Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Синонимы, их роль в речи
Русский язык
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 15

Тема урока: Синонимы, их роль в речи
Цель: Ознакомление с понятием «синонимы» понимание их роли в речи.
Задачи урока: знать, что такое синонимы; называть синонимы к различным словам; правильно употреблять синонимы в речи; работать в парах; правильно записать слова с парными согласными; аккуратно работать в тетради.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки.

Этапы и структура урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы друг другу улыбаемся,
И урок наш начинается!
2. Проверка домашнего задания.

1. Актуализация знаний.

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.

Все слова языка (лексика).

Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).

Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

3. Введение в тему.

1. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка.

Карточка 1 задание 1

Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись.)

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова?

(синонимы)

А если точнее Лексические синонимы – это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения – запись на доске ( в течение урока на доске записываются опорные слова)

Сообщение темы урока и постановка цели (детьми)

Запись на доске

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединенных синонимическими отношениями.

Синонимы бывают … и … (примеры)

Роль синонимов в речи…

Мы поработали с первым текстом, какие предложения можем восстановить?

Ответы: синонимы, синонимический ряд – запись на доске – группа слов

2. Словарно-орфографическая работа. Сегодня у нас на уроке еще один гость.

Определите его по фонетическому облику [заi’иц].

Правильно запишите полученное вами слово. Перед вами слова Заяц – зайчик – зайка.. Что вы знаете про зайцев?

Учитель дополняет: Зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Распространены по всему миру, кроме Австралии и отдаленных островов. А еще у зайцев потовые железы находятся на подошвах лап и поэтому их следы пахнут так, что собака может взять след даже через 5-6 часов. Есть За́ячий остров, который находится в самом широком месте устья Невы, его длина — 750 метров, ширина — около 400 метров. А ещё зайцем называют человека, который ездит без билета.
Заяц - созвездие Южного полушария. В некоторых сказках заяц выступает как образец слабости или трусости. Противником зайца выступает волк.
А еще Заяц — герой советского мультфильма В. М. Котёночкина «Ну, погоди!».
Еще зайцу установлены памятники в с. Михайловское и Санкт-Петербурге на Заячьем острове. Памятник доблестному зайцу был открыт в Михайловском 25 декабря 2000 года. Памятник Зайчику, спасшемуся от наводнения, воздвигнут в Петербурге на Заячем острове

4. Будут ли слова Заяц – зайчик – зайка синонимами? Попробуем ответить на этот вопрос, прочитав отрывок из произведения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

Карточка 1 задание 2

Выпишите синонимы из текста:

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои,— ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

«То-то! — сказал я: — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота не велика!
…………………………………….

Лодку причалил — и: «с богом!» сказал.

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «у-х!

Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур, зимой

Не попадайся!

Ответы учащихся. Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными синонимами.- запись на доске

Запишите синонимы к слову заяц: зайка, косой, кролик, русак, беляк, грызун

5. Редактирование текста.

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Карточка 1 задание 3

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

(Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы?

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

6. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

(У зайки Бубы заболели зубы)

- Какие орфограммы можете назвать в данной скороговорке?

- Чем похожа скороговорка со стихотворением Некрасова и текстом Мамина-Сибиряка? (эти тексты объединены одной темой. В них говорится о зайцах)

Еще одно задание нам подготовил сегодняшний гость - подобрать синонимы к словам. Проверка.

7.. Работа по карточке № 2 (раздается каждому ученику)
Списать текст, вставить пропущенные буквы, устно объяснить условия выбора орфограммы,
расставить знаки препинания. Найти в тексте синонимы и выписать их в тетрадь.

Зима. За (?)кном сне… в..юга. Или м…тел..? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст..пи в поле а не в г..роде, х…тя это слов.. пр…ходит на ум. А х…р…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от х…л…да, стужи – к июн(?)ск…му теплу, июл(?)ской жаре, но, конеч(?)но, не к зною.

«3» - текст списать, предварительно его восстановив.

«4» - обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы

«5» - Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимический ряд.

8. Итог урока.

О каком лексическом явлении говорили на уроке? Обобщите по плану, с которым мы уже работали.

Запись на доске

9. Рефлексия.

Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает жетон с тем цветом, который, по его мнению, соответствует его работе на уроке.

Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось – красный жетон.

Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось – желтый жетон.

Я мог (ла) бы работать и лучше – синий жетон.

Я сегодня работал (а) плохо – зеленый жетон.

Приложение

Карточка № 1

1. Д. Мамин-Сибиряк. Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
2. Отрывок из произведения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

Выпишите синонимы из текста:

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои,— ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

«То-то! — сказал я: — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота не велика!

…………………………………….

Лодку причалил — и: «с богом!» сказал.

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «у-х!

Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур, зимой

Не попадайся!

3. Редактирование текста.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Карточка № 2 Домашнее задание

«3» - текст списать, предварительно его восстановив.

«4» - текст списать, обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы.

«5» - текст списать, предварительно его восстановив, обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы. Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимический ряд.

Зима. За (?)кном сне… в..юга. Или м…тел..? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст..пи в поле а не в г..роде, х…тя это слов.. пр…ходит на ум. А х…р…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от х…л…да, стужи – к июн(?)ск…му теплу, июл(?)ской жаре, но, конеч(?)но, не к зною.
Категория: Начальная школа | Добавил: Yworskay (2015-12-17) | Автор: Яворская Ольга Викторовна E
Просмотров: 325 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 8:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru