Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Имена существительные с щипящим звуком на конце слова. ( Урок русского языка, 2 класс)
Каирова И.И.
учитель начальных классов,
ГУ «Гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек»

Имена существительные с щипящим звуком на конце слова. ( Урок русского языка, 2 класс)
Цель: ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с щипящим звуком на конце слова.
Задачи:
Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на щипящий звук; умение правильно употреблять мягкий знак после щипящих букв, обозначающих звуки.
Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы, умение мыслить позитивно и жить вдохновенно.
Способствовать формированию мыслительных операций обобщающего характера; нравственных ценностей учащихся. Расширять кругозор учащихся, уважение друг к другу, умение радоваться за другого человека.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте. Уважаемые гости, мы очень рады приветствовать вас сегодня в нашем классе.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
( А.С.Пушкин)
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Позитивный настрой. (Концентрация в Свете).
Расслабьтесь, займите удобное положение, закройте глаза… Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. На листочках, на каждой травинке - везде поблескивают капельки счастья. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое удивительной зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь его красотой. Как прекрасен ваш внутренний мир! Какой теплый и чистый свет излучаете вы! Свет наполняет ваше тело, вашу голову, ваши руки, ноги. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце... Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной на весь день!
Теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.

-Сегодня наш урок пройдет в виде устного журнала « Имя существительное».
Для того чтобы у вас все сегодня получилось, я очень хочу, чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю девизом нашего урока следующие слова, давайте вместе их прочитаем:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
- Как вы понимаете эти строки?
Дружба- это очень важно, ведь благодаря ей, мы можем вместе справиться с любой трудностью.
Только если вы будете по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.
- Я думаю, что сегодня на уроке мы постараемся сохранить дружеские отношения. Итак, первая страница нашего журнала начинается с чистописания.
II.Чистописание.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На отлично напишу.
-Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки я произнесла в конце каждого предложения?

-Как шипит змея? (ш-ш)
-Как выпускает пар паровоз? (щ-щ)
-Как жужжит шмель? (ж-ж)
-Первая строчка ч ш щ ж
-Вторая строчка лещ сыч
-Какие слова записали? К какой части речи относятся?
III.Словарная работа
(На доске записаны слова)
В...р...б...и, т…трад…,п…л…то, к…н…ки, к…рабл…, к…ртоф..,урок.
- Прочитайте данные слова. Найдите лишнее слово.
- Что вы можете сказать о данных словах?
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили?
- Сегодня вы познакомитесь с еще одной позицией «ь»
Синквейн
Урок.
Интересный,познавательный.
Воспитывает,учит,развивает.
Ученики сидели на уроке.
Урок-занятие-предмет.
-Молодцы! Отвечаете дружно,помогаете друг другу, радуетесь успехам своих товарищей.
-Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.
IV. Повторение знаний об имени существительном.
Кластер
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи?
-Молодцы, ребята. Вот мы еще раз убедились, как слаженно у нас идет работа, когда мы с вами дружная команда.
V.Создание проблемной ситуации.
-Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё не знаем об имени существительном.
Будем учиться писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)
-Прочитайте слова на мониторе: Марш, врач, овощ ночь, рожь, мышь. (ТСО)
-Что вы можете сказать об этих словах?
-Что общего в звучании данных слов?
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов врач Ь нет? (аналогично: марш –ночь, овощ –мышь )
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах рожь, мышь, ночь в конце написали мягкий знак, а в словах марш, овощ, врач, его нет?)
- В чём различие?
-Запишите в первый столбик имена существительные мужского рода, а во второй столбик имена существительные женского рода.
-Что вы заметили в записи имён существительных?
Вывод:
(У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)
VI.Физминутка.
-А теперь мои друзья перейдем к физкульт.минутке. Это самая веселая страница нашего журнала. Все вы знаете, что в здоровом теле, здоровый дух.
- Когда ты чувствуешь себя человеком здоровым, полноценным и цельным, когда у тебя ничего не болит и когда ты во время движения чувствуешь, как работает твой организм...Это прекрасно…
VII. Работа с учебником
1.Работа с правилом стр. 141
2.Фронтальная работа стр. 141 упр.372 (вывод)
3.Работа с карточками.
4. Составление памятки.
Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце.
-Что сначала мы должны сделать? (Обсуждение вместе с детьми)
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.
VIII.Сценка « Сказка о Мягком знаке».
-Ребята, Маша и Кирилл подготовили сценку. «Сказка о мягком знаке».
-Давайте поддержим и поапплодируем им.
Жила-была в алфавитном саду очень странная буква-буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву-Мягкий знак! Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:
«Моя ночь, вещь и рожь,
Моя дочь, печь, брошь,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!
Растрогались добрые существительные женского рода
с буквами ч(че), щ(ща), ж(же), ш(ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком.
-Назовите слова с шипящими на конце.
-Объясните, почему надо писать - Ь - в этих словах?
-Вы заметили, какого рода эти сущ-е? Правильно, женского, значит Ь мы будем писать.
Обрадовался - Ь -, побежал к сущ-м мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал:
«Мой товарищ, врач, скрипач,
Ключ, гараж, кумач и грач!
Хочу я с вами поиграть,
Хочу в конце у вас стоять!

Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали -Ь- :
«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»
-Назовите слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь -Ь-?
Вывод:
У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)
X.Итог.
-Ребята, что нового о правописании имен существительных м.р и ж.р. вы узнали на уроке?
-Чему научились?
-Что еще вы вынесли из этого урока?
Нужно быть дружными, дружба помогает справляться с любыми трудностями.
Дружить – значит уважать, помогать друг другу, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе)
XI. Д/З стр. 141 упр. 373
XII.Рефлексия.
Время года –зима. У вас на парте лежат красивые и волшебные снежинки. Сделаем с вами красивую гирлянду из снежинок.
Если было интересно,легко на уроке,во всем разобрались –прикрепите голубую снежинку.
Если иногда были трудности, сомнения –белую снежинку.
Если не разобрались в теме, или было не интересно, то розовую.
XIII.Групповое пение.
Песня:«Дружба»
Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды, это просто.
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы, это просто.

Припев
Воскресенье, суббота,
Дружба – это не работа,
Дружба – это не работ
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Категория: Начальная школа | Добавил: ТатьянаТатьянка (2015-06-09) | Автор: Каирова И.И. E
Просмотров: 988 | Комментарии: 2 | Теги: дружба, шипящие согласные, мягкий знак | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 8:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru