Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Имена существительные с щипящим звуком на конце слова. ( Урок русского языка, 2 класс)
Каирова И.И.
учитель начальных классов,
ГУ «Гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек»

Имена существительные с щипящим звуком на конце слова. ( Урок русского языка, 2 класс)
Цель: ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с щипящим звуком на конце слова.
Задачи:
Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на щипящий звук; умение правильно употреблять мягкий знак после щипящих букв, обозначающих звуки.
Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы, умение мыслить позитивно и жить вдохновенно.
Способствовать формированию мыслительных операций обобщающего характера; нравственных ценностей учащихся. Расширять кругозор учащихся, уважение друг к другу, умение радоваться за другого человека.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте. Уважаемые гости, мы очень рады приветствовать вас сегодня в нашем классе.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
( А.С.Пушкин)
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Позитивный настрой. (Концентрация в Свете).
Расслабьтесь, займите удобное положение, закройте глаза… Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. На листочках, на каждой травинке - везде поблескивают капельки счастья. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое удивительной зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь его красотой. Как прекрасен ваш внутренний мир! Какой теплый и чистый свет излучаете вы! Свет наполняет ваше тело, вашу голову, ваши руки, ноги. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце... Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной на весь день!
Теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.

-Сегодня наш урок пройдет в виде устного журнала « Имя существительное».
Для того чтобы у вас все сегодня получилось, я очень хочу, чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю девизом нашего урока следующие слова, давайте вместе их прочитаем:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
- Как вы понимаете эти строки?
Дружба- это очень важно, ведь благодаря ей, мы можем вместе справиться с любой трудностью.
Только если вы будете по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.
- Я думаю, что сегодня на уроке мы постараемся сохранить дружеские отношения. Итак, первая страница нашего журнала начинается с чистописания.
II.Чистописание.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На отлично напишу.
-Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки я произнесла в конце каждого предложения?

-Как шипит змея? (ш-ш)
-Как выпускает пар паровоз? (щ-щ)
-Как жужжит шмель? (ж-ж)
-Первая строчка ч ш щ ж
-Вторая строчка лещ сыч
-Какие слова записали? К какой части речи относятся?
III.Словарная работа
(На доске записаны слова)
В...р...б...и, т…трад…,п…л…то, к…н…ки, к…рабл…, к…ртоф..,урок.
- Прочитайте данные слова. Найдите лишнее слово.
- Что вы можете сказать о данных словах?
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили?
- Сегодня вы познакомитесь с еще одной позицией «ь»
Синквейн
Урок.
Интересный,познавательный.
Воспитывает,учит,развивает.
Ученики сидели на уроке.
Урок-занятие-предмет.
-Молодцы! Отвечаете дружно,помогаете друг другу, радуетесь успехам своих товарищей.
-Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.
IV. Повторение знаний об имени существительном.
Кластер
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи?
-Молодцы, ребята. Вот мы еще раз убедились, как слаженно у нас идет работа, когда мы с вами дружная команда.
V.Создание проблемной ситуации.
-Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё не знаем об имени существительном.
Будем учиться писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)
-Прочитайте слова на мониторе: Марш, врач, овощ ночь, рожь, мышь. (ТСО)
-Что вы можете сказать об этих словах?
-Что общего в звучании данных слов?
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов врач Ь нет? (аналогично: марш –ночь, овощ –мышь )
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах рожь, мышь, ночь в конце написали мягкий знак, а в словах марш, овощ, врач, его нет?)
- В чём различие?
-Запишите в первый столбик имена существительные мужского рода, а во второй столбик имена существительные женского рода.
-Что вы заметили в записи имён существительных?
Вывод:
(У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)
VI.Физминутка.
-А теперь мои друзья перейдем к физкульт.минутке. Это самая веселая страница нашего журнала. Все вы знаете, что в здоровом теле, здоровый дух.
- Когда ты чувствуешь себя человеком здоровым, полноценным и цельным, когда у тебя ничего не болит и когда ты во время движения чувствуешь, как работает твой организм...Это прекрасно…
VII. Работа с учебником
1.Работа с правилом стр. 141
2.Фронтальная работа стр. 141 упр.372 (вывод)
3.Работа с карточками.
4. Составление памятки.
Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце.
-Что сначала мы должны сделать? (Обсуждение вместе с детьми)
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.
VIII.Сценка « Сказка о Мягком знаке».
-Ребята, Маша и Кирилл подготовили сценку. «Сказка о мягком знаке».
-Давайте поддержим и поапплодируем им.
Жила-была в алфавитном саду очень странная буква-буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву-Мягкий знак! Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:
«Моя ночь, вещь и рожь,
Моя дочь, печь, брошь,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!
Растрогались добрые существительные женского рода
с буквами ч(че), щ(ща), ж(же), ш(ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком.
-Назовите слова с шипящими на конце.
-Объясните, почему надо писать - Ь - в этих словах?
-Вы заметили, какого рода эти сущ-е? Правильно, женского, значит Ь мы будем писать.
Обрадовался - Ь -, побежал к сущ-м мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал:
«Мой товарищ, врач, скрипач,
Ключ, гараж, кумач и грач!
Хочу я с вами поиграть,
Хочу в конце у вас стоять!

Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали -Ь- :
«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»
-Назовите слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь -Ь-?
Вывод:
У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)
X.Итог.
-Ребята, что нового о правописании имен существительных м.р и ж.р. вы узнали на уроке?
-Чему научились?
-Что еще вы вынесли из этого урока?
Нужно быть дружными, дружба помогает справляться с любыми трудностями.
Дружить – значит уважать, помогать друг другу, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе)
XI. Д/З стр. 141 упр. 373
XII.Рефлексия.
Время года –зима. У вас на парте лежат красивые и волшебные снежинки. Сделаем с вами красивую гирлянду из снежинок.
Если было интересно,легко на уроке,во всем разобрались –прикрепите голубую снежинку.
Если иногда были трудности, сомнения –белую снежинку.
Если не разобрались в теме, или было не интересно, то розовую.
XIII.Групповое пение.
Песня:«Дружба»
Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды, это просто.
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы, это просто.

Припев
Воскресенье, суббота,
Дружба – это не работа,
Дружба – это не работ
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Категория: Начальная школа | Добавил: ТатьянаТатьянка (2015-06-09) | Автор: Каирова И.И. E
Просмотров: 339 | Комментарии: 2 | Теги: дружба, шипящие согласные, мягкий знак | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 10:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru