в 2-м классе Тема: «Орфограммы слова»
Урок русского языка в 2-м классе
Тема: « Орфограммы слова »
Цель: закрепить знания, умения и навыки учащихся…..орфограммы в слове
Задачи:
1. Обобщить знания, умения и навыки учащихся об изученных орфограммах в слове.
2. Закреплять орфографические умения учащихся:
 написание словарных слов;
 обнаруживать орфограммы:
безударную гласную, проверяемую ударением;
парную согласную на конце слова;
сочетания –жи-ши, -ча,-ща, -чу,-щу.
 применять орфографические правила.
3. Формировать навыки контроля и самоконтроля.
4. Учить работать с памятками, пользоваться словарём.
5. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
6. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: презентация, каталог орфограмм, толковый словарь, орфогроафический словарь
Ход урока:
1.Орг. момент.
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
-Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях.
-Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.
2.Сообщение темы и цели урока. Мотивация.
-Сегодня у нас не просто урок русского языка.
-Посмотрите, как называется наш урок?
Слайд 1 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА
-Продолжите мысль…
Тема важная, потому что
1. Слышим
2. Пишем
-Какие правила учат вас грамотному письму?.
(Список схем-орфограмм)
Слайд 2
-Чему мы должны научиться?
-НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ*Объяснять правописание слов;*Уметь видеть и исправлять огшибки; * осуществлять самоконтроль
-Должны закрепить умение применять правила при написании слов
- Оценить себя
Слайд 3
-Тогда в путь! Отправляемся в морское путешествие в мир слов!
- Наш корабль держит курс в открытый океан. В океан орфографических правил.
Слайд4 Наше путешествие морское
- Запишем дату отправления в нашем бортжурнале. Кто знает, что такое «бортжурнал»? Для чего он предназначен?
Учитель записывает дату и вид работы на доске, ученики – в тетрадях.
Слайд4 -Мы отправляемся в путь из порта Чистописания. Нам помогает…Морячка ПЧАГ
Пишу чисто, аккуратно, грамотно
-когда первые буквы нескольких слов образуют новое-называется аббревиатура( США, РК, ЦСК )
Слайд 5 Учитель делает показ на доске: Кк
- Подумайте, куда мы с вами отправимся:
Кругом вода,
А с питьём – беда. (океан)
- На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:
Ходит город-великан
На работу в океан. (корабль)
- Кто будет управлять нашим судном:
Может, ты на корабле бывал
И в руках держал штурвал?
По океанам и морям
Ведёт корабль … (капитан)
- Что поможет нам не сбиться в пути:
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой. (компас)
Ученики записывают отгадки в тетрадях, учитель – на доске: океан корабль капитан компас
- Проверьте правильность написания слов, поставьте ударения, выделите орфограммы. Как проверить написание безударных гласных в данных словах? (Проверить невозможно, т.к. это словарные слова, их написание нужно запомнить.)
Большому кораблю – большое плаванье.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?
- Спишите. Найди орфограммы.
Появляются выделенные буквы
Все Хром читаем Большому кораблю – большое плаванье.
Слайд 6 А вот и карта путешествия 1 остановка Остров «Словарных слов»
- Пополним запас продуктов.
Запись словарных слов по картинкам. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные непроверяемые ударением.
Работа в парах Все работают в тетрадях. (Взаимопроверка.Взаимооценка)
Помидоры, морковь, капуста, огурцы, картофель, чеснок, яблоки.
Исследование словарных слов.
а) Лексическое значение
- Как назвать все данные слова одним словом? (Овощи)
- Почему мы возьмём с собой так много овощей?
- Какое слово ЛИШНЕЕ?
б) Фонетическое значение
- В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель)
- В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)
в) Орфографическое значение
- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать?
Вывод: Запомнить написание этих словарных слов
Взаимопроверка.Взаимооценка
Слайд 8 2-ая остановка «Остров безударных гласных »
- Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя?
- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад. Но помните:
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Слайд9 Выполняется задание по рядам самостоятельно.
Хвойные л…са
Боевые м…чи
Фруктовые с…ды Рыжая л…са
Футбольные м…чи
Лисья н…ра Широкая ре…ка
Холодная з…ма
Большие ст…да

- Пользуемся памяткой:
ед.ч. ↔ мн.ч.
Проверяем, кому доверите команда 1 ряда?...2 ряда?...3ряда?
Хвойные л е са- лес
Боевые м е чи- меч
Фруктовые с а ды-сад Рыжая лиса- лис
Футбольные мячи-мяч
Лисья нора- норы Широкая река- реки
Холодная зима- зимы
Большие стада- стадо

Проверка выполненного задания. Ученики одновременно осуществляют самоконтроль и контроль тех, кто работал у доски.
Вывод …Нужно изменить слово по числу(один-много), так чтобы безударный гласный стал ударным.
Физминутка для глаз
Слайд 10 3-ая остановка «Остров парных согласных»
- На этом острове живёт принц Гласный и его свита Согласные
- Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:
Чтоб поменьше было случаев неясных,
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Слайд 11 Проверь себя
Учитель читает предложения, ученики записывают в тетрадях слова с парными согласными в корне, выделяют корень и подбирают проверочные, один работает у доски.
- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?» * ед.ч. ↔ мн.ч.
Олег бежит на пля....
На волнах плывёт пару….
Морские волны омывают бере….
За камнем прячется кра…..
В море видны остро…ки.
Пляж-пляжи, парус- паруса, берег-берега, краб- крабы, островки- остова
Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.
Далее ученики делают коллективный вывод: парный согласный проверяю, рядом гласный подставляю.* ед.ч. ↔ мн.ч.
- Вы, ребята , молодцы, гласных и согласных букв приятели. Вас теперь они зовут МЧС – спасатели.
Как расшифровать аббревиатуру МЧС?
Физминутка
Слайд 12
4-я остановка Остров «Ошибок»
Слайд 13- открывается картина Астаны с подписью:
Астона – сталица нашей родины. Это балшой и кросивый горот.
• Корректоры. Сейчас вы будете работать корректорами. Работая в паре, будьте дружны, помогайте друг другу.
- Исправьте ошибки, которые возникли
Помните:
А как писать, неясно вам… ?
Чтобы знать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро нужное искать.
А словарь вам будет помогать
X. Итог урока. Поиграем???по звукам слово отгадаем
Слайд14 5-ая остановка «Остров пиратов».
Сдайд 15-Д
- На этом острове живут пираты. Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно с ними поиграть- по звукам слово отгадать. Напишите , проверьте
Клюв, поход, мороз, лягушка, коньки, яблоко.
• Что нового узнали на уроке?
• Сдайд 17-Д
Рефлексия Оцени себя « мой кораблик плывет»
1. Кораблик - Я вижу в словах опасные места и умею их проверять. Хочу знать больше!
2. Кораблик -Я не всегда вижу в слове опасное место. Могу лучше!
3. Кораблик -Мне трудно, нужна помощь! sos


Ученики получают индивидуальные домашние задания на карточках.
- Какие выводы вы сегодня сделали на уроке?
Повторяются выводы о правильном написании словарных слов, безударных гласных , парных по глухости-звонкости согласных в словах
- Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
- Урок окончен!

Литература:
Волина В.В. "Учимся играя" - М.: Новая школа, 1994
Жиренко О. Е. и др. "Учим русский с увлечением" Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005
Рамзаева Т. Г. Учебник "Русский язык" в 2-х честях. 3 класс. - М.: Дрофа, 2008
Леонов Е. Н. "Орфографический словарь" - М.: АСТ-пресс, 1995
Категория: Начальная школа | Добавил: ВалентинаГор (2015-04-07) | Автор: Горяева Валентина Владимировна E
Просмотров: 516 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru