Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Статья "Учебное моделирование как эффективное средство формирования фонетических знаний на уроках обучения грамоте"
Акмолинская область
ГУ «Средняя школа №2 города Щучинска отдела образования Бурабайского района»
Методическая копилка учителя начальных классов
Молдыбаевой Карлыгаш Аскеровны



Учебное моделирование как эффективное средство формирования фонетических знаний на уроках обучения грамоте.
Главная ценность на уроке - это время. Вот что, прежде всего, отнимают у учителя слабые ученики. И вот что он должен выиграть. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех этапах урока, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот моя цель. Этой цели мне помогает достичь один из методических приемов повышения эффективности современного урока – моделирование учебного материала.
Моделирование в широком смысле - это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшительными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, обобщающими схемами, таблицами, знаками.
Что же такое учебное моделирование?
Если оно учебное - значит, предназначено для обучения: помогает ученику учиться, а учителю - учить.
Учебные модели - это особая форма наглядности. Модель замещает какое-то реальное явление, воспроизведя более наглядно те его свойства, которые нас интересуют.
Есть такая наука фонетика, которая изучает звуковую сторону речи. Звук явление мимолетное. Почти неуловимое. Модель должна сказать: остановись, мгновенье! Для этого необходим зрительный образ (модель звука).
Для лучшего усвоения гласных звуков использовала такой прием, который помог мне в дальнейшей работе при чтении слогов. Дети, усвоившие работу артикуляционного аппарата, и запомнившие зрительно модель артикуляционного звука при произнесении гласных легко и быстро научились сливать звуки.
Изучение каждого из звуков начинаю с подробного объяснения произношения звука (т.е.) показать работу артикуляционного аппарата). Например, при изучении звука [а].
- Произнесите звук [а]. Мы широко открываем рот, воздух идет свободно без препятствий. А теперь вытяните губы в узкую трубочку и произнесите звук [а]. Не получается? Что вам хочется сделать. А теперь откройте широко рот и скажите звук [у]. Получилось? Значит, каждому звуку соответствует определенное положение органов артикуляции.
Звук [а] назвал себя круглым, потому что при произношении рот открыт ровно, красиво, язык лежит внизу, звук произносится свободно, воздушная струя, выходящего изо рта воздуха не встречает преграды. И обозначил себя вот такой схемкой:

Звук [о] назвал себя овальным, удивлялкой, потому что губы при произношении вытягиваются в овал, как буква «о» рот открыт, звук произносится свободно, воздух проходит свободно, без препятствий. Схема этого звука такая:

Звук [у] назвал себя страшилкой, губы вытягивались трубочкой. Схема звука маленький круг:

Звук [э] назвал себя дразнилкой. Губы растягиваем в стороны, как при улыбке, но улыбаемся, произносим твердо:
Звук [ы] – сердилка. Губы растягиваем в стороны, как при улыбке, но не улыбаемся, произносим твердо, сердито:
Звук [и] назвал себя смешилкой, он постоянно смеялся и губы при этом растягивались в улыбку:


Звук [а] [о] [у] [э] [ы] [и]
Для закрепления провожу по схемам-моделям такие игры:
1. Гласные звуки по моделям артикуляции звуков поем по два-три-четыре без остановки между ними а. о, у. э. ы.и.
2. Игра: «Молчанка» - дети угадывают звук по артикуляции.
3. Игровая ситуация: «Включите голос Буратино по положению его губ» Приходит в гости Незнайка и приносит фотографии Буратино с разным положением ротика.



Одной из моих находок являются модели «букв-человечков». Модели «букв-человечков» помогают полностью дать характеристику любого звука. Человечки с одёжками: шляпа - «цилиндр», коричневого цвета для обозначения глухих звуков, шляпа – «звоночек» желтого цвета для обозначения звонких звуков, 3 пары башмачков – синего, зеленого и красного цвета (у всех ребят в пакетиках данный набор одежек и «человечков»).


Модели «букв-человечков» помогают полностью дать характеристику любого звука.
Часто уроки начинаю с теоретической пятиминутки. На пятиминутках ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной модели. Модели обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергетический темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах.
Какую одежду носит буква Ж?
Почему звуки [А,О, У, Э. Ы, И] держат в руках гармошки?
Почему буквы Я,Е. Ё,Ю одели разные башмачки?
Почему звуки [р] и [р'] надевают только жёлтую шляпку –звоночек?
У нашего «человечка» на голове цилиндр, на ногах - зеленые башмачки. Как его зовут?
Дайте характеристику звука [п],звука [ц]
А правильно одеть человечка не так просто. Одёжка у него удивительная. Её нужно «услышать» - приложить пальчики к горлышку или заткнуть ушки и позвать звук по имени. Если в ответ зазвенят «колокольчики» (завибрируют связки) готовь шляпку–звоночек, если послышится сипение и кашель – готовь коричневый цилиндр –шляпу.
С помощью букв – человечков дети научились хорошо слышать звуки в слове, определять их характеристики.
В дальнейшем для закрепления характеристики звуков помогают опорные схемы, которые находятся в «папках-помогайках» у каждого ученика весь учебный год.
Благодаря учебным схемам создаются условия, необходимые для формирования ясных понятий о каждом из изучаемых разрядов в звуковой системе русского языка. С помощью другого ряда схем ученики получать четкое представление о разрядах (классах) русских букв.
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки бывают ударные и безударные. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Опорные схемы «Звонкие и глухие согласные звуки» выглядят следующим образом:

Такие опорные схемы дети запоминают надолго и прочно.
При классификации согласных звуков по звонкости –глухости выясняем с детьми, что буквы, обозначающие звуки [б,в.г.д,ж.з] сидят на звонке, сильно звенят и шумят. Но стоит им упасть со звонка, как они теряют свой звонкий голос, оглушаются и только шумят. Первую группу согласных называют парными звонкими согласными, а вторую – парными глухими согласными. Согласные [й, л, м, н, р] тоже сидят на звонке и звенят, но уних нет пар, и поэтому они называются непарными звонкими согласными. А согласные [ц. ч. щ. х ] забились в угол, шипят, но их никто не слышит. Называются они непарными глухими согласными.
Для закрепления звуков провожу работу в виде игры. Для этого готовлю наборное полотно, чтобы можно вставлять карточки с буквами:
1. «Заблудились звуки» Я вставляю карточки с буквами в наборное полотно (звоночек) неправильно. Дети приводят их в порядок.
2. «Распредели звуки по своим местам». На доске висит наборное полотно (звоночек). Дети по очереди расставляют карточки с буквами в прорези. Чтобы усложнить задачу, вместе с согласными кладу карточки и с гласными буквами.
3. «Помоги звукам найти место». Дети на листочках по шаблонам обводят звонки и рисуют кружок. Затем провожу работу в виде диктанта. Я называю звуки, а дети фломастером заполняют таблицы.
Каждое понятие будет лучше понято, поскольку у него появилась своего рода структурная формула - учебная схема.
И теперь, пользуясь схемами устных и письменных языковых единиц, мы наконец – то сможем моделировать учебные действия.
На уроках использую возможности моделей в целях индивидуализации обучения, дифференцирования задания каждому ученику. А также в развитии самостоятельности при решении грамматических задач.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОВА «МАЛИНА»
Определяем количество звуков. Для этого медленно произносим слово, выделяя голосом каждый звук.
В этом слове 6 звуков. Обводим 6 клеток-квадратиков. '
Делим слово на слоги: МА-ЛИ-НА. Ставим знак ударения: МА-ЛИ-НА.
Даём характеристику звуку. Снова медленно произносим каждый звук.
М-М-М – первый звук согласный, твёрдый, звонкий. Первый квадратик синий, сверху рисуем желтый звоночек
А-А-А – второй звук гласный. Второй квадратик красного цвета.
ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ – третий звук согласный. Мягкий, звонкий. Третий квадратик зелёный, с желтым звоночком сверху.
И-И-И – четвёртый квадратик красного цвета.
Н-Н-Н – пятый звук согласный, твёрдый, звонкий. Пятый квадратик синий, с желтым звоночком.
А-А-А – шестой квадратик красного цвета.
5) Обозначаем каждый звук буквой: МАЛИНА.



Всего звуков

Всего букв

При помощи учебных схем ребята легко справляются с заданием.

Модели активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса.
Категория: Начальная школа | Добавил: kma664 (2015-12-01) | Автор: Карлыгаш E
Просмотров: 798 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 1:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru