Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка во 2 классе "Как проверить парный согласный на конце слова"
Тема урока: Как проверить парный согласный на конце слова.
Дидактическая цель урока: закрепление знаний
Тип по дидактической цели: урок закрепления изученного материала
Вид урока: урок закрепления
Система обучения: развивающая
Цели по содержанию:
Образовательная: закрепление умений различать орфограммы, проверять парные согласные на конце слова, писать мягкий знак – показатель мягкости согласного (через правило, через тренировочные упражнения).
Развивающая: развитие устной и письменной речи.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, доброту, взаимопонимание.

Оборудование: «Словарь настроения», «Словарик слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова», Тестовые задания (I,II вариант), список орфограмм, карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной работы, нагрудные значки «Лидер», дидактический материал для проведения игры «Чудесный сундучок».

Ход урока: I. Организационный момент
(психологический настрой).
На парте лежит листок, на котором напечатан «Словарь настроения».

Словарь настроения

Праздничное, торжественное, радостное, веселое, шутливое, смешное. светлое, прекрасное, сказочное.

Бодрое, приподнятое, уютное, мечтательное, задумчивое, таинственное.

Противоречивое, непонятное.

Сонное, ленивое, равнодушное.

Неуютное, беспокойное, тревожное, печальное, грустное.

Хмурое, мрачное, сердитое, угрюмое.

Капризное, привередливое, капризное, насмешливое.

- Пользуясь словарем, определите свое настроение. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. С хорошим настроением начнем урок.

II. Сообщение темы урока.

В жизни трудящихся звуков
Всякое может случиться.
Могут они оказаться в слабой
И сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы
Осилим мы эти проблемы.

-Сегодня мы продолжим работу над фонемными правилами. Но особенное внимание на уроке уделим орфограмме №12, которая называется…
Дети: парный согласный.

III. Проверка знаний.

Игра «Чудесный сундучок».
По очереди учащиеся берут вопрос и отвечают на него.

1. Назвать парные звонкие и глухие согласные.
2. Какие звуки называются непарными согласными?
3. Назвать непарные звонкие согласные.
4. Назвать непарные глухие согласные.
5. Как называются гласные, на которые падает ударение?
6. Какие гласные вызывают сомнения?
7. Как проверить безударный гласный?
8. Как проверить согласный на конце слова?
9. Как пишутся сочетания -чк-, -чн?
10. Когда пишется мягкий разделительный знак?
11. Как переносятся слова с буквой «й»?
12. Как переносятся слова с ь?
13. Сколько в русском языке гласных букв? Назови.
14. Сколько в русском языке гласных звуков?
15. Как определить количество слогов в слове?
16. Назвать гласные буквы, которые обозначают два звука.
17. Как пишутся сочетания ЧУ-ЩУ; ЧА-ЩА?
18. Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ?
19. Какие гласные обозначают мягкость согласного?
20. Какие буквы обозначают твердость согласных?

- Встаньте, кто получил «5» баллов. Кто получил «4» балла? Музыка заиграла, потому что в нашем классе много «умников» и «умниц».

IV. Защита орфограммы №12. (парный согласный).
Выступает группа №2 с домашним заданием.

1-й ученик:
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных…
Чтобы не путать звонких и глухих.

Среди согласных букв различают парные согласные:

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

2-й ученик:
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
На конце слова звонкий согласный произносится как глухой:
/
Луг[к] - луга, юг[к] - юга
Парный согласный на конце слова нужно проверять.

3-й ученик
Чтобы проверить парный согласный нужно:
1. Найти парный согласный на конце слова
Стог, суп.
2. Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
Стога, супы.

4-й и 5-й ученики:
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Грядка.
- Нет чего? – Нет грядок.
- А тетрадь?
- Нет тетрадок.
-Зубки?
- Изменили – Зубы.
- Шубки?
-Проверяем – Шубы.

V. Закрепление.

1. Словарная работа.
-Отгадайте загадку, напишите отгадку и проверочное слово. Подчеркните орфограмму.

• Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

• Полосатое ядро, кумачовое нутро,
Хвостик, как у хрюшки в виде завитушки.(Арбуз)

• На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

• Красна- девица сидит, а коса на улице. (Морковь)

• Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)

• В воде купался, сухим остался. (Гусь).

