Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Познание мира Тема:«Воздух и погода. Прогноз погоды» 4 класс Тезина Е.Н. ОСШ№3 г.Аксай
Задачи:
• Формировать начальные понятия о составе воздуха, о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека, систематизировать материал о воздухе за прошлые уроки, дополнить новыми сведениями.
• Развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира, учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
• Воспитывать бережное отношение к природе, расширить знания о погоде.
• Развивать познавательную активность , мышление, речь.

Ход занятия

1. Организационный момент
Психологический настрой.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. И думаю, что этот день принесёт вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза, и повторяйте за мной. Я в школе, я на уроке, я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Я как разведчик всё замечу. Память моя крепка, голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
-Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. А о чём пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадки:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем
(воздух)
-Сегодня на уроке вы вспомните о составе воздуха и воздушной оболочке Земли, поговорим о прогнозе погоды. За правильный ответ вы будете сами ставить плюс на листочек. В конце урока мы подведём итоги и выставим оценки.

2.Работа в тетради. Запись числа, темы урока.

3.- Давайте вспомним, что вы знаете о воздухе?
–Какими свойствами обладает воздух? (прозрачный, бесцветный, без запаха)
- Какое значение имеет воздух для всего живого?
- Что такое ветер? (передвижение воздуха над поверхностью земли)

4.Послушаем стихотворение и ещё раз закрепим свойства воздуха.
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

«Состав воздуха»
- Так что же такое воздух? (Это газ)
- Верно. Воздух – это смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
Из каких слоев состоит атмосфера? (тропосфера 10-20 км, стратосфера до 50 км. Высокие слои 150-200 км)
- Где находится озоновый слой? (25 км от земли)
-Мы с вами вспомнили основные свойства воздуха. Одна из особенностей воздуха - это то, что он поддерживает горение.

5.Практическая работа
Опыт
Учитель проделывает опыт.
Горящую свечу накрываем стеклянной банкой. Свеча некоторое время горит, а потом гаснет.
- Почему? (Кислород сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит, состав воздуха изменился.)
Кислород поддерживает горение. Углекислый газ выделяется при любом горении - дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает.
- Как можно помочь человеку, если у него загорелась одежда?
- Укрыть плотной тканью, чтобы не поступал кислород.
Вывод.
Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед. Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение)
- А когда еще выделяется углекислый газ?
- Углекислый газ выделяется при дыхании.
-В нашем городе много промышленных предприятий. Назовите, какие вы знаете?
Все они в процессе работы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Вот представьте, какие потери кислорода возникают. Все живое давно бы погибло.
- Что помогает возвращать в воздух кислород? (ответы детей) Чем больше зелени, тем чище воздух.

6.- У вас было задание в тетради, написать о значении воздуха, пословицы о воздухе (ответы детей).
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

7.Чаша жизни (притча)
Однажды Учитель спросил меня:
- Чувствуешь ли ты вкус воздуха?
Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.
- Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?
Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.
- Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос.
Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться.
Тогда Учитель отпустил меня и я вдохнул полной грудью Жизнь. .
- Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись. - Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом.
Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мертв.
Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить ее раньше времени, а можно и вовсе расплескать.
- Воздух - это жизнь. Почему?

8.Физминутка

9. Сегодня мы еще поговорим и о погода, так как погода - это состояние воздуха в данной местности в данное время.
- А какая бывает погода? Продолжи…
То теплая, то…… холодная,
То тихая, то …… ветреная,
То ясная, то…… пасмурная,
То сухая, то …… дождливая.
- От чего зависит такое состояние погоды?
(от состояния неба, облаков, осадков, ветра, температуры воздуха)
- А какая погода нравится вам?

10. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»
«Не браните погоду, если бы она не менялась, то девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора» Френк Хаббарт.
– Как вы понимаете эти слова?

11.
- О погоде можно сказать, что она преподносит нам сюрпризы
Люди умели предсказывать погоду давно, когда еще не было в помине науки такой – метеорологии. В древние времена погоду предсказывали по народным приметам. Что же такое приметы?
- «Примета - это явление, случай, который в народе считается предвестием чего либо »
- Какие бывают приметы о погоде? (долгосрочные и краткосрочные)
Зима морозная – лето жаркое.
Зима снежная – лето дождливое.
Дым столбом – к морозу.
Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.
Много еловых шишек – к урожаю хлеба.
Но чтобы предсказать погоду точно, одних примет недостаточно. Тепло, а сколько градусов, ветрено, а с какой скоростью дует ветер. Не грозят ли буря, град, наводнение.
ВОТ КАКОЕ НАМ НУЖНО ПРЕДСКАЗАНИЕ - ТОЧНОЕ, НАУЧНОЕ ЕГО НАЗЫВАЮТ, ПРОГНОЗ ПОГОДЫ.
Поэтому систематически ведется наблюдение за изменением погоды на территории Казахстана более 150 лет.
Сейчас в Казахстане расположено 256 метеостанций. Наши станции входят во всемирную метеорологическую сеть, ведь погода не имеет границ.
Информация о предстоящей погоде должна быть максимально достоверной. Это основной критерий её качества.
Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.
Метеоролог (от греч. Meteoros, атмосферные и небесные явления) занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов.
ПРИБОРЫ:
1. ТЕРМОМЕТР- определяет температуру воздуха
2. ГИГРОМЕТР- измеряет влажность воздуха.
3. ФЛЮГЕР (АНОМЕТР)- измеряет скорость ветра
4. ДОЖДЕМЕР- определяет количество осадков
5. БАРОМЕТР- измеряет давление воздуха
Проводит первичный анализ полученных данных.
Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях.
Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики.
Синоптик (от греч. Syoptikous - обозревающий все вместе) - это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаний будущего состояния погоды.
Если метеорологи занимаются наблюдением первичным анализом, то основная задача синоптиков - составление прогнозов.
Со всей земли приходят метеосводки донесения о погоде. Миллионы цифр и знаков!!! И синоптики составляют по этим данным карты погоды. Погоду надо предсказывать быстро, чтобы прогноз поспел вовремя. Поэтому синоптикам помогают электронные машины, компьютеры. Нам понять прогноз помогают условные знаки:
1. флажки со стрелочкой - направление и скорость ветра
2. кружки – облачность (ясно, малооблачно, переменная, пасмурно)
3. осадки: дождь…, снег - ****, туман - ==,
4. границы тепла и холода - синий треугольник (холодный фронт)
Теплый - половинки кружков красного цвета.
5. метель - гроза - град - гололёд -
6. давление - высокое (антициклон), низкое - (циклон),
7. сильный ветер -
В городах и селах, в тайге и в пустыне, в океане и на льдинах, высоко в горах работают метеостанции.
Каждые 3 часа, в одну и ту же минуту, на всех метеостанциях земного шара метеорологи измеряют погоду. 9000 метеорологических станций учувствуют в обмене данных.
- Кому нужна информация о погоде и для чего?
(летчик…, строитель…, садовод…, водитель…, рыбак… и т.д.)

А еще круглый год бороздят моря и океаны научные суда, вокруг Земли вращаются метеорологические спутники, ведется наблюдение с космических кораблей.
- А хотите узнать о погоде на ближайшие дни? Как? (посмотреть прогноз погоды по телевизору, в интернете)

12. Работа по учебнику с.58 -59. Читаем, отвечаем на вопросы.
Д/з: стр. 58-60 пересказ.
13. Рефлексия
Тест ( на листочках):
1. Укажите верное высказывание:
а) Воздух бесцветен, пропускает солнечные лучи и нагревается от них.
b) Воздух имеет цвет, не пропускает солнечные лучи и нагревается от них.
c) Воздух прозрачен, пропускает солнечные лучи и нагревается от земли.
2. Ночью ветер дует:
а) с суши на воду
б) поднимается вверх
в) с воды на сушу
3. Что измеряют флюгером?
а) силу и направление ветра
б) температуру
в) содержание воды в воздухе
4. Летом ранним утром на траве образуется роса. А зимой и осенью?
а) снег
б) град
в) иней
5. Кто наблюдает за изменением и передвижением воздуха?
а) астрономы
б) метеорологи
в) геологи
6. Что называют сочетанием температуры воздуха, облачности, осадков, ветра в данной местности в определённое время?
а) природа
б) погода
в) явление
7. Как называют предсказание погоды?
а) прогноз
б) сведения
в) явление
8. Как называется движение воздуха на поверхности земли?
а) ветер
б) дождь
в) облако
Категория: Начальная школа | Добавил: Wolfdeath (2015-12-13) E
Просмотров: 222 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 7:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru