Этнографическое письмо. На протяжении всей своей педагогической работы Учитель в своих учениках растит Личность. Мы знаем, что человека можно назвать личностью тогда, когда он не забывает и помнит свое прошлое, своих предков, чтит их память, традиции, соблюдает семейные обычаи в настоящей жизни, оптимистически смотрит в будущее. Совсем недавно этнографический поиск был расширен до включения исследования о современных людях, их жизни и их обществ. Этнографическое исследование означает выявление и рассмотрение взглядов на повседневную жизнь сегодняшних людей. Этнографический поиск может быть использован, чтобы узнать о сегодняшней жизни, если этнографы могут использовать навыки каждодневного наблюдения, тогда существует возможность для учащихся начальных классов получить опыт в этнографическом исследовании и письме об их социумах и семьях. В связи с этим мною была определена цель работы в этом направлении: вырастить личность, которая бы, пропустив через жизнь предков, родителей, научилась бы находить на собственном жизненном пути настоящие истинные человеческие ценности. Для выполнения данной цели мною были разработаны пути достижения: 1. исследование ученика, направленное на улучшение чтения и письма в классе; 2. исследование ученика, имеющее фокус на изучение микроклимата семьи, его родственников для формирования дружных и прочных взаимоотношений между собой; 3. исследование ученика, поощряющее учеников узнать больше о своих социумах, корнях, для изменения некоторых аспектов каждодневной жизни. Свой этнографический поиск я начала с проведения своего первого родительского собрания в 1 классе в сентябре 2004 года. Собрание прошло в форме «Мастерской общения». Родители представились друг другу, рассказали о своей семье, хобби, традициях, пожеланиях классу, затем оформили Альбом класса, открыв каждый свою страничку о своей семье с пожеланиями своему ребенку. Дальше дети узнавали друг друга и своих родителей, проводя совместные праздники. Особенно запомнился всем Новый год. Родители самостоятельно избрали штаб, разработали сценарий, песни, проводили репетиции. По-окончании праздника дети рассказывали, что были удивлены тем, что впервые увидели свою маму Снегурочкой, Лисой и другими героями. А мамы рассказывали, как они проводили репетиции в штаб-квартире Олейниковой Юли. В этот год все мы отмечали 60-летие Великой Победы над фашизмом. Мои дети, проводя поисковую работу среди своих родственников и членов своей семьи, впервые окунулись в мир прошлого. Результатом стала Летопись памяти в школьном музее Боевой Славы ко Дню Победы. Во втором году обучения мы всем классом болели за наших близнецов Хакимбаевых Радиона и Рафаила. В течении месяца ребята с учителем и родителями на каждый тур писали стихи, песни, разучивали танцевальные движения в стиле рэп, обдумывали костюмы, музыкальное сопровождение. В самой семье в ходе подготовки произошли изменения во взаимоотношениях. Сблизились сами близнецы со своим старшим братом, который обучаясь в 9 классе, стал со своими друзьями искать и подбирать мелодии. В результате он влился в музыкальную группу при Дворце Молодежи. В семье Хакимбаевых все были поражены, внезапно открывшимися талантами старшего сына, а младшие, при прохождении туров и репетиций в классе, совсем потеряли свою застенчивость, раскрепостились, изъявили желание заниматься в изостудии при Дворце Молодежи. Теперь они поражают нас своими работами, гордятся своими успехами. Одноклассники близнецов тоже стали записываться в эту изостудию. Недавно семью Хакимбаевых пригласили в утреннюю передачу на ТВК-6. Дети почувствовали силу слова «дружба», когда весь класс скандировал: «Рафаиль!, Радион!», - в зале Дворца Молодежи. Мы заняли 2 место по городу! Учащимся захотелось дарить радость, улыбки, праздник своим родным. Класс подготовил концерт для своих родителей, сценки, частушки. Работа по созданию генеалогического древа каждого ученика, эссе родителей и учеников о своих корнях, о родных, классные часы о маме, папе, бабушке, дедушке, пожилых людях помогли ученикам осознать цели проекта по этнографическому письму: - ученики наблюдали и разговаривали с людьми об их ежедневной деятельности в определенном месте дома или социума. - во время исследования ученики сравнивали свои взгляды на деятельность с взглядами людей, исполняющих эту деятельность. - в малых группах ученики были вовлечены в систематические циклы исследовательской деятельности. Они составляли план действий, записывали данные, анализировали, интерпретировали услышанное, а затем начали выполнять последующие циклы исследования, чтобы ответить на новые вопросы, возникшие во время исследования. Ученики выработали понимание в ходе исследовательской деятельности важности истории для осмысления каждодневной жизни в то время, когда они рассматривали информацию о людях в семье. Некоторые поняли значимость написания истории своих корней, родных, как важный способ понять и самих себя. Другой академической пользой было то, что ученики задумались, в какой форме они изобразят свое генеалогическое древо: схематично или рисунком, представят букет счастья для бабушек и дедушек, создают мамин портрет. Я верю, что этнографическое письмо является ценным для учителей и учеников. Оно имеет потенциал, чтобы сделать видимыми пути жизни и взгляды людей на окружающий мир, которые находятся вне стен класса. Оно может познакомить учеников с новыми людьми и их идеями о каждодневной жизни, так как оно способствует письму вне стен школы. Участия в этнографическом поиске учит ребенка брать ответственность за обучение, формирование самостоятельного мнения, уважать мнения других, обдумывать план действия и последствия, рассматривать обстоятельства и думать критически по этому поводу, взвешивать альтернативные точки зрения. Рефлексия на свою жизнь и рассмотрение возможностей для изменения жизни являются следствием этнографического исследования моих учеников. Служаева Светлана Мингалиевна учитель начальных классов ГУ СОШ № 30 г. Семей
|