- Обменяйтесь тетрадями (взаимопроверка). Кто получил 5, 4, 3?
В каком слове звучание парной согласной совпадает с написанием?(Гусь).
Сколько звуков в слове гусь? Почему? Сколько звуков в слове ёж? Какие ассоциации у вас возникают к слову ёж? (дикий, лес, колючки, клубок, ночь, фыркает). Составьте предложение со словом ёж.

Ёж живёт в лесу.
Найдите известные вам орфограммы. (№12, №4, №6, №1)

Релаксация.

«Хомка»
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, спинку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
1,2,3,4,5.
Хомка сильным хочет стать.

«Дом»
(пальчиковая гимнастика)
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять мы вышли.
Вдали гуси «Га-га-га»
Вот и кончилась игра.

2. Индивидуальный опрос
Три ученика работают у доски.

• Вставь пропущенную букву. Обозначь орфограмму.
Красивый наря…, лютый моро.., душ..стый ланды..., рыхлый сне…, высокий
стол…, белый пару….
• Вставь подходящее по смыслу слово.
За деревней…..
А на грядке….
Там, на речке…
А на груше….
• Сделать фонетический анализ слова рысь.
Работа с разноуровневыми заданиями по карточкам.

Карточка №1
Спиши и подчеркни пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.
Лютый моро…, глубокий сне…, новый горо…, высокий стол…, свежий хле…,тяжёлый гру….


Карточка №2
Спиши. Измени данные слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Зубы, глаза, сапоги, сады, столбы, ежи.

Карточка №3
Допиши подходящие по смыслу слова с парными согласными.
В аквариуме плавают золотые….
В берлоге спит….
Ученик сделал в диктанте две….

Карточка №4
Вставь нужную букву, подобрав проверочные слова.
1 столбик: мн. число и ласково;
2 столбик: только ласково:
3 столбик: только мн. число.
Гри… Арбу… Кру…
Зу… Гру… Тру…
Чи ... Са… Огоро…

3. Фронтальный опрос (работа по учебнику).
Стр.83, упр. №219
-Спишите пословицы. Допишите согласные буквы. Подбери проверочные слова.

Человек человеку друг (друга) и брат. Труд (трудом) кормит, а лень портит.
Дальше в лес – больше дров (дрова). Сорвать прут (прутик) не большой труд
(труда).

- Проверяем, как вы выполнили упражнение.

4. Устный опрос ученика, выполнявшего работу по карточке №1.
Дети поднимают сигнальные карточки с буквой, которую нужно писать в слове.

Лютый мороз, глубокий снег, новый город, высокий столб, свежий хлеб, тяжелый груз.

VI. Рефлексия.
Как произносится звонкий парный согласный на конце слова?
Как проверить парный согласный на конце слова?
(Выставление оценок).

VII. Домашнее задание.
Найти интересный материал о ежах. Повторить орфограммы.
По учебнику стр. 83. упр221.

VIII. Самооценка.
Дети оцените сами свою работу на уроке. Кому было все понятно на уроке, с заданиями справлялся уверенно, нарисуйте на полях зеленый круг.
Если вы затруднялись при выполнении заданий. Чувствовали себя неуверенно, нарисуйте желтый круг.
Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, нарисуйте красный круг.


Структура урока.

I. Организационный момент.
Психологический настрой.
• Словарь настроения.
II. Сообщение темы урока.
III. Проверка знаний.
• Игра «Чудесный сундучок»
IV. Защита орфограммы №12.
• Проверка домашнего задания у группы №2.
V. Закрепление.
• Словарная работа.
• Релаксация «Хомка», «Дом».
• Индивидуальный опрос.
• Фронтальный опрос.
• Проверка ученика по карточке №1, используя сигнальные карточки.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
VIII. Самооценка.

Проверь себя
1.
Назови парные звонкие и глухие
согласные.
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
2.
Какие звуки называются
непарными согласными?
Звуки не имеющие пары по глухости или звонкости.
3.
Назови непарные звонкие согласные.
Л, М, Н, Р, Й.
4.
Назови непарные глухие согласные.
Х, Ц, Ч,Щ.
5.
Как называются гласные на которые не падает ударение?
Безударные гласные.
6.
Какие гласные вызывают сомнения при написании?
Гласные в слабой позиции или безударные гласные.
7.
Как проверить безударный гласный?

Подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. Коза-козы.
8.
Как проверить согласный на конце слова?
Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
Стог-стога.
9.
Как пишутся сочетания –чк, -чн?

Сочетания –чк,чн пишутся без мягкого знака, потому что «ч» всегда мягкий. Удочка.
10.
Когда пишется разделительный мягкий знак?
Пишется после согласных перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Семья.
11.
Когда пишется мягкий знак- показатель мягкости?
После согласного в середине или в конце слова. Коньки, пень.
12.
Как переносятся слова
с буквой «й» и ь?
Й и ь входят в слог, поэтому не должны отделяться от буквы, за которой они стоят в слоге.
Лей-ка, конь-ки.
13.
Как произносится звонкий согласный на конце слова?
Звонкий парный согласный произносится как глухой. Дуб[п].
14.
Сколько в русском языке гласных букв? Назови.
10 гласных букв.
А-Я,О-Ё,У-Ю,Э-Е,Ы-И.
15.
Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов. Ли -са .
16.
Сколько в русском языке гласных звуков?
6 гласных звуков.
[а] [о] [у] [э] [и] [ы]
17.
Сколько всего букв в русском языке? Сколько согласных?

Всего 33 буквы.
21согласная буква.
18.
Какие буквы не обозначают звуков?

Ь и Ъ-не имеют звука.
19.
Назови гласные буквы, которые обозначают два звука.
Я [йа], Ё [йо], Е [йэ], Ю [йу].
20.
Почему ча – ща; чу- щу надо писать с буквой «а» и «у»?
Ч и Щ мягкие буквы – пишутся гласные буквы а и у.
21.
Как пишутся сочетания жи- ши?
ЖИ- ШИ с буквой И всегда пиши!
22.
Какие гласные обозначают мягкость согласных?
Гласные Я,Ё,Е,Ю,И обозначают мягкость согласного.
23. Как пишутся имена собственные? Имена собственные пишутся с большой буквы. Андрей, Иван.

Карточка №1
Спиши и подчеркни пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.
Лютый моро…, глубокий сне…, новый горо…, высокий стол…, свежий хле…,тяжёлый гру….


Карточка №2
Спиши. Измени данные слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Зубы, глаза, сапоги, сады, столбы, ежи.

Карточка №3
Допиши подходящие по смыслу слова с парными согласными.
В аквариуме плавают золотые….
В берлоге спит….
Ученик сделал в диктанте две….

Карточка №4
Вставь нужную букву, подобрав проверочные слова.
1 столбик: мн. число и ласково;
2 столбик: только ласково:
3 столбик: только мн. число.
Гри… Арбу… Кру…
Зу… Гру… Тру…
Чи ... Са… Огоро…



Словарь настроения
Праздничное, торжественное, радостное, веселое, шутливое, смешное. Светлое, прекрасное, сказочное.

Бодрое, приподнятое, уютное, мечтательное, задумчивое, таинственное.

Противоречивое, непонятное.

Сонное, ленивое, равнодушное.

Неуютное, беспокойное, тревожное, печальное, грустное.

Хмурое, мрачное, сердитое, угрюмое.

Капризное, привередливое, капризное, насмешливое.


• Хорошее
• Весёлое
• Праздничное
• Приподнятое
• Бодрое
• Игривое
• Задорное
• Лёгкое
• Счастливое
• Чудесное
• Спокойное
• Мирное
• Мечтательное
• Нежное
• Беззаботное
• Плохое
• Грустное
• Робкое
• Тяжёлое
• Бешенное
• Злобное
• Агрессивное
• Среднее
• Грозное
• Враждебное
• Чудное
• Необыкновенное
• Восхитительное
• Тяжкое
• Горестное
• Испуганное
• Болезненное
• Слезливое
• Сердитое
Категория: Начальная школа | Добавил: Таталекс (2015-11-13) | Автор: Алексеенко Татьяна Борисовна E
Просмотров: 456 | Комментарии: 1 | Теги: Начальная школа, парная согласная | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru