Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Моя семья
КГУ СОШ №32
Учитель русского языка и литературы
Нурлыбаева Бакытзада Советбековна
Тема: «Семья»
Цель:
Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
• Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
• Развивать речь, внимание, мышление, память,
• Способствовать формированию понимания значимости семьи.
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
• Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
• Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Оборудование:
• Карточки с названиями родственников
• Карточка с ребусом
• Картинки с изображением родственников (мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.)
На уроке могут присутствовать родители, т. к. урок проходит 1 сентября и многие дети пришли в школу с родителями.
Ход урока

I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас повзрослевшими и отдохнувшими. Сегодня у нас с вами необычный урок: и веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, рисовать, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, о семье.
На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте его отгадаем.
(Дети отгадывают ребус: 7Я,)
Учитель:
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре « семь» добавлю «Я»
И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.
( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )

Оформление доски:


II. Отгадывание загадок:
Учитель:
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша........(МАМА)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый.....(ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша.............( БАБУШКА) 4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет
Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)

5.Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)
6.Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ)
7. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ)
8.Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили......(СЕСТРУ)

Оформление доски:По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:



Вот такая схема у нас получилась.

III. Основная часть.
Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?
Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)
А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.
На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

IV. Практическое задание:
А каков состав вашей семьи? Сейчас я буду вызывать вас по одному к доске, а вы покажите кто живет в вашей семье (дети при помощи магнитных картинок, перетаскивая их в один ряд, ставят тех, кто является членами его семьи.)
Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- сотворение семейного счастья .Счастье каждый человек понимает по своему, и все-таки если у человека нет своей семьи или в его семье нет мира и лада, вряд ли он сочтет себя счастливым. Вот и получается, что семейное счастье - при всем разнообразии представления о нем - нужно каждому из нас!
Взрослые люди вывели всем понятную формулу жизни: когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью домой, применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.
Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).
Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.
V. Работа с пословицами:
На доске пословицы и поговорки напечатанные на картоне с магнитной основой (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)
(Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• В дружной семье и в холод тепло.
• В недружной семье добра не бывает.
• В семье согласно, так идет дело прекрасно.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• В хорошей семье хорошие дети растут.
• В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
• В семье, где нет согласия, добра не бывает.
• Согласие да лад_ в семье клад.
• Не будет добра, коли в семье вражда.
• Отца с матерью почитать- горя не знать.
• Человек без семьи, что дерево без плодов.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• Семья-опора счастья.
А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

Группа 1:
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• В дружной семье и в холод тепло.
• В семье согласно, так идет дело прекрасно.
• В хорошей семье хорошие дети растут.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
• Согласие да лад - в семье клад.
• Отца с матерью почитать- горя не знать.
• Человек без семьи, что дерево без плодов.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• Семья-опора счастья.
Группа 2:
• В недружной семье добра не бывает.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• В семье, где нет согласия, добра не бывает.
• Не будет добра, коли в семье вражда.

Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.
Ответы детей: Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

Оформление доски:
Возврат к первой схеме:
(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)
Получилась новая схема:



VI. Творческая работа:

Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа, ваши родители могут вам помогать.
(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)
Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

VII. Итог урока:
Выставка рисунков . (дети объясняют, что нарисовали и почему.)


Ответы детей:
1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои родные.»
2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники.» и т. д.
Учитель:Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!!!
Категория: Начальная школа | Добавил: Айнура9433 (2015-05-04)
Просмотров: 232 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru