Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок–исследование «Имя существительное. Род и число имён существительных».
Тема: «Имя существительное. Род и число имён существительных».
Урок–исследование
3 класс
Урок 45минут
Цель: дать представление о роде имен существительных ,формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число имён существительных и при возможности его изменять.
Задачи: учить определять род имен существительных; способствовать развитию речи, мышления, усидчивость, интерес к предмету.
Оборудование: презентация, журнал исследований, карточки, опорные схемы рисунки на тему «Энергосбережение»,костюмы для сценки
Ход урока
I.Организационный момент
1.Эмоциональный настрой .
Ребята, я хочу сделать вам комплимент: какие сегодня вы красивые ! А какое у вас настроение? Не у всех хорошее, Давайте будем поднимать его . Подумайте о своей маме .Вспомните самый памятный и чудесный день в вашей жизни . Вспомните о самом вкусненьком ,что вы любите. Поднялось ? Давайте возьмем это настроение в кулачок на весь наш урок .
Вступительное слово учителя
Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок – исследования русского языка. Хотели бы вы побыть самыми настоящими исследователями? (слйд1)
Любое научное заведение имеет своё название. Мы будем называться научно-исследовательский класс. Научно – потому, что русский язык – это наука, исследовательский – так как мы будем исследовать. А исследуют всегда что-то новое, неизвестное.
Итак мы сегодня будем сотрудничать с академией наук .Все задания и инструкции по выполнению мы будем получать из академии наук . Будем проводить исследования в лабораториях . У нас 5 лабораторий . В каждой лаборатории старший научный сотрудник и его команда- лаборанты . Представьтесь
Исследования будем записывать в журнал исследований
А пока разминка. Вспомним изученные правила
2.Словарная работа
Вставить пропущенные буквы и определить правило ,на которое были пропущены буквы
1 лаборатория
Л.нтяй, д.ревья, св.нья, зв.зда з.рно
2лаборатория
Верблю.,хле., ду.ка ,поез.ка, ястреб

3 лаборатория
Яг.да, п.нал, р.бята, с.бака, з.яц
4лаборатория
Со.нце,трос.ник,сер.це, окрес.ность,праз.ник
5 лаборатория
Перч.тки, кувш.н,ёж.к, доч.ка,туч.ка
Рассказать правило
А эти задания отдайте на проверку нашим академикам , часть ,которых присутствует у нас на
уроке. (отдать на проверку учителям )
Скажите на какие вопросы отвечают слова,? что обозначают ?
Скажите какой частью речи являются все слова ,с которыми вы работали ?
Что еще можете сказать об этой части речи ? Являются собственными и нарицательными
II.Определение темы исследования.
- Значит, какие слова мы будем изучать? (Имена существительные) (слайд2)
1.Формирование цели исследования- узнать что-то новое об имени существительном)(слайд3)
- Результатом наших исследований станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык.
2. План исследований.(слайд4)
1.Как могут изменяться имена существительные?
Откройте тетради запишите число .
3.Минутка чистописания
ШКИРЭ
Кто догадался что мы написали ?Как расшифровать это слово ? Сегодня на уроке мы немного поговорим об этом проекте, а пока продолжаем нашу работу и начинаем наши исследования. Школьный проект по использованию ресурсов электроэнергии.
III.Актуализация опорных знаний
Упражнение в распознавании числа имён существительных.
ИССЛЕДОВАНИЕ 1.
- Вспомните, как могут изменяться имена существительные. Задания у ваших научных сотрудников .
Прочитайте слова. . В форме какого числа они даны? Измените форму числа каждого существительного
Карточки
1 лаборатория глаз, метель, сугроб, окно, ромашка,
2 лаборатория дерево, нож, малыш, флаг, сестра
3 лаборатория дом, море, , врач ,ручей крыло
4 лаборатория лиса кольцо, морж, муравей ,гора
5 лаборатория слон. шуба, береза, ягода, гриб
Какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного? Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе ?
- Сделаем вывод: Как могут изменяться имена существительные?
- Запишем первый результат наших исследований в журнал

1. Знакомство с существительными, имеющими одну форму числа.

Все ли имена существительные изменяются по числам?
Каждая лаборатория получит своё задание. Старшие научные сотрудники, получите у меня инструкцию по выполнению работы. Задание выполняем строго по инструкции. Работаем всей лабораторией,не шумим,чтобы не мешать другим.
Когда имя существительное стоит в форме множественного числа? ( если обозначает несколько предметов)
Задания для лаборатории №1,2,3
Прочитайте слова . Устно определите форму числа каждого имени существительного. Попробуйте поставить существительные в единственное число
Очки, ножницы, сани, щипцы, дрожжи, брюки, каникулы, хлопоты
Задания для лаборатории №4,5 (слайд5)
Прочитайте слова. Устно определите форму числа каждого имени существительного.Попробуйте поставить существительные во множественное число
Детвора, молодежь, Астана, Казахстан, восток, пальто, мёд, щавель(слайд6)
- Ребята, что вызвало у вас затруднение? Почему работа остановилась?
- А что это может означать? (Многие существительные могут иметь только одну форму числа: или множественную или единственную).
Запишите слова в тетрадь
Сделаем вывод: значит,в русском языке встречаются слова, которые называют один предмет (брюки, качели), относятся к форме множественного числа (они). И, наоборот, обозначая много предметов (детвора, молодёжь) – сами относятся к форме единственного числа. А имена собственные не могут изменять форму числа, т.к. находятся в единственном варианте всегда.
Запишем результат второго исследования в журнал
ИССЛЕДОВАНИЕ 2

IV.Игра физкультминутка
- Я называю имена существительные, вы определяете форму их числа.
Если существительное единственного числа – хлопок над головой,
Если множественного – быстро берётесь за руки, каждая команда – вместе. Выполнять дружно, не ошибаться!
лицо, молоко, духи, качели, страна, люди, детвора, тетради, звери, отвага, семья, березы .
Ознакомление с приёмами определения рода имён существительных.
- Итак, повторим, что мы знаем об имени существительном.
- Что обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Те, которые отвечают на вопрос кто являются …
- На вопрос что? ……….
- Могут называть имена, отчества …. И называются…
- Как могут изменяться?
-Как вы думаете, всё мы изучили про эту часть речи? Значит, исследования продолжаются.
Что ещё можно узнать о существительном?
- Прочитайте слова, попробуйте разделить их на 3 группы. Как это можно сделать?
Книга, карандаш, сердце, девочка, ученик, окно ,радость ,дом, мир.
4.Инсценирование сказки
В помощь вам я расскажу сказку. Инсценировка
Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.
- Так как же разделить данные слова на 3 группы?

ИССЛЕДОВАНИЕ 3.
Запишем исследование в журнал
Вывод: как можно различить имена существительные?

-Так как же определить род имён существительных? Догадались ?
Дети расскажут вам стихотворение.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя»
И запомню род мужской
Я теперь скажу: «Он - мой».
Средний род: «Оно – моё»
Это правило твоё.(слайд7)
ИССЛЕДОВАНИЕ 4.
Запишите следующие исследования в свой журнал .

Существительное, к которому можно поставить слова он мой, - существительное …………………………….. рода (… .р. )
Существительное, , к которому можно поставить слова она моя, - существительное ……………………….. рода (…. .р.)
Существительное, , к которому можно поставить слова он мой, - существительное ………………………….. рода (….. .р.)
- Старшие научные сотрудники, раздайте индивидуальные задания своим лаборантам.
У вас на карточках записаны слова. Внимательно прочитайте их и запишите в тетрадь в 3 столбика по родам.

Книга, карандаш, сердце, девочка, ученик, окно ,радость ,дом, мир.(слайд8)

М.р.он мой Ж. р. она моя С.р. оно моё
5.Работа с загадками (видео детей)
А теперь следующие задания вы получите от старших товарищей , которые учились в нашем классе , а теперь работают в академии наук лаборантами .Про энергосбережение
Написать отгадки, определить род имен существительных в лабораториях (видео дети 7 классов)

Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам - рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино (телевизор)

Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырек -
Загорелся огонек (лампочка)

Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок (радиоприемник)




Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были (пылесос)
.К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Беседа об экономии электроэнергии, тепла, воды. Блиц ответ
Следующее задание мы получаем из академии
6. Устная работа со словами
Заказ Академии наук(слайд9)
Я получила заказ и вы должны его выполнить Я заказываю существительное женского рода мужского рода, множественного числа глагол, имя существительное и и.т.п
7.Работа с текстом (стихотворение ) и рисунками. Подписать ..
Мы с вами очень много говорили о школьном проекте по энергосбережению Нарисовали и отправили рисунки в академию,там выбрали самые лучшие и прислали нам. Теперь мы должны продолжить работу и подписать рисунки немного оживить. На доске пять рисунков с номерами . Номер соответствует лаборатории . Каждая лаборатория должна подписать свой рисунок .Перед вами стихотворение Прочтем .
Работа с рисунками .
Вода всегда и всем нужна!
Мы это знаем всё, друзья.
Ну, а какая ей цена?
Кто вспоминает иногда?!
Капля капнула. Так мало!
Это, вроде, не беда.
Только с капелькой уходят
Наши деньги навсегда
4)Мы тратим свет, воду и газ.
Всё хорошо сейчас у нас.
А если тратить без ума —
Платить придётся всем сполна.
А если экономишь все богатства,
Считай, живёшь ты не напрасно
Берегите, люди, свет!
Нам без света жизни нет.
Если б не было бы света,
Жили б мы — не знаю как.
Не было б у человека
Никаких для жизни благ.
Неизвестно, как в пещерный век
Жил без света человек?
Электроэнергия — полезная вещь!
Хоть не надеть нам её и не съесть,
Хоть не услышать её, не узнать,
Хоть не увидеть её, не понять.
Все должны экономить!
Все должны понимать
То, что своё отношение
К ней нужно срочно менять!

.
ИССЛЕДОВАНИЕ 5
Определить род выделенных существительных .Так как определить род имен существительных
Запишем исследование в журнал
Чтобы определить род некоторых существительных нужно
поставить их в ………………….. форму

Работа с книгой .На интерактивной доске выполняем
Откройте учебники на странице 111 прочитаем правило Упражнение 250 на странице 112
8.Игра. Корректировка. Исправь ошибки
Осинью все утипляют свои дама, чтобы земой не включать электроотопительные приборы.
.Рибята раньше не знали, что экономя воду можно экономить электроэнергию. Насосы, приводимые в движение электрическими моторами, поднимают воду на нужную высоту(слайд10)
Лучшая лаборатория получает «Орден шелкового умника»
Устно определить род подчеркнутых имен существительных !
9. Рефлексия. (слайд 11)
У каждого из вас на столе лежит смайлик настроения вы должны изобразить это настроение и мы прикрепим смайлик настроения на дерево настроения.
V. Подведение итогов
Ребята, а что помогло нам справиться с серьёзной научно-исследовательской работой? (Наша
дружба, сплочённость, взаимовыручка). Наши лаборанты из академии еще что-то хотят нам
сказать.Передаю конверт детям. А конверт –то с секретом. Для каждой лаборатории еще что- ли
задание?Это оценки.!!Посмотрите. Научные сотрудники должны распределить оценки за работу .
VI.Выставление оценок. Покажите нашим гостям . Какое у вас настроение? Раскройте свои
кулачки и выдуйте это прекрасное настроение для всех гостей
Категория: Начальная школа | Добавил: dianahca (2015-11-21) | Автор: Тимошенко-Савченко ЛюбовьНиколаевна E
Просмотров: 1550 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 10:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru