Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Синонимы, их роль в речи
Русский язык
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 15

Тема урока: Синонимы, их роль в речи
Цель: Ознакомление с понятием «синонимы» понимание их роли в речи.
Задачи урока: знать, что такое синонимы; называть синонимы к различным словам; правильно употреблять синонимы в речи; работать в парах; правильно записать слова с парными согласными; аккуратно работать в тетради.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки.

Этапы и структура урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы друг другу улыбаемся,
И урок наш начинается!
2. Проверка домашнего задания.

1. Актуализация знаний.

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.

Все слова языка (лексика).

Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).

Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

3. Введение в тему.

1. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка.

Карточка 1 задание 1

Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись.)

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова?

(синонимы)

А если точнее Лексические синонимы – это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения – запись на доске ( в течение урока на доске записываются опорные слова)

Сообщение темы урока и постановка цели (детьми)

Запись на доске

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединенных синонимическими отношениями.

Синонимы бывают … и … (примеры)

Роль синонимов в речи…

Мы поработали с первым текстом, какие предложения можем восстановить?

Ответы: синонимы, синонимический ряд – запись на доске – группа слов

2. Словарно-орфографическая работа. Сегодня у нас на уроке еще один гость.

Определите его по фонетическому облику [заi’иц].

Правильно запишите полученное вами слово. Перед вами слова Заяц – зайчик – зайка.. Что вы знаете про зайцев?

Учитель дополняет: Зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Распространены по всему миру, кроме Австралии и отдаленных островов. А еще у зайцев потовые железы находятся на подошвах лап и поэтому их следы пахнут так, что собака может взять след даже через 5-6 часов. Есть За́ячий остров, который находится в самом широком месте устья Невы, его длина — 750 метров, ширина — около 400 метров. А ещё зайцем называют человека, который ездит без билета.
Заяц - созвездие Южного полушария. В некоторых сказках заяц выступает как образец слабости или трусости. Противником зайца выступает волк.
А еще Заяц — герой советского мультфильма В. М. Котёночкина «Ну, погоди!».
Еще зайцу установлены памятники в с. Михайловское и Санкт-Петербурге на Заячьем острове. Памятник доблестному зайцу был открыт в Михайловском 25 декабря 2000 года. Памятник Зайчику, спасшемуся от наводнения, воздвигнут в Петербурге на Заячем острове

4. Будут ли слова Заяц – зайчик – зайка синонимами? Попробуем ответить на этот вопрос, прочитав отрывок из произведения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

Карточка 1 задание 2

Выпишите синонимы из текста:

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои,— ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

«То-то! — сказал я: — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота не велика!
…………………………………….

Лодку причалил — и: «с богом!» сказал.

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «у-х!

Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур, зимой

Не попадайся!

Ответы учащихся. Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными синонимами.- запись на доске

Запишите синонимы к слову заяц: зайка, косой, кролик, русак, беляк, грызун

5. Редактирование текста.

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Карточка 1 задание 3

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

(Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы?

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

6. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

(У зайки Бубы заболели зубы)

- Какие орфограммы можете назвать в данной скороговорке?

- Чем похожа скороговорка со стихотворением Некрасова и текстом Мамина-Сибиряка? (эти тексты объединены одной темой. В них говорится о зайцах)

Еще одно задание нам подготовил сегодняшний гость - подобрать синонимы к словам. Проверка.

7.. Работа по карточке № 2 (раздается каждому ученику)
Списать текст, вставить пропущенные буквы, устно объяснить условия выбора орфограммы,
расставить знаки препинания. Найти в тексте синонимы и выписать их в тетрадь.

Зима. За (?)кном сне… в..юга. Или м…тел..? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст..пи в поле а не в г..роде, х…тя это слов.. пр…ходит на ум. А х…р…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от х…л…да, стужи – к июн(?)ск…му теплу, июл(?)ской жаре, но, конеч(?)но, не к зною.

«3» - текст списать, предварительно его восстановив.

«4» - обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы

«5» - Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимический ряд.

8. Итог урока.

О каком лексическом явлении говорили на уроке? Обобщите по плану, с которым мы уже работали.

Запись на доске

9. Рефлексия.

Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает жетон с тем цветом, который, по его мнению, соответствует его работе на уроке.

Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось – красный жетон.

Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось – желтый жетон.

Я мог (ла) бы работать и лучше – синий жетон.

Я сегодня работал (а) плохо – зеленый жетон.

Приложение

Карточка № 1

1. Д. Мамин-Сибиряк. Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
2. Отрывок из произведения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

Выпишите синонимы из текста:

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои,— ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

«То-то! — сказал я: — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота не велика!

…………………………………….

Лодку причалил — и: «с богом!» сказал.

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «у-х!

Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур, зимой

Не попадайся!

3. Редактирование текста.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Карточка № 2 Домашнее задание

«3» - текст списать, предварительно его восстановив.

«4» - текст списать, обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы.

«5» - текст списать, предварительно его восстановив, обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы. Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимический ряд.

Зима. За (?)кном сне… в..юга. Или м…тел..? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст..пи в поле а не в г..роде, х…тя это слов.. пр…ходит на ум. А х…р…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от х…л…да, стужи – к июн(?)ск…му теплу, июл(?)ской жаре, но, конеч(?)но, не к зною.
Категория: Начальная школа | Добавил: Yworskay (2015-12-17) | Автор: Яворская Ольга Викторовна E
Просмотров: 1384 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 5:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru